Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года Глушковский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Родионовой Л.А., при секретаре ФИО3, c участием представителей истицы Истец 1 Представитель 1 - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года, Представитель 3–по ходатайству, представителей ответчика- Администрации <адрес> Представитель 2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Истец 1 к администрации <адрес> об обязывании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л : Истец 1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать администрацию <адрес> поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны, мотивируя свои доводы тем, что является вдовой участника ВОВ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ею было подано в МО «<адрес>» заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий, к которому были приложены все необходимые для постановки на учет документы: справки БТИ, УФРС, копии паспорта, удостоверения вдовы, удостоверения к медалям, справки о том, что является супругой умершего, свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти мужа, свидетельства о рождении, номер расчетного счета в банке. С момента подачи указанного заявления в течение более № календарных дней никакого ответа она не получила, в связи с чем была вынуждена обратиться в Администрацию Президента РФ с заявлением о разъяснении причин по которым не получила никакого ответа от администрации <адрес> по указанному вопросу. В письме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было рекомендовано представитель к уже представленным документам следующие документы: технический паспорт на домовладение, свидетельство на право собственности, договор купли-продажи на домовладение, при этом не указано, на какое именно домовладение, должна представить перечисленные документы. Она зарегистрирована по адресу: <адрес>, в домовладении, расположенном на земельном участке, который принадлежал ее умершему мужу. Однако данное домовладение ее мужу на праве собственности никогда не принадлежало, в связи с чем вступить в права наследования на домовладение, в котором она прописана, не могла, кроме того, ее преклонный возраст и состояние здоровья не позволяют ей проживать в указанном домовладении, которому присвоен почтовый адрес: <адрес>. То, что она не имеет права собственности на данное домовладение, подтверждается справками УФРС и БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие права собственности на данное домовладение не позволяет ей представить документы, указанные в письменной ответе <адрес>. Считает, что в соответствии с п.4 ч.1 ст21 ФЗ №5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года( в ред. От 21.12.2009 года) и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Просит обязать администрацию <адрес> поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны; взыскать с администрации <адрес> в ее пользу судебные расходы в размере № рублей, из которых № рублей – госпошлина в УФРС, № рублей – плата в БТИ, № рублей – оплата услуг представителя. ДД.ММ.ГГГГ истец Истец 1 уточнила исковые требования и просила привлечь к участию в деле в качестве соответчика администрацию <адрес>, поскольку она зарегистрирована на территории <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец Истец 1 уточнила исковые требования, просила исключить из числа ответчиков <адрес>, и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать Администрацию <адрес> поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны; взыскать с администрации <адрес> в ее пользу судебные расходы в размере № рублей, из которых № рублей – госпошлина в УФРС, № рублей – плата в БТИ, № рублей – оплата услуг представителя Представитель 3 ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца Истец 1 была произведена замена ответчика с Администрации <адрес> на Администрацию <адрес> в связи с реорганизацией Администрации <адрес>, правопреемником которого является <адрес>. Истец Истец 1 дополнила исковые требования и просила признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> не законным и подлежащим отмене, указав, что о постановлении Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, она узнала только в судебном заседании, данное постановление вынесено без учета того, что она не имеет прав собственности на домовладение, в котором прописана, и в котором не проживает более № лет, поэтому ею не был представлен техпаспорт на домовладение, а все остальные документы она к заявлению о постановке на учет приложила в полном объеме, а кроме того взыскать с ответчика транспортные расходы по приезду в суд в размере № рублей. ДД.ММ.ГГГГ истица Истец 1 уточнила исковые требования в части взыскания расходов на услуги представителя и, сославшись на то, что за составление кассационной жалобы и присутствие представителя Представитель 3 в суде кассационной инстанции понесла расходы соответственно в размере № руб. и № рублей, оплатила № рублей за день присутствия указанного представителя в суде ДД.ММ.