Решение по исковому заявлению прокурора об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства



РЕШЕНИЕ дело

Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Глушковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего районного судьи Аториной И.П.,

с участием помощника прокурора <адрес> Татаренко Е.Е., а также представителей ответчика Ответчик 1, Представитель 1,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПК «<адрес>» об обязании СПК «<адрес>» принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов при помощи специализированной организации,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СПК «<адрес>» <адрес> об обязании СПК «<адрес>» не позднее месяцев после вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории СПК «<адрес>» при помощи специализированной техники, мотивируя свои доводы тем, что в ходе проведенной проверки в СПК «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ года установлены нарушения в сфере соблюдения экологического и природоохранного законодательства. Согласно постановлению Правительства Курской области от 04.10.2004 № 104 "О перечне мест размещения пестицидов и агрохимикатов" в СПК "<адрес>" имеется килограмм и литров неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, которые использовались для дезинфекции и защиты растений от вредителей. До настоящего времени меры по утилизации указанных пестицидов и агрохимикатов не предпринимались, указанные пестициды находятся в том же количестве и в помещениях принадлежащих СПК "<адрес>" с нарушением санитарных правил и норм. Проверкой, проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в СПК "<адрес>", не обеспечено соблюдение требований законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Татаренко Е.Е. поддержала иск и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила обязать СПК «<адрес>» не позднее месяцев после вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории СПК «<адрес>» при помощи специализированной организации.

Представители ответчика по доверенности Ответчик 1, Представитель 1, исковые требования признали в части, пояснили, что СПК «<адрес>» не пользуется складом находящемся на обочине дороги <адрес>, пестициды и агрохимикаты находящееся в другом складе готовы вывезти при заключении договора со специализированной организацией.

В судебное заседание не явились надлежащим образом уведомленные о дне, месте и времени рассмотрения дела представители третьих лиц: ТО Управления <адрес> по <адрес> в <адрес>х, Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> областям, своих доводов и возражений суду не предоставили, в связи с чем в соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив письменные материалы дела, выслушав стороны по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Ст.11 ФЗ"Об охране окружающей среды" закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч.1 ст. 49, ч.1 ст. 51 вышеуказанного закона, юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и

применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. Хранение пестицидов и агрохимикатов следует проводить в штабелях, на поддонах и стеллажах. Категорически запрещается хранение препаратов непосредственно на полу. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары, в случае ее нарушения препараты незамедлительно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными и пролитыми. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

В силу ст. 20 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах, которые исключают возможность негативного воздействия людей на окружающую среду.

Статьей 24 указанного Закона определено, что обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов.

Согласно пункту 3.18 "Правил по хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов", утвержденных Министерством здравоохранения РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 29 апреля 1999 года, запрещается хранение пестицидов в помещениях, не предназначенных для этих целей и под открытым небом.

В результате нарушения установленных правил хранения пестицидов, они представляют потенциальную опасность для человека и среды его обитания в силу высокой биологической активности при малых уровнях воздействия, способных к циркуляции в окружающей среде и возможности контакта с ними населения (СанПин 1.21077-01), что требует принятия незамедлительных мер по их захоронению (утилизации).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень мест размещения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов для включения их в реестр потенциально опасных объектов <адрес>, согласно которому на территории <адрес> в границах СПК "<адрес>" <адрес> имеется два места размещения непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов общей массой килограмм и литров.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» в СПК "<адрес>" в <адрес> в метрах за зданием СПК «<адрес>» расположено деревянное строение размером приблизительно метра, в котором хранятся запрещенные пришедшие в негодность пестициды в металлических бочках и в бумажных барабанах. Доступ в здание ограничен, на двери имеется навесной замок, крыша покрыта шифером, здание не охраняется. Второй склад расположен с правой стороны обочины дороги <адрес>, в метрах от поворота на <адрес>.

Решением Малого совета от ДД.ММ.ГГГГ колхоз "<адрес> " переименован в производственный кооператив "<адрес>". На основании постановления Главы Администрации исполнительной государственной власти <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производственный кооператив "<адрес>" был переименован в СПК "<адрес>". Согласно информации, представленной администрацией <адрес> СПК "<адрес>" в производственной деятельности использует пестициды и агрохимикаты. В складских помещениях СПК «<адрес>» находятся непригодные к применению пестициды и агрохимикаты.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества за от ДД.ММ.ГГГГ СПК «<адрес>» является собственником химсклада, расположенного в <адрес>.

В настоящее время указанные пестициды хранятся в складе ядохимикатов, принадлежащем СПК «<адрес>», а также возле помещения правления СПК «<адрес>» с нарушением санитарных правил и норм. Правоустанавливающих документов на данные пестициды у СПК «<адрес>» не имеется, на его балансе они не состоят. Вместе с этим СПК «<адрес>» является правопреемником ПК «<адрес>», который в свою очередь являлся правопреемником колхоза <адрес>.

Проверкой, проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в СПК "<адрес>", расположенном по адресу: <адрес> не обеспечено соблюдение требований законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом совместной проверки прокуратуры <адрес> и Управлением <адрес> по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом о результатах проверки помощника прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, СПК "<адрес>" нарушены требования Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Вышеуказанные нарушения природоохранного законодательства оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь, может отразится на здоровье граждан, условиях их проживания.

Бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан РФ, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Доводы представителей ответчика о том, что не пользуются одним из складов с пестицидами и агрохимикатами, являются не состоятельными и ничем не подтвержденными в судебном заседании.

Таким образом, СПК "<адрес>" свою хозяйственно-производственную деятельность осуществляет с нарушением норм природоохранного законодательства, что в свою очередь нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Оценивая все доказательства по делу, суд находит, что заявление прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «<адрес>» <адрес> не позднее месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории СПК «<адрес>» при помощи специализированной техники.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья: И.П. Аторина.