РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 января 2012 года Головинский районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Куприяновой Е.Л., при секретаре Гришине Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-181/12 по иску Прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ОЗОН-МОНТАЖ» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства и обязании, УСТАНОВИЛ: Истец исполняющий обязанности прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ответчику ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» и просит признать незаконным бездействие ООО «ОЗОН-МОНТАЖ», выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства, в том числе по состоянию паспортов на образуемые отходы I-IV класса опасности, а также по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, обязать ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» произвести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе деятельности общества, обязать ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» разработать и утвердить соответствующие паспорта опасных отходов с последующем оформлением свидетельства о классе опасности отхода в территориальном органе Ростехнадзора, обязать ответчика заключить договор на вывоз образуемых отходов с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (по транспортировке и размещению отходов, относящихся к I-IV класса опасности), обязать ответчика произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с сентября 2009 года по настоящее время и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законом порядке за указанный период, мотивируя свои требования тем, что Четвертой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, в ООО «ОЗОН-МОНТАЖ», которое осуществляет складскую деятельность по хранению оборудования на территории особо режимного объекта ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» в арендуемых помещениях по адресу: <адрес>. В ходе проверки в сентябре 2011 года прокуратурой установлено, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» в арендуемых помещениях образуются отходы производства и потребления, в том числе бумажно-упаковочные материалы, твердые и бытовые отходы, что подтверждено письмом генерального директора общества. В нарушение требований природоохранного законодательства, ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» инвентаризация образующихся отходов производства и потребления не производилось, отнесение бумажно-упаковочных материалов и твердых отходов к тому или иному классу опасности в установленном порядке не произведено. В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнение природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что на образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» отходы производства и потребления паспорта не разработаны. В нарушение Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Закона Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» в ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» не организована инвентаризация образующихся отходов, а также современная разработка и утверждение паспортов на отходы I-IV класса опасности. Кроме того, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» самостоятельно, в отсутствие надлежащей лицензии на деятельность по транспортировке и размещению отходов, относящихся к I-IV класса опасности, осуществляется вывоз с территории объекта, на котором расположены занимаемые обществом нежилые помещения, отходов производства и потребления. Таким образом, на ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» в связи с образованием отходов производства распространяется обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Однако обществом в нарушение требований закона не вносятся платежи за негативное воздействие на окружающую среду с момента образования по настоящее время. При этом в соответствии с общим сроком исковой давности, установленным ст. 196 ГПК РФ, взыскание в судебном порядке платежей за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь за три года. Установлено, что запись об ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» в ЕГРЮЛ внесена 28 сентября 2009 года. Таким образом, возможно взыскание задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за весь период деятельности общества, то есть с сентября 2009 года по настоящее время. В судебном заседании помощник прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области Золотарева Е.С. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» по доверенности Рудый И.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что фактически проверка истцом соблюдения ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» исполнения требований природоохранного законодательства не проводилась. По телефонному звонку генеральным директором ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» было предоставлено информационное письмо, в котором было указано, что отходов I-IV класса опасности в процессе хозяйственной деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» не имеется, Общее количество бумажно-упаковочного материала и бытовых отходов в месяц составляет не более 5-12 кг., которые в соответствии с условиями договора аренды ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» размещает в специально определенных арендодателем местах. Помещения в соответствии с условиями договора аренды используются ООО «ОЗОН-МОНТАЖ», как склад и только для хранения оборудования, никакой производственной деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» на территории особо режимного объекта не ведет. Требования истца не обоснованны, поскольку ничем не подтверждены. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив и изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению в силу следующего. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (редакции от 21 ноября 2011 года, с изменениями от 07 декабря 2011 года) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (редакция от 21 ноября 2011 года) «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под «обращением с отходами» понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы. В абзаце 2 данной статьи дано понятие опасных отходов - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. На основании статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Согласно статье 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулировании в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» является особо режимным предприятием. 