решение о взыскании



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 года Головинский районный суд г.Москвы

в составе председательствующего федерального судьи Новиковой Е.А.

при секретаре Тюповой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2268/11 по иску Пономаренко А.И. к ООО «Алвона» о взыскании, компенсации морального вреда, суд

УСТАНОВИЛ

Истец Пономаренко А.И. обратился в суд с иском к ответчику ООО «Алвона» и просит взыскать с ответчика стоимость авиабилетов в сумме 39876 руб.; неустойку в размере 39876 руб. за неудовлетворение требований потребителя о возврате денежных средств; компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.; расходы по оплате юридических услуг в размере 4000 руб., мотивируя свои требования тем, что 27 декабря 2010 года приобрел у ответчика, являющегося уполномоченным агентом авиаперевозчика ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», два авиабилета по маршруту Москва-Рим-Москва с вылетом в Рим 07 марта 2011 года и вылетом из Рима в Москву 12 марта 2011 года. 05 марта 2011 года истец уведомил ответчика и авиаперевозчика об отказе от полета и потребовал возврата уплаченной денежной суммы, от чего ответчик в добровольном порядке отказывается.

В судебном заседании истец Пономаренко А.И. иск поддержал.

Ответчик ООО «Алвона» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил. Учитывая согласие явившегося в судебное заседание представителя истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Третье лицо ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» о времени и месте судебного заседания извещено, представитель в суд не явился.

Суд, выслушав истца, проверив и изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению, со снижением суммы неустойки и компенсации морального вреда, по следующим основаниям.

Согласно ст.108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

В соответствии с п.226, 231, 232 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требовании к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007г. № 82, пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

Согласно ч.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» 1. Требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. 3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Согласно п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 27 декабря 2010 года истец Пономаренко А.И. приобрел у ООО «Алвона», являющегося агентом авиаперевозчика ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», два авиабилета TKN 555-1696785053, 555-1696785054 по маршруту Москва-Рим-Москва, с вылетом 07 марта 2011 года рейсом SU 495 ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», и вылетом из Рима в Москву рейсом № SU 278 ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», оплатив в кассу ответчика 39876 руб., что подтверждается представленной в материалы дела копией квитанции к приходному кассовому ордеру № 2061 от 27 декабря 2010 года (л.д.8).

05 марта 2011 года истец отказался от договора, уведомив об этом ответчика и авиаперевозчика ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем третьего лица ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», и потребовал возвратить уплаченную за авиабилеты сумму, что ответчиком сделано не было.

Повторная претензия истца о возврате денежных средств, переданная ответчику 10 марта 2011 года, оставлена без удовлетворения.

Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что, в сиду вышеприведенных положений закона, истец, своевременно уведомивший перевозчика, имеет право на возврат уплаченной агенту авиаперевозчика ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» денежной суммы за перевозку, в размере 39876 руб.

Представленные ответчиком ООО «Алвона» в материалы дела копии направленных в адрес ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» писем о возврате денежных средств за авиабилеты TKN 555-1696785053, 555-1696785054 напрямую в офисах авиакомпании, не являются основанием для отказа в иске, поскольку истец состоял в правоотношениях непосредственно с ответчиком, в кассу которого истцом были уплачены денежные средства за авиабилеты.

С учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины ответчика, не исполнившего обязательства по возврату истцу денежных средств, в связи с отказом истца от исполнения договора, характера наступивших негативных последствий, в соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию с ответчика в пользу истца компенсация морального вреда в сумме 500 рублей.

На основании п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию неустойка за нарушение срока возврата денежных средств, в связи с отказом от исполнения договора, в размере трех процентов стоимости авиабилетов, что за период с 16 марта 2011 года по 21 апреля 2011 года (дата подачи иска) составляет 44262 руб. 36 коп. (39876 руб. х 3% х 37 дней). Истец просит взыскать с ответчика неустойку в размере стоимости авиабилетов, что составляет 39 876 руб. Однако, сумма неустойки в размере 39 876 руб. явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, а поэтому, в соответствии со ст.333 ГК РФ, суд считает возможным уменьшить неустойку. При определении ее размера, суд исходит из принципа соразмерности, а также учитывает то обстоятельство, что обязательство ответчиком до настоящего времени не исполнено, и считает возможным снизить размер неустойки до 1 000 руб.

Также истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 4000 руб. (л.д.12), которые, в силу ст.ст.94,98 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика ООО «Алвона».

Таким образом общая сумма взыскания с ответчика в пользу истца составляет 45376 руб. (39876 + 500 + 1000 + 4000).

Кроме того, в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика ООО «Алвона» следует взыскать штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что составляет 22688 руб. (45376 руб. : 2).

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика ООО «Алвона» подлежит взысканию госпошлина в доход государства в сумме 2453 руб. 80 коп., от уплаты которой, при подаче искового заявления, истец был освобождена на основании п.4 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Взыскать с ООО «Алвона» в пользу Пономаренко А.И. 39876 руб., неустойку в размере 1000 руб., в счет компенсации морального вреда 500 руб., судебные расходы в размере 4000 руб., а всего – 45376 руб.

Взыскать с ООО «Алвона» госпошлину в доход государства в размере 1561 руб. 28 коп.

Взыскать с ООО «Алвона» штраф в федеральный бюджет в размере 22688 руб.

На заочное решение может быть подано заявление об отмене решения в Головинский районный суд г.Москвы в течение 7 дней со дня получения копии решения либо решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи заявления об отмене решения суда.

Федеральный судья