РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 года
Головинский районный суд города Москвы в составе
Председательствующего судьи Куприяновой Е.Л.,
При секретаре Фоминой М.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-929/11 по иску Кацмана М.Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «Барклайс Банк» о защите прав потребителей, обязании надлежащим образом исполнять обязательства по договору, указать дату введения в действие «Тарифа по выпуску и обслуживанию международных дебетовых банковских карт» предоставить полную и достоверную информацию о реализуемой услуге, признании недействительными условий договора, обязании устранить причины, обуславливающие возможность возникновения ситуации, которая может повлечь за собой ущерб,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кацман М.Р. обратился в суд к ответчику ООО «Барклайс Банк» и просит обязать ответчика надлежащим образом исполнять свои обязательства по договору открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных дебетовых банковских карт VISA и MasterCard Worlwide, предусмотренных п. 8.2.7 Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных дебетовых банковских карт VISA и MasterCard Worlwide в ООО «Барклайс Банк», введенных в действие с 20 сентября 2010 года, в части помещения соответствующих объявлений на странице Банка в сети Интернет по адресу: www.barclays.ru не позднее, чем за пять банковских дней до даты введения в действие изменений к указанным Условиям, осуществляемым Банком в одностороннем порядке, обязать ответчика указывать на Тарифах по выпуску и обслуживанию международных дебетовых банковских карт VISA и MasterCard Worlwide, размещенных Банком на своем официальном сайте в сети Интернет, дату введения в действие указанных Тарифов, обязать ООО «Барклайс Банк» предоставить полную и достоверную информацию о реализуемой им Услуге в части «Правил платежной системы» и «правил международной платежной системы MasterCard Worldwide», указанных Банком в договоре (п.п. 1.; 2.2. «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», введены в действие с 20 сентября 2010 года), обязать ООО «Барклайс Банк» предоставить полную и достоверную информацию о реализуемой им Услуге в части «Правил», указанных Банком в договоре п. п. 7.1.2.; 10.1.; 10.2. «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», введены в действие с 20 сентября 2010 года), обязать ООО «Барклайс Банк» предоставить полную и достоверную информацию о реализуемой им Услуге в части порядка недопущения задолженности, указанного Банком в договоре (второй по счету п. 7.1.3. «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», введены в действие с 20 сентября 2010 года), обязать ООО «Барклайс Банк» предоставить полную и достоверную информацию о реализуемой им Услуге в части срока урегулирования финансовых обязательств между Сторонами, указанного Банком в договоре (п. 8.1.6. «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», введены в действие с 20 сентября 2010 года), признать недействительным условие договора (п. 7.1.8. «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», введены в действие с 20 сентября 2010 года) в части обязанности клиента возмещать Банку расходы по предотвращению незаконного использования Карт в размере фактически понесенных Банком расходов, подтвержденных документально, признать недействительным условие договора (п. 5.3. «Тарифов по выпуску и обслуживанию международных дебетовых банковских карт Visa и MasterCard для розничных клиентов ООО «Барклайс Банк») в части взимания комиссии за снятие денежных средств в пунктах выдачи наличных денежных средств, подключенных к процессингу Барклайс Банка, без наличия пластикой карты в случаях, когда Банком карта заблокирована, действие карты приостановлено или прекращено, либо карта изъята по независящим от клиента/держателя карты причинам, обязать ООО «Барклайс Банк» устранить причины, обуславливающие возможность возникновения ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для клиента при добросовестном исполнении им «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», мотивируя свои требования тем, что с января 2005 года он является клиентом ООО «Барклайс Банк», Условиями открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк» установлены порядок пользования услугой, правила ее безопасного и эффективного использования клиентом, права и обязанности клиента и банка. Действующие Условия