01 августа 2011 года между ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» (арендодатель) и ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» (арендатор) заключен договор аренды № 6-А/300. В соответствии с п. 1.1 данного договора арендодатель предоставляет арендатору за плату в аренду под склад нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> В соответствии с п. 3.2 договора ставка арендной платы включает в себя эксплуатационные расходы, связанные с функционированием и содержанием помещения и прилегающей территории в пригодном состоянии в соответствии с его назначением, плату за коммунальные услуги (канализацию). В соответствии с п. 5.2.4 договора арендатор принял на себя обязательства использовать помещение только для целей, указанных в п. 1.1. В соответствии с п. 5.2.16 договора арендатор принял на себя обязательства соблюдать установленные действующим законодательством РФ и гор. Москвы требования по охране окружающей среды. В соответствии с п. 5.2.18 договора арендатор обязуется согласовать с арендодателем места сбора и временного размещения бытовых отходов, а образующиеся отходы в ходе осуществления своей деятельности вывозить и утилизировать своими силами и за свой счет. В случае несанкционированного выброса мусора арендатором и в необорудованных для этого местах арендодатель вправе выставить штраф в размере 5000 руб. Факт несанкционированного выброса мусора фиксируется уполномоченным лицом арендодателя. Представитель истца в судебном заседании в качестве в подтверждение доводов проведения проверки исполнения требований природоохранного законодательства ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» представил письмо от 21 сентября 20011 года о предоставлении не позднее 23 сентября 2011 года ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» -правоустанавливающие документы (устав, свидетельства о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, о постановке на учет в налоговом органе); -свидетельства на право собственности на объекты недвижимости, договора аренды земли; -санитарно-эпидемиологические заключения по проектам размещения и строительства, в том числе по санитарно-защитной зоне; -проекты ПДВ, НДС и ПЛРО и разрешения к ним; -планы-графики контроля за соблюдением нормативов; -программа производственного экологического контроля, результаты выполнения за 2010, 2011 гг.; -лицензии на право пользования недрами, если такое право имеется; отчеты о выполнении условий; -регламенты технологического процесса; -договора по утилизации отходов, платежные и подтверждающие их утилизацию; -паспорта на отходы 1-4 классов опасности, в том числе договоры на утилизацию люминесцентных ламп и документы, подтверждающие их утилизацию; -лимиты размещения отходов производства и потребления (уведомительный отчет для малого и среднего бизнеса); -свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами производства и потребления; -платежные документы, подтверждающие внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010г. и 1, 2 кварталы 2011г.; -иные локальные нормативные акты, имеющие отношение к предмету проверки (л.д.38 – 39). 30 сентября 2011 года генеральный директор ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» направил истцу информационное письмо, из которого следует, что ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» занимает помещение по адресу: <адрес> на основании договора аренды от 01 августа 2011 года, заключенного с ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей». Помещение используется в целях хранения оборудования, как складское помещение, согласно договора аренды. Отходы при хранении оборудования имеют вид бумажно-упаковочного материала и бытовых отходов в количестве 5-12 кг. В месяц, которые вывозятся с территории своими силами в специально оборудованных мусорных контейнерах. Отходы не имеют классификации опасности (тип I-IV) (л.д. 26). Настаивая на удовлетворении исковых требований истец, обосновывает свои требования тем, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» в арендуемых помещениях образуются отходы производства и потребления, в том числе бумажно-упаковочные материалы, твердые бытовые отходы, инвентаризация образующихся отходов производства и потребления ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» не производилась, не произведено отнесение бумажно-упаковочных материалов и твердых бытовых отходов к тому или иному классу опасности. Суд не может согласиться с данной позицией стороны истца, поскольку доказательств того, что ООО «ОЗОН-МОНАТЖ» ведется хозяйственная деятельность в ходе, которой образуются отходы производства и потребления, стороной истца не представлено. Стороной истца не представлено доказательств того, что в период с даты заключения договора аренды 01 августа 2011 года по состоянию на 21 сентября 2011 года, ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» были допущены нарушения природоохранного законодательства. В судебном заседании стороной истца не представлено доказательств того, что в сентябре 2011 года были каким—либо способом зафиксированы нарушения ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» положений зафиксированных в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (редакция от 21 ноября 2011 года) «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (редакции от 21 ноября 2011 года, с изменениями от 07 декабря 2011 года) «Об охране окружающей среды», стороной истца не представлено доказательств того, что ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований закона, не представлено актов проверки хозяйственной деятельности. Суд не может согласиться с доводами стороны истца о том, что факт нарушения закона подтверждается информационным письмом генерального директора ООО «ОЗОН-МОНТАЖ», поскольку как буквально следует из указанного письма, помещение используется в целях хранения оборудования, как складское помещение, согласно договора аренды. Отходы при хранении оборудования имеют вид бумажно-упаковочного материала и бытовых отходов в количестве 5-12 кг. в месяц, которые вывозятся с территории своими силами в специально оборудованных мусорных контейнерах. Отходы не имеют классификации опасности (тип I-IV). В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (редакция от 21 ноября 2011 года) «Об отходах производства и потребления - опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В судебном заседании стороной истца не представлено доказательств того, что в ходе хозяйственной деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» образуется опасные отходы. В соответствии с п. 5.2.18 договора, заключенного между ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» и ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», арендатор обязуется согласовать с арендодателем места сбора и временного размещения бытовых отходов, а образующиеся отходы в ходе осуществления своей деятельности вывозить и утилизировать своими силами и за свой счет. В случае несанкционированного выброса мусора арендатором и в необорудованных для этого местах арендодатель вправе выставить штраф в размере 5000 руб. Факт несанкционированного выброса мусора фиксируется уполномоченным лицом арендодателя. В судебном заседании стороной истца не представлено доказательств того, что ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» были нарушены условия договора, связанные с сбором и размещение бытовых отходов. В соответствии с п. 3.2 договора ставка арендной платы включает в себя эксплуатационные расходы, связанные с функционированием и содержанием помещения и прилегающей территории в пригодном состоянии в соответствии с его назначением, плату за коммунальные услуги (канализацию). Доказательств того, что в ходе хозяйственной деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» образуются какие-либо иные отходы, кроме бытовых, стороной истца в судебном заседании не представлено. В судебном заседании стороной истца не представлено доказательств, что в ходе проверки были зафиксированы конкретные нарушения ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» действующего законодательства, что в ходе деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» образуются опасные отходы, что отходы, которые имеют место быть в ходе деятельности ООО «ОЗОН-МОНТАЖ» оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а поэтому в иске следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ОЗОН-МОНТАЖ» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства и обязании – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда города Москвы. Судья