ГГГГ, просила взыскать с ответчика в ее пользу на основании ст.100 ГПК РФ дополнительно № рублей. В судебном заседании представители истца Представитель 1, Представитель 3 поддержали уточненные исковые требования Истец 1 и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> об отказе Истец 1 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и подлежащим отмене, обязать Администрацию <адрес> поставить истицу на учет по улучшению жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны; взыскать с администрации <адрес> в пользу Истец 1 судебные расходы в размере № рублей, из которых № рублей – госпошлина в УФРС, № рублей – оплата в БТИ, за справки необходимые для представления в суд, транспортные расходы в сумме № рублей, определенных путем умножения № дней участия в суде на № рублей на расход бензина за один приезд, № рублей – оплата услуг представителя Представитель 3, определенная с учетом проведенной работы по договору подряда, связанной с подачей иска в суд, неоднократного его выезда за пределы <адрес> по количеству судебных заседаний в суде первой инстанции, из расчета № рублей за каждое, участие в суде кассационной инстанции -№ руб., с составлением кассационной жалобы-№ руб. Кроме того представитель истицы Представитель 3 указал, что трехмесячный срок исковой давности на обращение Истец 1 с иском в суд не пропущен, поскольку о нарушении своего права истица Истец 1 узнала только после получения представителями в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> об отказе в постановке ее на учет по улучшению жилищных условий как вдову участника ВОВ. До обращения в суд копию оспариваемого постановления ни истица Истец 1, ни ее представитель Представитель 1 от Администрации <адрес> почтой, в том числе и ДД.ММ.ГГГГ до обращения в суд не получали, поэтому срок исковой давности на подачу настоящего иска в суд, с учетом кассационного определения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истицей не пропущен. Кроме того, указал на то, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> об отказе Истец 1 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду не предоставления истицей выписки из технического паспорта БТИ на домовладение и договора его купли-продажи незаконно, поскольку указанные документы, согласно ст.2 Закона Курской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 20.10.2005г. № 70-ЗКО, предоставляются в случае их наличия, а у истицы Истец 1 таковых не имеется, так как она никогда не имела и не имеет права собственности на домовладение по месту постоянной регистрации в <адрес>, подтверждается справками УФРС и БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, не продавала его. Кроме того, преклонный возраст истицы и ее состояние здоровья не позволяют проживать в указанном домовладении. Представитель истицы Представитель 1 пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года истица проживает в трехкомнатной <адрес> по <адрес>, общей площадью № кв.м., принадлежащей ей и ее супругу ФИО7 на праве собственности, признанному ДД.ММ.ГГГГ в порядке приватизации за по № доли за каждым. В указанной квартире помимо истицы, располагающейся в одной комнате с указанными собственниками, постоянно зарегистрированы и проживают сыновья последних ФИО8 и ФИО9, занимающий отдельную комнату с женой ФИО10 и сыном ФИО18. Истица, будучи временно зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ, не является членом их семьи, совместного хозяйства не ведет, питается отдельно, так как в силу возраста и состояния здоровья нуждается в диетическом питании и, как лежачая с ДД.ММ.ГГГГ г., –в особом уходе, на которые тратится пенсия истицы в размере № рублей. В судебном порядке факт того, что Истец 1 является членом семьи Представитель 1 не устанавливался. Представитель ответчика: Администрации <адрес> адвокат Представитель 2 в судебном заседании уточненные исковые требования Истец 1 не признал, пояснив, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> об отказе Истец 1 законно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказано, поскольку она не предоставила в соответствии с <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от ДД.ММ.ГГГГ выписку БТИ из технического паспорта на домовладение и договор его купли-продажи, при этом представитель ответчика указал, истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в судебном заседании установлено, что ранее истица постоянно проживала <адрес>, имела необходимую жилую площадь- <адрес>, который продала, о чем свидетельствует имеющееся в деле объяснение ФИО12 и данные администрации сельсовета, а также на то обстоятельство, что согласно <адрес>, для постановки на очередь в качестве нуждающегося жилая площадь должна быть не более № кв.м., кроме того, в настоящее время истица проживает в <адрес> у дочери представителя Представитель 1, является членом ее семьи. При этом, Представитель 2 просил прекратить производство по делу в связи с пропуском истцом Истец 1 трехмесячного срока на обращение в суд с заявленными требованиями об оспаривании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № пояснив, что постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было заказным письмом направлено для Истец 1 ее представителю по доверенности Представитель 1, которая данное письмо с постановлением получила, согласно уведомления ДД.ММ.ГГГГ и данным представленной в суд книги учета администрации <адрес> заявлений на улучшение жилья, которая содержит, кроме того и результат принятых по заявлениям решений и дату ответов по ним. Исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующему. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.4 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ,.от 27.07.2010 года», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также-погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. №714 от 7.05.2008 года (в ред. Указа Президента от 9.01.2010 г. №30), постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В силу ч.3,4 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В силу ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Согласно пп.4,5 ст.2 Закона Курской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 20.10.2005г. № 70-ЗКО ( в ред от 25.02.2009г.), для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает заявление по установленной органом местного самоуправления форме с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи и подписанное всеми дееспособными членами семьи. К заявлению о приеме на учет прилагаются документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: 1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и другие документы); 2) выписка из домовой книги по месту жительства гражданина; 3) копия лицевого счета; 4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); 5) справка органов государственной регистрации о наличии (или отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на всех членов семьи заявителя, встающего на учет; 6) выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; 7) документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи документов органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех указанных документов в орган, осуществляющий принятие на учет. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Истец 1, являясь вдовой (супругой) умершего участника и инвалида Великой Отечественной войны ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.№), копией свидетельства о смерти (л.д.№), копией военного билета (л.д.№), копией справки Комитета по соцзащите населения и удостоверением (л.д.№), обратилась к Главе Администрации <адрес> ФИО13 с заявлением о постановке ее на учет по улучшению жилищных условий как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны ФИО4 с приложением справок БТИ, УФРС по <адрес>, копий паспорта, удостоверения вдовы участника ВОВ, справки Комитета соцобеспечения, свидетельства о браке, своего свидетельства о рождении, свидетельства о смерти мужа, удостоверения к медалям, номер расчетного счета в банке, копии доверенности на Представитель 1, что подтверждается копией материалов Администрации <адрес> по заявлению Истец 1 (л.д. №). ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <адрес> № Истец 1 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с неполным предоставлением пакета документов, рекомендовано представить в <адрес> следующие документы: технический паспорт на домовладение и договор купли-продажи домовладения. Копия указанного постановления была направлена с сообщением ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> для вручения Истец 1, по месту ее фактического проживания, ее представителю по доверенности Представитель 1, о чем свидетельствуют исследованные в судебном заседании: копия квитанции № об отправке заказного письма № (л.д.№), уведомление о получении представителем истицы Истец 1 -Представитель 1 ДД.ММ.ГГГГ данного письма №, данными книги учета заявлений на улучшение жилья Администрации <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.№), имеющей отметку на № листе об отправке письма истице Истец 1 ДД.ММ.ГГГГ с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). Указанная книга прошита, пронумерована, скреплена печатью и подписью главы администрации <адрес>, копией сообщения (л.д. №). Аналогичное сообщение о необходимости предоставления документов было направлено в адрес истицы администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ(л.д.№), что также подтверждается данными книги учета заявлений на улучшение жилья Администрации <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.№). Таким образом, исследованные судом доказательства, не опровергнутые стороной истицы, свидетельствуют о том, что заявление Истец 1 от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в установленный вышеизложенным жилищным законодательством срок- не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган, в соответствии со ст.52 ЖК РФ, по результатам рассмотрения которого было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, которое в этот же день, незамедлительно (не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения об отказе принятии на учет, соответствии с требованием ст.54 ЖК РФ) было направлено заявителю. Кроме того, согласно сообщению ОСП «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заказное письмо № поступило в адресное отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, вручено Представитель 1 ДД.ММ.ГГГГ лично. С учетом изложенного, доводы представителей истицы о том, что до обращения в суд копию оспариваемого постановления от Администрации <адрес> почтой, в том числе и ДД.ММ.ГГГГ ни истица Истец 1, ни ее представитель Представитель 1от Администрации <адрес> почтой, в том числе и ДД.ММ.ГГГГ до обращения в суд не получали, узнали об оспариваемом постановлении и о нарушении права истицы только ДД.ММ.ГГГГ, после обращения с данным иском в суд, а также их ссылки на содержание ответа Администрации <адрес> полученного истицей в ДД.ММ.ГГГГ г. и ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование отсутствия оспариваемого постановления на момент обращения истицы в суд, суд признает несостоятельными, поскольку указанные доводы стороны истицы в соответствии с требованием ст.56 ГПК РФ объективными доказательствами не подтверждены, кроме того, опровергаются вышеизложенными письменными доказательствами, исследованными в суде, оснований не доверять которым у суда не имеется. Вместе с тем, в судебном заседании представитель ответчика: Администрации <адрес> адвокат Представитель 2 заявил о пропуске истицей Истец 1 трехмесячного срока на обращение в суд с заявленными требованиями об оспаривании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем просил производство по делу прекратить. Как следует из искового заявления Истец 1, оспаривание ею соответствующего постановления и заявление требования о ее постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях вызвано тем, что она, по ее мнению, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714, как вдова участника Великой Отечественной войны, поскольку не имеет другого жилья. Вынося оспариваемое постановление и возражая против иска, ответчик ссылается на наличие у истицы жилого дома, в котором она зарегистрирована, на продажу данного дома и непредставление документов на дом. В силу вышеуказанных