и Тарифы Банк размещает в электронном виде на странице своего официального сайта http://www.barclays.ru/retail/cards/cards tarif в виде файлов в формате Portable Document. Банк нарушает его право на безопасность предоставляемой им Услуги, что обуславливается наличием в Услуге серьезных недостатков. В соответствии с п. 8.2.7. действующих Условий, Банк имеет право в одностороннем порядке изменять Тарифы и настоящие Условия, при этом Банк обязан не позднее, чем за 5 банковских дней до даты введения в действие указанных изменений поместить соответствующие объявления в своих операционных залах и на странице Банка в сети Интернет по адресу: www.barclays.ru. Клиент в соответствии с условиями договора обязан отслеживать все текущие изменения Условий и Тарифов. Аналогичная норма имелась и в прежних, ранее действующих редакциях условий. В соответствии с п. 8.2.7. действующих Условий, Банк имеет право в одностороннем порядке изменять Тарифы и настоящие Условия, при этом Банк обязан не позднее, чем за 5 банковских дней до даты введения в действие указанных изменений поместить соответствующие объявления в своих операционных залах и на странице Банка в сети Интернет по адресу: www.barclays.ru. В свою очередь, клиент (держатель карты), в соответствии с нормой договора, изложенной в Заявлении, обязан отслеживать все текущие изменения Условий и Тарифов. Аналогичная норма имелась и в прежних, ранее действующих редакциях условий. В течение длительного времени Банк периодически нарушает названные обязательства по договору. При введении в действие Условий в период с 2009 года по 2010 год в одностороннем порядке, свои обязательства в отношении размещения соответствующих объявлений на своей странице в сети Интернет Банк исполнил надлежащим образом, лишь в отношении указаний от 21 сентября 2009 года и от 20 сентября 2010 года. На его взгляд, налицо существенный недостаток Услуги Банка. Это обстоятельство объективно предопределяет вероятность невольного нарушения им Условий при добросовестном использовании карты и, соответственно, причинение мне убытков (вреда) - как прямых, так и связанных с возмещением ущерба Банку в соответствии с п. 10.2 Условий. Банк без объяснения причин не указывает на Тарифах, введенных в действие Банком в одностороннем порядке, размещенных в электронном виде на странице своего официального сайта дату введения их в действие. Прежде Банк оговариваемую дату на Тарифах указывал. Данное обстоятельство он расценивает, как возможность причинения ему убытков (вреда) при добросовестном пользовании мною Услугой. Ему также не известно, что именно в договоре, заключенным с ним, подразумевает Банк под термином «Правила международной платежной системы MasterCard Worldwide». В договоре Банк не дает ни определения (расшифровки) этому термину, ни какую-либо ссылку на «Правила международной платежной системы MasterCard Worldwide», как на некий официальный и доступный для меня документ. Это обстоятельство, объективно предопределяет вероятность невольного нарушения им «правил международной платежной системы» и Условий в целом при добросовестном использовании карты и, соответственно, причинение ему убытков (вреда) - как прямых, так и связанных с возмещением ущерба Банку в соответствии с п. 10.2 Условий. Ему не известно, что именно в договоре подразумевает Банк под термином «Правила». В договоре Банк не дает ни определения (расшифровки) этому термину, ни какую-либо ссылку на «Правила», как на некий официальный и доступный для меня документ. Это обстоятельство, также объективно предопределяет вероятность невольного нарушения им «Правил» и Условий в целом при добросовестном использовании карты и, соответственно, причинение ему убытков (вреда) - как прямых, так и связанных с возмещением ущерба Банку в соответствии с п. 10.2 Условий. В соответствии со вторым по счету п. 7.1.3. Условий, Клиент обязан не реже одного раза в месяц периодически самостоятельно контролировать движение средств по Счету, не допуская задолженности согласно п. 6.2.1. Условий. Ему достоверно не известно, что подразумевает Банк в части того, согласно чего именно он обязан не допускать задолженности, поскольку Условия не содержат каких-либо норм, пронумерованных как п. 6.2.1. Это обстоятельство, объективно предопределяет вероятность причинения ему убытков (вреда) при добросовестном пользовании им Услугой Банка. В соответствии с п. 8.1.6. Условий, Банк обязан в случае намерения Клиента закрыть Счета, возвратить клиенту остаток средств, размещенных на счете, по истечении срока урегулирования финансовых обязательств между Сторонами, определенного пунктом 10.4. Условий, наличными денежными средствами или безналичным переводом на счет Клиента согласно письменным инструкциям Клиента и в соответствии с действующими Тарифами Банка, и затем закрыть счета. Пункт. 