Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Глушковский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Родионовой Л.А., при секретаре ФИО2 с участием истца ФИО1, представителя Управления Пенсионного Фонда РФ по Глушковскому району Курской области ФИО3, выступающей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ по Глушковскому району Курской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, У С Т А Н О В И Л: Решением Управления Пенсионного фонда РФ по Глушковскому району № от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Не согласившись с указанным решением ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по Глушковскому району Курской области, в котором просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ; решение Управления Пенсионного фонда по Глушковскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему в установлении досрочной трудовой пенсии признать незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Глушковскому району Курской области зачесть в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора <адрес> дошкольного детского дома и досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом Комитета образования Правительства Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, был назначен на должность директора <адрес> дошкольного детского дома Глушковского района. В соответствии с Уставом, <адрес> дошкольный детский дом является государственным образовательным учреждением для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из задач данного образовательного учреждения, согласно уставу, является – освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> дошкольный детский дом Глушковского района был переименован и зарегистрирован как Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <адрес> детский дом. Однако, функции, цели и задачи данного образовательного учреждения не изменились. ДД.ММ.ГГГГ, это учреждение снова было переименовано в Областное государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом». С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности директора одного образовательного учреждения, которое дважды за время его работы переименовывалось. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление ПФР Глушковского района Курской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их деятельности. Поскольку на дату обращения в пенсионный орган его трудовой стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей составлял более 25 лет, следовательно, он получил право на назначение досрочной трудовой пенсии. Однако УПФР по Глушковскому району Курской области, решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как нет 25 лет специального стажа работы. Пенсионным органом не учтён в специальный стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности директора <адрес> дошкольного детского дома, так как вышеуказанное учреждение не поименовано как в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на выслугу лет, утверждённом Постановлением Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, так и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, так и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утверждённым Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года. Считает, что такой отказ пенсионного органа не обоснован и противоречит законодательству по следующим основаниям. Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу подп. 10 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в графе «наименование учреждений» предусмотрено образовательное учреждение: детский дом (п. 1.3), в графе «наименование должностей» предусмотрена должность - директор. Считает, что наименования «детский дом» и «дошкольный детский дом» не меняют направленность деятельности образовательного учреждения, соответствуют требованиям решения образовательных и воспитательных задач. Дополнение к наименованию «детский дом» - дошкольный детский дом, не может являться препятствием для реализации его прав на досрочную трудовую пенсию. Характер выполняемой им работы в спорный период времени, условия, при которых она выполнялась, а также статус учреждения, в котором протекала его трудовая деятельность в данный период, свидетельствуют о том, что менялось лишь наименование образовательного учреждения.С учётом вышеуказанных требований, при уплате им страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, считает подлежащим зачёту в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности директора <адрес> дошкольного детского дома. При включении данного периода в специальный трудовой стаж, стаж его трудовой педагогической деятельности составит более 25 лет. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ; решение Управления Пенсионного фонда по Глушковскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему в установлении досрочной трудовой пенсии признать незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Глушковскому району Курской области зачесть в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора <адрес> дошкольного детского дома и досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика – УПФ РФ по Глушковскому району Курской области по доверенности ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала по основаниям, указанным в решении Управления Пенсионного фонда по Глушковскому району № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как нет 25 лет специального стажа работы, его стаж на день обращения составил 24 года 01 день. Пенсионным органом не учтён в специальный стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности директора <адрес> дошкольного детского дома, так как вышеуказанное учреждение не поименовано как в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на выслугу лет, утверждённом Постановлением Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, так и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, так и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утверждённым Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года. Просила в удовлетворении иска ФИО1 отказать, поскольку на момент обращения истца в УПФ РФ за назначением досрочной трудовой пенсии- ДД.ММ.ГГГГ, у него отсутствовал специальный стаж работы-25 лет. При этом, представитель ответчика пояснила, что с учетом спорного периода на момент обращения в УПФ РФ по Глушковскому району за назначением пенсии у истца имелся необходимый 25-летний спецстаж. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему. В силу ст.7 Конституции РФ, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье человека, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются федеральным законом. При этом в силу ст.15 ч.1 Конституции РФ федеральный законодатель обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы её принципов и норм. Согласно ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и охраны прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство пенсионных прав граждан, выполнявших определенную профессиональную деятельность в одних и тех же условиях труда, связанных с воздействием на организм неблагоприятных физических, психологических и иных факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда, дающую право на получение досрочной трудовой пенсии по старости Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1, имея страховой стаж более 25 лет (29 лет 4 месяца 2 дня), ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ по Глушковскому району Курской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по Глушковскому району № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как отсутствует специальный стаж 25 лет. Не учтён в специальный стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора <адрес> дошкольного детского дома, так как вышеуказанное учреждение не поименовано как Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на выслугу лет, утверждённом Постановлением Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, так и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, так и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утверждённым Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года. Подтверждено документами 24 года 01 день. Данные обстоятельства подтверждаются копией решения Управления Пенсионного фонда по Глушковскогому району (л.