Федерального закона и Указа Президента РФ, жилье предоставляется вдовам участников Великой Отечественной войны лишь в случае их нуждаемости в улучшении жилищных условий и нахождении на соответствующем учете. Таким образом, как само исковое заявление, так и иные материалы дела свидетельствуют о наличии спора о частном (гражданском, жилищном) праве истицы- праве на получение жилья за счет средств федерального бюджета, который в силу ч.1 ст.22 ГПК РФ) В соответствии со ст. 196 ГК РФ –в три года. Согласно ст.200 ГК РФ ч.1 течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что 3-х годичный срок исковой давности, предусмотренный ст. 200 ГК РФ должна была узнать о нарушении своего права. С учетом изложенного доводы представителя ответчика: Администрации <адрес> адвоката Представитель 2 о пропуске истицей Истец 1 срока на обращение в суд с заявленными требованиями и прекращении производства по делу, суд признает несостоятельными, противоречащими указанным нормам законодательства. Кроме того, анализируя документы, представленные истицей Истец 1 при обращении в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет по улучшению жилищных условий как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны документы, сопоставляя их с перечнем необходимых документов, указанным в пп.4,5 ст.2 Закона Курской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 20.10.2005г. № 70-ЗКО ( в ред от 25.02.2009г.), а также содержанием постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, с отказом Истец 1 в постановке ввиду непредставления полного пакета документов: технического паспорта на домовладение и договор купли-продажи домовладения, прихожу к выводу, что поскольку указанный Закон Курской области обязывает гражданина к заявлению о приеме на учет прилагать в качестве документа, подтверждающего право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, в том числе: выписку из технического паспорта БТИ на домовладение лишь при наличии, а договора купли-продажи, свидетельствующего об отчуждении имущества не содержит, вместе с тем, из предоставленных истицей ответчику справок ФГУП «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица, на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за Истец 1 домовладение не зарегистрировано, постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и подлежит отмене. Доводы представителя ответчика о том, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку ранее имела необходимую жилую площадь, которую продала, постоянно проживала <адрес>, со ссылкой на объяснение ФИО12, данные администрации сельсовета, суд признает несостоятельными по следующим основаниям. В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Положения ст.550 ГК РФ свидетельствуют о необходимости заключения договора продажи недвижимости в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. При этом в соответствии со ст.558 ГК РФ, договор продажи жилого дома подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации В силу ст.131, ст.551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Учитывая положения указанных норм, суд приходит к выводу, что объяснение ФИО12 и данные администрации сельсовета в подтверждение доводов ответчика о принадлежности домовладения истице Истец 1 и его продаже не могут быть приняты судом, поскольку указанные обстоятельства должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, однако надлежаще оформленного договора купли-продажи домовладения и данных о его госрегистрации в соответствии со ст.56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено. В судебном заседании исследовалось наследственное дело № за ДД.ММ.ГГГГ год к имуществу ФИО4, супруга истицы, из которого следует, что домовладение в <адрес> в наследственную массу не входило, истицей Истец 1 в порядке наследования не принималось, сведений о принадлежности указанного домовладения умершему ФИО4 не имеется. Кроме того, согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда об отчуждении недвижимого имущества Истец 1 в течение № лет с ДД.ММ.ГГГГ гг.(л.д.№), в ЕГР прав имеются сведения о госрегистрации права собственности ФИО14 лишь на земельный участок из земель сельхозназначения <адрес> СПК «<данные изъяты>», регистрация на другие объекты недвижимого имущества не производилась. Таким образом, достоверных доказательств о наличии у истицы в собственности жилого помещения и дальнейшего его отчуждения, намеренного ухудшении истицей жилищных условий, указанных в ст.53 ЖК РФ, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчиком по делу в соответствии с требованием ст.56 ГПК РФ суду не предоставлено. Разрешая требования истицы Истец 1 о поставке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд учитывает положения п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, о том, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, устанавливаемой в соответствии с ч.5 ст.50 ЖК РФ органом местного самоуправления. Решением <адрес> городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ №-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере № кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека. Как следует из пояснений представителя истицы Представитель 1, с ДД.ММ.ГГГГ года истица проживает в трехкомнатной <адрес> по <адрес>, общей площадью № кв.м., принадлежащей ей и супругу ФИО7 на праве собственности, признанному ДД.ММ.ГГГГ в порядке приватизации за по № доли за каждым. В указанной квартире помимо истицы, временно зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ, постоянно зарегистрированы и проживают сыновья последних ФИО8 и ФИО9 занимающий отдельную комнату с женой ФИО10 и сыном ФИО18. Данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), ответом ЕРКЦ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №.(л.д.