10.4. Условий никаким образом не определяет срок урегулирования финансовых обязательств между Сторонами. В соответствии с п. 10.4. Условий, равно как и в соответствии с п. 10.3 Условий, Банк несет ответственность за сохранность средств, размещенных Клиентом на Счете, и гарантирует их возврат Клиенту по его первому требованию в соответствии с Условиями и действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 7.1.8. Условий, клиент обязан возмещать Банку расходы по предотвращению незаконного использования Карт в размере фактически понесенных Банком расходов, подтвержденных документально. Он полностью признает право Банка, как субъекта предпринимательской деятельности, осуществлять (самостоятельно и/или с привлечением третьих лиц) любые не противоречащие закону действия, направленные на снижение рисков Банка, объективно имеющих место в ходе любой предпринимательской деятельности, вплоть до полного их устранения. Соответственно, он полностью признает право Банка осуществлять любые не противоречащие закону действия для предотвращения незаконного использования Карт. Он полностью признает право Банка по собственному усмотрению определять размер расходов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, а также нести эти расходы и подтверждать их надлежащим образом. Это утверждение в полной мере относится и к возможным расходам Банка, связанным с предотвращением незаконного использования Карт. Однако, наличие в Условиях оговариваемой здесь нормы не может расценивать иначе, как возможность причинения ему убытков (вреда) при добросовестном пользовании им Услугой. В соответствии с п. 3.2.4. Условий, Клиент может воспользоваться банковским специальным карточным счетом без наличия пластиковой карты (для частичного получения средств в отделениях банка) при утере карты: при этом утерянная карта должна быть заблокирована; в случае блокировки карты (утеря, компрометация, порча и т.п., кроме случаев блокировки карты по решению судебных органов); по окончанию срока действия карты. В соответствии с п. 5.3. Тарифов, комиссия Банка при снятии денежных средств в пунктах выдачи наличных денежных средств, подключенных к процессингу Барклайс Банка, составляет 0,5% от суммы снимаемых денежных средств, но не менее 125 рублей (или, при снятии денежных средств в долларах США или евро, не менее соответственно 5 долларов США или 5 евро). Таким образом, в случае блокировки карты по не зависящим от него причинам (например, в случае, когда Банк, в соответствии с п.8.2.6. Условий, блокирует карту при возникновении ситуации, которая может повлечь ущерб для Банка), он вынужден пользоваться услугой Банка по выдаче наличных денежных средств без наличия пластиковой карты за плату. Данное обстоятельство он не может расценивать иначе, как возможность причинения ему убытков (вреда) при добросовестном пользовании им Услугой. В соответствии с п. 8.2.6. Условий, Банк имеет право блокировать Карту, изымать Карту, приостанавливать или прекращать действие Карты для предотвращения незаконного использования Карты (в том числе при обнаружении факта ее компрометации), в случае нарушения Держателем Карты настоящих условий, а также при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для Банка или Клиента, либо нарушение законодательства РФ. Таким образом, Банк констатирует, что при соблюдении им Условий, добросовестное пользование Услугой может причинить ему ущерб (вред). Он считает, что Банк, руководствуясь законодательством РФ, должен был бы по собственной инициативе приостановить реализацию Услуги до устранения причин, обуславливающих возможность причинения вреда клиентам при соблюдении ими Условий. 03 декабря 2010 года он обратился в банк с претензией об устранении указанных недостатков оказываемой им Услуги. 19 января 2011 года он получил ответ банка, в котором банк фактически признал, что его требования непосредственно связаны с качеством предоставляемой Банком Услуги, однако указанные им недостатки не были устранены. Указанные им нарушения непосредственно нарушают его права как потребителя.
