Решение по исковому заявлению прокурора об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства



РЕШЕНИЕ дело

Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Глушковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего районного судьи Аториной И.П.,

с участием помощника прокурора <адрес> Татаренко Е.Е., а также представителя ответчика Представитель 1,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПК «<адрес>» об обязании СПК «<адрес>» принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов при помощи специализированной организации,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СПК «<адрес>» <адрес> об обязании СПК «<адрес>» не позднее месяцев после вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории СПК «<адрес>» при помощи специализированной техники, мотивируя свои доводы тем, что в ходе проведенной проверки в СПК «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ года установлены нарушения в сфере соблюдения экологического и природоохранного законодательства. Согласно постановлению <адрес> от 04.10.2004 № 104 "О перечне мест размещения пестицидов и агрохимикатов" в СПК "<адрес>" имеется килограмм и литров неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, которые использовались для дезинфекции и защиты растений от вредителей. До настоящего время меры по утилизации указанных пестицидов и агрохимикатов не предпринимались, указанные пестициды хранятся возле склада ядохимикатов, принадлежащем СПК "<адрес>" с нарушением санитарных правил и норм. Проверкой, проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в СПК "<адрес>", не обеспечено соблюдение требований законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Татаренко Е.Е. поддержала иск и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила обязать СПК «<адрес>» не позднее месяцев после вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории СПК «<адрес>» при помощи специализированной организации.

Представитель ответчика по доверенности Представитель 1 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что в кубовой металлической бочке находится кг. неопознанных сыпучих пестицидов, доступ к ним изолирован, отсутствуют доказательства однозначно указывающие на то, что перечисленные прокурором пестициды и агрохимикаты являются ядовитыми.

В судебное заседание не явились надлежащим образом уведомленные о дне, месте и времени рассмотрения дела представители третьих лиц: ТО Управления <адрес> по <адрес>х, <адрес>, Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, своих доводов и возражений суду не предоставили, в связи с чем в соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Изучив письменные материалы дела, выслушав стороны по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Ст.11 ФЗ"Об охране окружающей среды" закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч.1 ст. 49, ч.1 ст. 51 вышеуказанного закона, юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и

применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. Хранение пестицидов и агрохимикатов следует проводить в штабелях, на поддонах и стеллажах. Категорически запрещается хранение препаратов непосредственно на полу. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары, в случае ее нарушения препараты незамедлительно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными и пролитыми. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

В силу ст. 20 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах, которые исключают возможность негативного воздействия людей на окружающую среду.

Статьей 24 указанного Закона определено, что обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов.

Согласно пункту 3.18 "Правил по хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов", утвержденных Министерством здравоохранения РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 29 апреля 1999 года, запрещается хранение пестицидов в помещениях, не предназначенных для этих целей и под открытым небом.

В результате нарушения установленных правил хранения пестицидов, они представляют потенциальную опасность для человека и среды его обитания в силу высокой биологической активности при малых уровнях воздействия, способных к циркуляции в окружающей среде и возможности контакта с ними населения (СанПин 1.21077-01), что требует принятия незамедлительных мер по их захоронению (утилизации).

Постановлением Правительства Курской области от 01.04.2010 № 49-пп утвержден Перечень мест размещения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов для включения их в реестр потенциально опасных объектов <адрес>, согласно которому на территории <адрес> в границах СПК "<адрес>" <адрес> имеется место размещения непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов общей массой килограмм и литров.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории СПК "<адрес>" примерно в метрах от тока принадлежащего СПК "<адрес>" имеется бывший склад для удобрений из красного кирпича, который в настоящее время не используется, внутри него ничего нет. Возле стены склада лежит металлическая бочка объектом около кубических метров, в которую сложены неидентифицированные пестициды килограмм порошкообразных и литров жидких. Территория, где расположена бочка не охраняется.

Решением Малого совета от ДД.ММ.ГГГГ колхоз "Красное
<адрес>" переименован в производственный кооператив "<адрес>". На
основании постановления Главы Администрации исполнительной

государственной власти <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производственный " кооператив "<адрес>" был переименован в СПК "<адрес>". Согласно информации, представленной администрацией <адрес> на территории СПК "<адрес>" имеется цистерна, которая расположена возле склада химических удобрений тракторной бригады СПК "<адрес>", в ней находятся ядохимикаты, которые принадлежат СПК "<адрес>".

Согласно объяснения Представитель 1 на территории СПК "<адрес>" <адрес> возле бывшего склада ядохимикатов находится кубовая бочка, в которой находятся килограммов неопознанных сыпучих пестицидов, указанные пестициды ранее хранились в складе ядохимикатов СПК "<адрес>", а около ДД.ММ.ГГГГ лет назад были помещены в указанную бочку.

Согласно объяснения ФИО4 установлено, что указанные пестициды хранились еще до образования, СПК "<адрес>", в настоящее время правоустанавливающих документов на указанные пестициды в СПК "<адрес>" не имеется, на балансе СПК "<адрес>" они не числятся. Данные пестициды и
агрохимикаты ранее принадлежали ПК "<адрес>", который осуществлял свою деятельность на территории, где в настоящее время осуществляет свою производственную деятельность СПК "<адрес>". В настоящее время указанныенеидентифицированные пестициды и агрохимикаты в порядке правоприемства перешли в собственность СПК "<адрес>".

Проверкой, проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в СПК "<адрес>", расположенном по адресу: <адрес> не обеспечено соблюдение требований законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом совместной проверки прокуратуры <адрес> и Управлением <адрес> по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом о результатах проверки помощника прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Доводы представителя ответчика о том, что отсутствуют доказательства однозначно указывающие на то, что хранящиеся в СПК «<адрес>» пестициды и агрохимикаты являются ядовитыми, необоснованны и противоречат приведенному выше законодательству.

Таким образом, СПК "<адрес>" нарушены требования Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Вышеуказанные нарушения природоохранного законодательства оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь, может отразится на здоровье граждан, условиях их проживания.

Бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан РФ, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, СПК "Красное Знамя" свою хозяйственно-производственную деятельность осуществляет с нарушением норм природоохранного законодательства, что в свою очередь нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Оценивая все доказательства по делу, суд находит, что заявление прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «<адрес>» <адрес> не позднее месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к вывозу и утилизации неидентифицированных пестицидов и агрохимикатов, расположенных на территории СПК «<адрес>» при помощи специализированной техники.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья: И.П. Аторина.