РЕШЕНИЕ Дело № Именем Российской Федерации Глушковский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Аториной И.П., с участием помощника прокурора <адрес> Мокаева Р.Б., при секретаре ФИО1, а также представителя ответчика Представитель 1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ЗАО «<адрес>» о принудительном прекращении деятельности по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка, УСТАНОВИЛ: <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации обратился в суд с иском к ЗАО «<адрес>» о признании деятельности ответчика по добыче общераспространенного полезного ископаемого <данные изъяты> на участке недр «<адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточнее <адрес> незаконной, обязании ЗАО «<адрес>» прекратить деятельность по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка на участке недр «<адрес>», указывая, что ответчик создан для производства работ по строительству, ремонту, реконструкции, содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также для занятия иной деятельностью, не запрещенной законом. По договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> передала в аренду ООО «<адрес>» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории МО «Нижнемордокский <адрес>» <адрес> для использования в целях сельскохозяйственного производства. ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» по договору субаренды предоставило ответчику данный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях добычи полезного ископаемого - <данные изъяты> для ремонта и содержания автомобильных дорог. При этом, согласно договора субаренды, ответчик обязан использовать земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения и предназначенный для сельскохозяйственного производства, в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Однако на спорном земельном участке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком разработан карьер, где складирован <данные изъяты>, ответчик не выполняет обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, ведет разработку карьера на землях сельскохозяйственного назначения, где происходит снятие верхнего плодородного слоя почв, что не является сельскохозяйственным производством, не соответствует целям использования земельного участка, свидетельствует об использовании ответчиком земельного участка не по целевому назначению. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мокаев Р.Б иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил и просил признать деятельность ответчика по добыче общераспространенного полезного ископаемого <данные изъяты> на участке недр «<адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточнее <адрес> незаконной, обязать ЗАО «<адрес>» прекратить деятельность по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка на участке недр «<адрес>» до разрешения вопроса по переводу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Представитель ответчика по доверенности Представитель 1 исковые требования признала, просила не прекращать их деятельность по добыче <данные изъяты>, пояснив, что ЗАО «<адрес>» производит из карьера, расположенного на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, добычу песка. Они обращались в администрацию <адрес> с заявлением о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, но данный вопрос не разрешен до настоящего времени. Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. По ст. 4 указанного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Как следует из ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Согласно ст. 4 Закона РФ «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: - распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения; - установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений В соответствии с п.п. «г» п. 7 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293 органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический контроль по вопросу выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения. По Распоряжению МПР РФ №17-р Администрации <адрес> №01-05/13 от 11.03.2005 года «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по <адрес>» <данные изъяты> является общераспространенным полезным ископаемым. Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. ЗАО «<адрес> согласно Уставу, создано для производства работ по строительству, ремонту, реконструкции, содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также для занятия иной деятельностью, не запрещенной законом. В судебном заседании установлено, что добыча <данные изъяты> ЗАО «<адрес>» осуществляется в соответствии с лицензией на право пользования недрами, выданной и зарегистрированной департаментом экологической безопасности и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №. В соответствии с договором аренды № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> передала в аренду ООО «<адрес>» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №. общей площадью № кв.м., расположенный на территории муниципального образования «<адрес> для использования в целях сельскохозяйственного производства. По п.4.1.1 указанного договора аренды арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения данного договора при использовании земельного участка не по целевому назначению. Согласно п. 4.4.2 договора аренды арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. На основании договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес>» предоставило в субаренду ЗАО «<адрес>» указанный земельный участок. Данный земельный участок в силу пункта 1.1 договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен Субарендатору ЗАО «<адрес>» из земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях добычи полезного ископаемого - <данные изъяты>, для ремонта и содержания автомобильных дорог. Пунктом 4.4.2 указанного договора закреплена обязанность ЗАО «<адрес>» использовать Участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером №. часть которого является земельный участок, переданный в субаренду ЗАО «<адрес>» следует, что рассматриваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного производства. Пунктом 8 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых выделена категория земель сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 2 указанной статьи земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В ст. 42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Как следует из ч.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Согласно ч.1 ст.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Как видно из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено, что на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разработан карьер, где складирован <данные изъяты>, в карьере обнаружен земельный участок, захламленный отходами производства. Также установлено, ЗАО «<адрес>» не выполняет обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, ведет разработку карьера на землях сельскохозяйственного назначения, где происходит снятие верхнего плодородного слоя почвы, что также подтверждается и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО4 из которых следует, что ЗАО «<адрес>» ведет разработку карьера на участке земель сельскохозяйственного назначения. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ЗАО «<адрес>» прокурором района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.8 КоАП РФ - использование земель не по целевому назначению и направлено представление об устранении выявленных нарушений земельного законодательства РФ. Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и объяснений ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разработан карьер, где складирован <данные изъяты>. Также установлено, что ЗАО «<адрес> не выполняет обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, ведет разработку карьера на землях сельскохозяйственного назначения, где происходит снятие верхнего плодородного слоя почв. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что разработка котлована, добыча полезного ископаемого - <данные изъяты> не является сельскохозяйственным производством, не соответствует целям использования земельного участка, указанным в документах государственного кадастра, и свидетельствует об использовании ответчиком земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Согласно требований Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" суд считает, что прокурор <адрес> вправе обратиться в суд с иском к ответчику в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Оценивая все доказательства по делу, суд находит, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению. При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд учитывает, что истцом заявлено требование неимущественного характера, в связи с этим истцом при обращении в суд в силу подп. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежала бы уплате государственная пошлина в сумме № рублей. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере № рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. Следовательно, поскольку истец прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в силу ст.333.36 НК РФ,с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме № рублей в доход бюджета <адрес> ( п.2 ст.61.1 БК РФ). На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать деятельность ЗАО «<адрес>» по добыче общераспространенного полезного ископаемого <данные изъяты> на участке недр «<адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточнее <адрес>, незаконной. Обязать ЗАО «<адрес>» прекратить деятельность по добыче общераспространенного полезного ископаемого <данные изъяты> на участке недр «<адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточнее <адрес> до разрешения вопроса по переводу участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Взыскать с ЗАО «<адрес>»государственную пошлину в размере № рублей в доход бюджета муниципального образования «<адрес>. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий судья: И.П. Аторина
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а так
же строительства подземных сооружений местного значения;