В судебном заседании истец Кацман М.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Барлайс Банк» по доверенности Воротилина А.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что оснований для удовлетворения иска не имеется, доводы истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Выслушав истца Кацмана М.Р., представителя ответчика ООО «Барлайс Банк» по доверенности Воротилину А.И., проверив и изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части обязания ООО «Барклайс Банк» указывать на «Тарифах по выпуску и обслуживанию международных дебетовых банковских карт VISA и MasterCard Worlwide, размещаемых Обществом с ограниченной ответственностью «Барклайс Банк» на официальном сайте в сети Интернет, дату введения в действие указанных Тарифов, в остальной части подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Правила настоящей главы, относящиеся к банкам, применяются также и к другим кредитным организациям при заключении и исполнении ими договора банковского счета в соответствии с выданным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 858 ГК РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 12 Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
В соответствии со ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений сторон и материалов дела, Кацман М.Ю. с января 2008 года является клиентом ООО «Барклай Банк», между истцом и ответчиком заключен договор, отношения между истцом и банком регулируются Условиями открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк».
Как усматривается из материалов дела, истцом фактически оспариваются Условия, введенные в действие 20 сентября 2010 года.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом, объявление о введение в действие новой редакции Условий от 20 сентября 2010 года размещено Банком в сети Интернет надлежащим образом - за 5 банковских дней до введения их в действие, а именно 13 сентября 2010 года, что подтверждается соответствующей распечаткой с сайта Банка с текстом соответствующего объявления приложена к настоящим возражениям.
Данный факт не оспаривался истцом в судебном заседании, а поэтому суд приходит к выводу о том, что при введении в действие данных Условий свои обязательства в отношении размещения соответствующей информации на странице в сети Интернет Банк исполнил надлежащим образом.
Таким образом, требование Истца об обязании Банка надлежащим образом исполнять свои обязательства в части помещения соответствующих объявлений на странице Банка в сети Интернет не позднее, чем за 5 банковских дней до введения изменений, не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, установленные договором Тарифы по выпуску и обслуживанию международных дебетовых карт VISA и MasterCard периодически банком изменяются.
Право ответчика на изменение указанных Тарифов не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Как следует из п. 8.1. Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк» введенных в действие с 20 сентября 2010 года, содержит перечень обязанностей Банка.
В соответствии с п. 8.2.7. Условий Банк имеет право в одностороннем порядке изменять Тарифы.
Данные изменения Банк обязан не позднее, чем за 5 банковских дней до даты введения в действие указанных изменений поместить соответствующие объявления в своих операционных залах и на странице Банка в сети Интернет. Совокупность указанных положений свидетельствует о том, что соответствующие изменения, вносимые в Тарифы, вводятся в действие по истечение 5 банковских дней со дня размещения соответствующей информации в операционных залах и в сети Интернет.
В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Суд считает, что отсутствие на публикуемых Банком Тарифах сведений о дате их ведения в действие, нарушает положения ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», поскольку не предоставляет полной информации клиентам Банка о конкретной дате, с которой вступают в действия измененные Тарифы, а поэтому суд приходит к выводу о том, что требования истца об обязании банк указывать на Тарифах дату их ведения в действие являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что в Условиях содержится неполная информация о предоставляемой услуги, в том числе об отсутствии полной информации о предоставляемой услуги «Правил платежной системы» и «правил международной платежной системы MasterCard Worldwide», указанных Банком в договоре (п.п. 1.; 2.2. «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», введены в действие с 20 сентября 2010 года), в части «Правил», указанных Банком в договоре п. п. 7.1.2.; 10.1.; 10.2, поскольку как следует из Условий, веденных в действие 20 сентября 2010 года, термин «Правила», указанный в п. 1 и 2.2. Условий, четко определен – это «правила международной платежной системы, которая обслуживает Карту (MasterCard Wordwide - карты Cirrus/Maestro и MasterCard Standard/Gold или VISA International - карты VISA Electron Instant Issue/Electron/Classic/Gold/Platinum)».
