Решение 2-65



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Посёлок Глушково « ДД.ММ.ГГГГ года

Глушковский районный суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Калантай Т.В.,

с участием истицы ФИО3,

ответчика ФИО1,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО1 и администрации <адрес> о признании за ней права собственности на домовладение в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО1 и администрации <адрес>, в котором просит признать за ней в порядке наследования право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. Указала, что данное домовладение, состоящее из жилого дома, двух сараев, погреба, навеса, было построено в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1, однако в Государственном архиве <адрес> сведений о предоставлении ему земельного участка под застройку не имеется. Согласно похозяйственной книги , лицевого счёта за ДД.ММ.ГГГГ год, домовладение было зарегистрировано за её мужем ФИО2. Земельный участок площадью га, на котором расположено домовладение, на основании решения администрации <адрес> был передан ему в собственность с выдачей свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ её муж ФИО2 умер, оставшееся наследственное имущество в виде домовладения она не имеет возможности принять, так как отсутствуют правоустанавливающие документы.

В судебном заседании истица ФИО3 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить и признать за ней в порядке наследования после смерти мужа ФИО2 право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования ФИО3 признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения. Показал, что спорное домовладение было построено им в ДД.ММ.ГГГГ году, относилось к типу колхозного двора. После того, как он стал проживать в другом домовладении, с ДД.ММ.ГГГГ года в указанном домовладении проживали его сын ФИО2 со своей женой ФИО3. А так как домовладение относилось к типу колхозного двора, оно было зарегистрировано за его сыном ФИО2, где он проживал с женой до дня смерти, то есть ДД.ММ.ГГГГ. После смерти сына содержит домовладение ФИО3, спора о нем не имеется.

Представитель ответчика администрации <адрес> извещённый должным образом о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился, в телефонограмме исковые требования ФИО3 о признании за ней права собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, признал в полном объёме и не возражал против их удовлетворения, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований, Федерального Государственного Унитарного предприятия «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, извещённые должным образом о дне, времени, месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в сообщении не возражали против удовлетворения исковых требований ФИО3 и просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав истицу, ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно выписки от ДД.ММ.ГГГГ из технического паспорта, а так же технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>(л.д.), домовладение было построено в ДД.ММ.ГГГГ году, право собственности не зарегистрировано.

В судебном заседании установлено, что в вышеуказанном домовладении ДД.ММ.ГГГГ года постройки проживали ФИО2 вместе с женой ФИО3, несли все расходы по содержанию домовладения, уплачивали необходимые налоги. После смерти ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году в указанном домовладении проживает ФИО3, содержит его в надлежащем порядке, уплачивает налоги. Домовладение не заложено, не арестовано, в муниципальную собственность не передано. Данные обстоятельства подтверждены как свидетельскими показаниями, так и выпиской из похозяйственной книги , лицевой счёт <адрес>, справками Администрации <адрес>.

Так свидетели ФИО5 и ФИО7. в судебном заседании пояснили, что они проживают по соседству с домом , по <адрес>, в <адрес>, который построил в ДД.ММ.ГГГГ году отец ФИО2- ФИО1, однако в указанном доме постоянно проживали ФИО3 и ФИО2, которому и принадлежало домовладение, ухаживали за земельным участком, уплачивали все необходимые платежи и налоги. Так же знают, что домовладение ФИО2 никому не продавал. После смерти ФИО2все обязанности по содержанию домовладения исполняет его жена ФИО3, которая проживает в домовладении.

В справке архивного управления <адрес>(л.д.) указано, что в документах архивного фонда исполкома <адрес>, в протоколах заседаний сельсовета за ДД.ММ.ГГГГ год, не имеется сведений о предоставлении земельного участка под строительство жилого <адрес>.

Поскольку у ФИО1 отсутствовали документы, подтверждающие выделение ему земельного участка под строительство, то государственная регистрация построенного в ДД.ММ.ГГГГ году домовладения не проведена, следовательно, построенное домовладение является самовольной постройкой.

Как усматривается из копий похозяйственных книг с ДД.ММ.ГГГГ года(лд.) хозяйство ФИО2, расположенное на <адрес>, лицевой счет , где он указан как глава семьи, в составе которой указана жена ФИО3 относилось в типу колхозного двора в колхозе им. <адрес>. После реорганизации колхоза <адрес> в производственный кооператив <адрес>, земельный участок площадью га, на котором расположено домовладение, на основании решения администрации <адрес> был передан ФИО2 в собственность с выдачей свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.

Самовольной постройкой, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, признаётся жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданным без получения для этого необходимых разрешений. Однако в соответствии с ч.3 данной статьи, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В судебном заседании также установлено, что ФИО2 открыто владел, пользовался домом по своему усмотрению, нёс бремя его содержания (л.д.(л.д.), в связи с чем суд считает, что он обладал при жизни совокупностью прав, присущих собственнику в силу ст. 209 ГК РФ.

Поскольку согласно свидетельства о смерти от № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.) ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Так как завещание ФИО2 не составил, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону на имущество ФИО2, оставшееся после его смерти, является, согласно свидетельства заключении брака № I от ДД.ММ.ГГГГ, жена ФИО3

Из наследственного дела за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.) к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что его жена ФИО3 приняла наследство юридически, получила у нотариуса <адрес> нотариального округа свидетельства о праве на наследство по закону: на земельный участок площадью га, расположенный по адресу: <адрес>, земельную долю, площадью га., из земель сельхозугодий кооператива <адрес> и денежный вклад.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что в связи с отсутствием надлежащего оформления права собственности на недвижимое имущество, истица, являясь наследником по закону, фактически приняв наследство умершего ФИО2 в установленный законом срок, лишена возможности реализовать свои наследственные права, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 обоснованы, подлежат удовлетворению, в связи с чем за истицей следует признать в порядке наследования право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ, уроженкой <адрес>, как наследником по закону ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего, согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.

На решение суда в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Курский областной суд через Глушковский районный суд.

Судья: Т.В.Калантай