Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2011 года Головинский районный суд г.Москвы,
в составе председательствующего федерального судьи Жилкиной Т.Г.,
с участием прокурора Поставничевой М.К.,
при секретаре Вдовых С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-156/11
по иску Ильменевой В.Ю. к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И ЛИстец Ильменева В.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, расходов, понесенных в счет возмещения юридических услуг в сумме 10213 руб., компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., мотивируя свои требования тем, что 16 января 2006 года между Ильменевой В.Ю. и Федеральным государственным унитарным предприятием Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации был заключен трудовой договора № ПТЦ/714/4, согласно которому Ильменева В.Ю. была принята на должность <данные изъяты>. 11 августа 2010 года Ильменевой В.Ю. была установлена <данные изъяты>. Приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 586-к от 9 сентября 2010 года истец был уволен. В качестве основания увольнения в приказе было указано: «в связи с отсутствием у работодателя работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением» на основании пункта 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, основание увольнения: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от 11 августа 2010 года, карта № 1140 к акту освидетельствования № 1474, выданная ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» филиал-бюро № 62, приказ ГосНИИ ГА от 9 сентября 2010 года № 89 «Об отстранении от работы В.Ю. Ильменевой». Истец не был ознакомлен с приказом № 89 от 9 сентября 2010 года «Об отстранении от работы В.Ю. Ильменевой».
В судебном заседании истец Ильменева В.Ю. и представитель истца, допущенный к участию в деле в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, Кузьмина Е.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Ивченко Ю.А. против иска возражал, считая увольнение истца законным и обоснованным.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, проверив и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд считает иск подлежащим отклонению в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.73 Трудового кодекса Российской Федерации работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
В соответствии со ст.73 Трудового кодекса Российской Федерации, Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Согласно п.8 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);
Как установлено судом, приказом № 9-к от 16 января 2006 года Ильменева В.Ю. была принята на работу в Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации на должность <данные изъяты>. 16 января 2006 года между сторонами был заключен трудовой договор № ПТЦ/714/4 (л.д.12). 11 августа 2010 года Ильменевой В.Ю. была установлена <данные изъяты>. Дата очередного освидетельствования 11 августа 2011 года (л.д.16).
Как следует из рапорта инженера по охране труда ФГУП ГосНИИ ГА Постникова Ю.А., Ильменева В.Ю. прошла медицинское освидетельствование в Федеральном государственном учреждении главного бюро медико-социальной защиты по Московской области. В результате была выдана карта № 1140 к акту освидетельствования № 1474 от 11 августа 2010 года с указанием рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. Работа уборщица связана с подъемом и перемещением груза вручную не более 10 кг (ведер с водой, мусора и отходов). Влажная уборка полов и помещений. Происходят контакты с вредными химическими веществами, входящими в состав моющих и дезинфицирующих средств. Во время работы уборщик пользуется специальной одеждой и специальной обувью. На основании Индивидуальной программы реабилитации от 11 августа 2010 года Ильменевой В.Ю. доступен труд в индивидуально созданных условиях, которые работодатель на ее рабочем месте создать не может. Перевести Ильменеву В.Ю. на другую работу в соответствии с медицинским заключением не представляется возможным из-за отсутствия такой работы. На основании статьи 76 ТК РФ Ильменева В.Ю. с 9 сентября 2010 года к работе не допускается (л.д.27).
Согласно приказа № 89 от 9 сентября 2010 года Ильменева В.Ю. была отстранена от работы с 9 сентября 2010 года на основании статьи 76 Трудового кодекса РФ. 9 сентября 2010 года Ильменева В.Ю. была ознакомлена с данным приказом (л.д.28).
Приказом № 586-к от 9 сентября 2010 года действие трудового договора № ПТЦ/714/4, заключенного между Ильменевой В.Ю. и ФГУП ГосНИИ ГА, прекращено, Ильменева В.Ю. уволена в связи с отсутствием у работодателя работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением (пункт 8 части первой статьи 77 ТК РФ) (л.д.29).
Согласно Инструкции по охране труда для уборщика производственных и служебных помещений (ИОТ 714-11-06), утвержденной Врио генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА и председателем профсоюзного комитета Л.., работа <данные изъяты> связана с подъемом и перемещением тяжестей вручную (ведер с водой, мусора и бытовых отходов); влажной уборки полов и помещений, в результате чего происходят контакты с вредными химическими веществами, входящими в состав моющих и дезинфицирующих средств; с работой в неудобной вынужденной позе; с длительной ходьбой (л.д.30-38).
В соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ от 6 февраля 1993 года № 105 нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную постоянно в течение рабочей смены не должны превышать 7 кг. Причем в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
Согласно индивидуальной программе реабилитации <данные изъяты>, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от 11 августа 2010 года карта № 1140 к акту освидетельствования № 1474, выданная ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» филиал-бюро № 62, для Ильменевой В.Ю. доступен труд в индивидуальных созданных условиях. Установлена вторая группа инвалидности на срок до 1 сентября 2011 года (л.д.25-26).
Согласно проведенного 23 декабря 2010 года освидетельствования Ильменевой В.Ю. в ФГУ «ГБ МСЭ по Московской области» (акт №611), Ильменевой В.Ю. была разработана индивидуальная программа реабилитации № 1822 (ИПР) взамен ИПР №1140 к акту 1474 от 11 августа 2010 года, согласно которой Ильменевой В.Ю. показан только надомный вид труда. Рекомендации филиала-бюро № 62 о доступности труда в специально созданных условиях Ильменевой В.Ю. отменены (л.д.53, 54-57, 58-59).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелось достаточно оснований для увольнения истца, поскольку Ильменева В.Ю. нуждалась во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев и у работодателя отсутствовала возможность предоставить истцу работу в индивидуально созданных условиях. Кроме того, в настоящее время Ильменевой В.Ю. показана работа только в специально созданных условиях – на дому. Поэтому исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы истца о том, что она может наливать по полведра воды, мусор является не тяжелым, поскольку состоит из газет и пластиковых бутылок, не имеют правового значения, поскольку согласно Инструкции по охране труда для уборщика производственных и служебных помещений (ИОТ 714-11-06), утвержденной Врио генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА и председателем профсоюзного комитета Литвинова Ю.А., работа уборщика связана с подъемом и перемещением тяжестей вручную (ведер с водой, мусора и бытовых отходов); влажной уборки полов и помещений, в результате чего происходят контакты с вредными химическими веществами, входящими в состав моющих и дезинфицирующих средств; с работой в неудобной вынужденной позе; с длительной ходьбой, что противопоказано истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении иска Ильменевой В.Ю. к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда г.Москвы.
Судья