д.№), копией заявления истца (л.д.№), имеющимися в материалах пенсионного дела данными о стаже (л.д.29-31), выписками из индивидуального лицевого счета (л.д.№), объяснениями сторон. Однако с вышеуказанными выводами комиссии суд не может согласиться в связи со следующим. Как установлено в судебном заседании, оспариваемый истцом период имел место до 1.01.2002 г., т.н. до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Данному Федеральному закону, вступившему в силу с 1.01.2002 г., не придана обратная сила в части назначения досрочной трудовой пенсии, следовательно, ограничения, касающиеся назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, следует применять с 1.01.2002 г. До введения в действие указанного федерального закона право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью регламентировалось ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», в соответствии с которой пенсия устанавливалась в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Условием, определяющим право на пенсию в связи с педагогической деятельностью и других учреждениях для детей в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» является выслуга лет не менее 25 лет. Федеральным законодательством в области социального обеспечения, действовавшим до 1.01.2002 г. не устанавливались ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам устанавливалась в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и наименования учреждения, с которым они состояли в трудовых отношениях. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г., в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в графе «наименование учреждений» предусмотрено образовательное учреждение: детский дом (п. 1.3), в графе «наименование должностей» предусмотрена должность - директор. П.4 Постановления Правительства РФ от 22.09.99г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусмотрено, что допускается установление тождественности должностей и учреждений, предусмотренных указанным Списком. Аналогичное право закреплено и в Постановлении Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организационным формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Из ст.9 этого же закона следует, что общеобразовательные программы являются составной частью образовательной программы в РФ. Как установлено в судебном заседании, следует из пояснений истца в судебном заседании и не оспаривается представителем ответчика, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, включая спорный период, ФИО1, работает в должности директора одного образовательного учреждения, которое дважды за время его работы переименовывалось: сначала это был <адрес> дошкольный детский дом Глушковского района, являвшийся государственным образовательным учреждением для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Уставом, <адрес> дошкольный детский дом является государственным образовательным учреждением для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из задач данного образовательного учреждения, согласно уставу, является – освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; ДД.ММ.ГГГГ <адрес> дошкольный детский дом Глушковского района был переименован и зарегистрирован как Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <адрес> детский дом. Однако, функции, цели и задачи данного образовательного учреждения не изменились; ДД.ММ.ГГГГ, это учреждение снова было переименовано в Областное государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом». Характер выполняемой им работы в спорный период времени, условия, при которых она выполнялась, а также статус учреждения, в котором протекала его трудовая деятельность в данный период, свидетельствуют о том, что менялось лишь наименование образовательного учреждения. Данные обстоятельства также подтверждаются копией трудовой книжки (л.д.№), копиями Уставов ГОУ <адрес> дошкольного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.№), ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «№ детский дом» (л.д.№), а также материалами пенсионного дела ФИО1. Таким образом, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, работая в должности директора <адрес> дошкольного детского дома, выполнял работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Оценив добытые по делу доказательства, сопоставив их с вышеуказанными нормами пенсионного законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемый период работы подлежит включению в спецстаж истца ФИО1, поскольку он в спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в должности директора <адрес> дошкольного детского дома, осуществлял педагогическую деятельность в указанном государственном учреждении, уплачивал страховые взносы, при этом с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени осуществляет задачи, функции, должностные обязанности директора <адрес> детского дома, которые не изменились. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в графе «наименование учреждений» предусматривает образовательное учреждение: детский дом (п. 1.3), в графе «наименование должностей» предусматривает должность - директор. Истолкование представителем ответчика Закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также ныне и ранее действующего законодательства, указанного в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по Глушковскому району № от ДД.ММ.ГГГГ, как позволяющего не включать спорные периоды работы в спецстаж истца не только противоречит их действительному смыслу и предназначению, но и создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положения ст.19 ч.ч.1,2 Конституции РФ, а также приводит к неправильному ограничению права граждан на социальное обеспечение, гарантированное ст.39 ч.1 Конституции РФ. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С учетом спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, предусмотренный п.п.10 п.1 ст.28 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца ФИО1 на день обращения за пенсией-ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет 1 месяц 13 дней, что превышает требуемые 25-лет. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 обоснованны и подлежат удовлетворению. С ответчика в доход государства, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, следует взыскать государственную пошлину в размере 200 руб., от уплаты которой истец был освобожден. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Решение Управления Пенсионного фонда по Глушковскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии ФИО1 признать незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Глушковскому району Курской области зачесть в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора <адрес> дошкольного детского дома и досрочно назначить ФИО1 трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по Глушковскому району государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Глушковский райсуд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. Судья Л.А. Родионова