№), а также справкой отделения № Центра коммунально-социальных услуг <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.№). Данные обстоятельства представителем ответчика Представитель 2 по существу не оспаривались, доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, представлено не было. Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителей истицы Представитель 3 и Представитель 1 о том, что истица Истец 1 не является членом семьи Представитель 1, со ссылкой на временную регистрацию и отсутствие ведения совместного хозяйства, поскольку согласно п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ, вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положения ч.1 ст.31 ЖК РФ исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети, родители собственника. Для признания названных лиц вселенных собственником в жилое помещение, членом его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления факта ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. В судебном заседании представитель истицы Представитель 1 не оспаривала факта совместного с ней проживания истицы Истец 1 в <адрес> по <адрес> в течении длительного времени. Кроме того, регистрация лица не является определяющим для решения вопроса о признании членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 г. 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав, свобод, граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ. Принимая во внимание, что собранные по делу доказательства свидетельствуют об отсутствии у истицы Истец 1 в собственности жилого помещения –домовладения, ответчиком не предоставлено достоверных данных о наличии у истицы последнего на территории <адрес> и дальнейшего его отчуждения, с целью намеренного ухудшении истицей жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся, указанных в ст.53 ЖК РФ, а также учитывая, что истица длительное время проживает в <адрес> по <адрес>, общей площадью № кв.м., являясь членом семьи у дочери Представитель 1, которой принадлежит № доля указанного жилого помещения, как и ее мужу ФИО7, количество зарегистрированных и фактически проживающих в нем лиц, с учетом учетной нормы площади № кв.м., прихожу к выводу, что доводы представителя ответчика о том, что истица Истец 1 обеспечена жилой площадью и не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на учетную норму в № кв.м., суд признает несостоятельными, противоречащими собранным по делу доказательствам. Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив с нормами вышеприведенного законодательства, суд приходит к выводу, что поскольку нормами п.4 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. №714 от 7.05.2008 года закреплена гарантия права истицы Истец 1 на ее обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как члена семьи умершего участника и инвалида Великой Отечественной войны, однако до настоящего времени указанное право не реализовано истцом в связи с незаконным отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также учитывая, что за истицей по месту постоянной регистрации в <адрес>, не зарегистрировано право на жилое помещение-домовладение, истицывисковые требования истицы Истец 1 обоснованны и подлежат удовлетворению. Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (расходы по оплате государственной пошлины и судебные издержки) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В соответствии со ст.94 ГПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе : расходы на проезд и на оплату услуг представителя, другие, признанные судом необходимые расходы. В силу ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом этих требований, суд признает, что исковые требования Истец 1 к администрации <адрес> о взыскании судебных расходов в сумме № руб.№ коп. следует удовлетворить частично: в пользу истицы с ответчика следует взыскать судебные расходы в размере № рублей, из которых оплаченные при подаче иска в суд № рублей – госпошлина в УФРС, № рублей – плата в БТИ,. № руб. в счет оплаты услуг представителя Представитель 3, исходя из конкретных обстоятельств: объекта судебной защиты, объема проведенной работы по написанию первоначального иска и уточненных исковых заявлений, сбором необходимых документов, № дней участия в суде № инстанции (№ беседы и № судебные заседаний), связанных с выездом представителя истицы, проживающего в <адрес> в <адрес>, участие в суде кассационной инстанции и написания кассационной жалобы, что подтверждается представленными договором подряда на оказание юридических услуг (л.д.№), копиями актов приема-передачи денежных средств (л.д.№) и распиской (л.д.№). В части заявленных исковых требований о взыскании с ответчика транспортных расходов по проезду в размере № рублей истице следует отказать за необоснованностью, поскольку представленная квитанция на сумму № руб. (л.д.№) не подтверждает факт расходов понесенных истицей на проезд ее представителей из <адрес> к месту рассмотрения дела в <адрес>, а дата отпуска бензина ДД.ММ.ГГГГ, совпадающая с днем судебного заседания и свидетельствует об этом. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Истец 1 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и отменить. Обязать администрацию <адрес> поставить на учет Истец 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно зарегистрированную по адресу <адрес>, временно проживающую по адресу <адрес>. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны. Взыскать с администрации <адрес> в пользу Истец 1 судебные расходы в размере № рублей, из которых № рублей -оплата услуг представителя, № рублей – госпошлина в УФРС, № рублей – плата в БТИ, оплаченные при подаче иска в суд. В остальной части исковых требований о взыскании судебных расходов-отказать. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья Л.А. Родионова