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось истцом, автором указанных Правил является не Банк, а соответствующая платежная система (MasterCard, Visa). Правила регламентируют отношения не между клиентом и Банком, а между Банком и Платежной системой. Для держателей карт платежные системы размещают необходимую информацию на соответствующих сайтах: - MasterCard: http://www.mastercard.com/ru/gateway.html - Visa: http://www.visa.com.ru/main.jsp
Термин «Правила», указанный в п. п. 7.1.2, 10.1, 10.2 Условий, также четко определен.
Суд не находит оснований для удовлетворения требования истца в части обязания банк предоставить полную и достоверную информацию о реализуемой им Услуги в части срока урегулирования финансовых обязательств сторон, указанных в п. 8.1.6 Условий, поскольку как следует из п. 8.1.6 Условий, в случае намерения клиента закрыть Счета, Банк обязан возвратить клиенту остаток средств, размещенных на Счете, по истечении срока урегулирования финансовых обязательств между сторонами, а затем закрыть Счета.
В соответствии со ст. 851 ГК РФ, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.
Банк лишен возможности определять действия своих клиентов по урегулированию их финансовых обязательств перед Банком, не может влиять на проявление их воли - что делает невозможным и неправомерным установление фиксированного срока для урегулирования финансовых обязательств между Сторонами.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, ссылка в п. 8.1.6. Условий на п. 10.4 является технической ошибкой, на сущность правоотношений между Банком и Истцом не влияет, права Истца не нарушает.
Учитывая изложенное выше, суд считает, что требование истца об обязании Банка предоставить полную и достоверную информацию в части срока урегулирования финансовых обязательств между сторонами не основано на законодательстве, не подлежит удовлетворению.
Настаивая на удовлетворении исковых требований в части признания недействительными условий договора (п. 7.1.8. «Условий открытия банковского специального карточного счета, выпуска и обслуживания международных банковских карт в ООО «Барклайс Банк», введены в действие с 20 сентября 2010 года) в части обязанности клиента возмещать Банку расходы по предотвращению незаконного использования Карт в размере фактически понесенных Банком расходов, подтвержденных документально, условий договора (п. 5.3. «Тарифов по выпуску и обслуживанию международных дебетовых банковских карт Visa и MasterCard для розничных клиентов ООО «Барклайс Банк») в части взимания комиссии за снятие денежных средств в пунктах выдач наличных денежных средств, подключенных к процессингу Барклайс Банка, истец ссылается на то, что данные условия договора нарушают его права, поскольку он их расценивает, как возможность причинения ему убытков при добросовестном пользовании им услугой.
В судебном заседании истцом не представлено, а судом не добыто доказательств того, что Банком причинены истцу какие-либо убытки.
Согласно п. 7.1.8 Условий клиент обязан возмещать Банку расходы по предотвращению незаконного использования карт в размере фактически понесенных Банком расходов, подтвержденных документально.
Как следует из оспариваемого пункта Условия, данный пункт Условий неразрывно связан с совершением Банком действий, направленных на исключение/минимизацию негативных последствий для клиента при наличии возможности незаконного использования карт – то есть с осуществлением Банком действий в интересах клиента. Обязанность у клиента возместить Банку расходы по предотвращению незаконного использования карт в размере фактически понесенных Банком расходов, подтвержденных документально, полностью соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п. п. 3.1.3, 3.1.4 Условий, вместе с картой в специальном конверте держатель карты (клиент) получает ПИН, который в сочетании с картой полностью идентифицирует держателя карты при совершении операций. Банк гарантирует, что ПИН при передаче его держателю карты известен только держателю. При этом держатель карты обязан хранить ПИН в секрете, ни при каких обстоятельствах не сообщать его третьим лицам, не передавать карту третьим лицам, не сообщать третьим лицам идентификационные номера. Следовательно, Банк лишь выпускает карту и передает ее клиенту - дальнейшая судьба карты находится вне ведения и сферы влияния Банка. Ответственность за утерю карты, передачу ее третьим лицам, разглашение ПИН-кода и др. лежит на клиенте. Соответственно, возложение на Банк расходов, возникших в связи с предотвращением незаконного использования карты, противоречило бы гражданскому законодательству.
Положение п. 7.1.8. Условий является механизмом самозащиты прав Банка (ст. 12 ГК РФ).
Таким образом, требование истца о признании недействительным условия договора, указанного в п. 7.1.8. Условий, не основано на законе, не подлежит удовлетворению.
Суд не находит оснований для признания недействительным п. 5.3 тарифов, поскольку обязательство клиента выплачивать Банку комиссии в соответствии с действующими Тарифами установлено п. 7.1.8 Условий.
В соответствии с п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.
Заключив с Банком указанный договор, содержащий в том числе и положение об оплате комиссии в соответствии с Тарифом, истец осуществил свободное волеизъявление и принял условия договора в полном объеме.
Согласно п. 8.2.6 Условий Банк имеет право блокировать карту для предотвращения незаконного использования карты, в случае нарушения держателем карты настоящих Условий, а также при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для Банка или Клиента, либо нарушение законодательства РФ. В числе указанных причин блокировки карты, нет ни одной причины, зависящей исключительно от Банка и направленной единственно на защиту его интересов.
Обстоятельства, которые могут служить основанием для блокировки карты, а именно: - для предотвращения незаконного использования карты; - в случае нарушения держателем карты Условий; - возникновение ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для Банка; - возникновение ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для клиента; -возникновение ситуации, которая может повлечь за собой нарушение законодательства РФ не зависят от волеизъявления и действий Банка, могут являться следствием лишь действий клиента, а также третьих лиц, в частности, следствием противоправных действий третьих лиц. Указанные противоправные действия третьих лиц не могут быть исключены не только в связи с оказанием Банком услуг, но и в связи с любыми другими правоотношениями.
Таким образом, требование истца об обязании Банка устранить причины, обуславливающие возможность возникновения ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для клиента при добросовестном исполнении им Условий не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании истцом не представлено ни одного доказательства, что ответчиком допущено нарушение прав истца, действующее законодательство РФ не предусматривает возможность защиты прав, нарушение которых еще не произошло, то есть будущего нарушения права, потенциального нарушения права, равно как не предусматривает и возмещение возможных (а не фактически понесенных) убытков.
Исковые требования истец основывает исключительно на том, что оспариваемые действия Банка, положения Условий расцениваются истцом как вероятность причинения ему убытков; - возможность причинения ему убытков; - возможность причинения ему ущерба (вреда).
Между тем, согласно ст.ст. 12, 15 ГК РФ, ст. 12, 14, 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», возмещению подлежат убытки лишь при фактическом причинении вреда имуществу потребителя.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности и относимости, суд приходит к выводу о том, что имеется основания для удовлетворения требований истца об обязании ООО «Барклайс Банк» указывать на «Тарифах по выпуску и обслуживанию международных дебетовых банковских карт VISA и MasterCard Worlwide, размещаемых Обществом с ограниченной ответственностью «Барклайс Банк» на официальном сайте в сети Интернет, дату введения в действие указанных Тарифов, оснований для удовлетворения остальной части требований истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Барклайс Банк» указывать на «Тарифах по выпуску и обслуживанию международных дебетовых банковских карт VISA и MasterCard Worlwide, размещаемых Обществом с ограниченной ответственностью «Барклайс Банк» на официальном сайте в сети Интернет, дату введения в действие указанных Тарифов.
В удовлетворении остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда города Москвы.
Судья