Дело № г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года Глушковский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Родионовой Л.А.., при секретаре Филиппенко Л.А., с участием истца – заместителя прокурора <адрес> Мищенко О.А., представителей ответчиков: Маркова Д.И., представляющего УВД по <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; сроком действия на 1 год, Винокуровой О.Г., представляющей интересы ОВД по <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на 1 год, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Внутренних дел по <адрес>, отделу внутренних дел по <адрес> об обязании привести изолятор временного содержания ОВД по <адрес> в соответствие с требованиями действующего законодательства, У С Т А Н О В И Л : И.О.прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к УВД по <адрес>, ОВД по <адрес>, в котором просит обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести изолятор временного содержания МОБ ОВД по <адрес> в соответствие с требованиями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: установить в каждой камере санитарные узлы, краны с водопроводной водой, скамейки, средства радиовещания, увеличить площадь каждой камеры ИВС в соответствии с предусмотренной законом нормой на каждого человека, создать специально оборудованное помещение для свиданий, а также устранить нарушения противопожарного законодательства, указывая, что прокуратурой <адрес> в ОВД по <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок и условия содержания лиц, задержанных в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации по подозрению в совершении преступлений, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в ходе которой установлено, что в изоляторе временного содержания ОВД по <адрес> (далее - ИВС) права подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность в полном объеме не обеспечиваются. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с инспектором отдела государственного пожарного надзора по <адрес> проверкой соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в ИВС, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: в помещении ИВС МОБ ОВД по <адрес> в нарушение норм закона, а также в нарушение требований п. 17 приложения 3 ППБ 01-03, из № имеющихся углекислотных огнетушителей <данные изъяты> оба не годны для применения: один с истекшим сроком годности не перезаряжен, а второй, также с истекшим сроком годности, не исправен; имеющийся план эвакуации из помещений ИВС МОБ ОВД по <адрес> не соответствует требованиям п. 6.7 ГОСТР 12.2.143-2002 (п. 16 ППБ 01-03); на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, а именно табличка «выход» над дверью выхода в дежурную часть, стрелки на стенах, указывающие направление выхода из здания в случае пожара (п. 51 ППБ 01-03); в помещении ИВС не все электрические светильники оборудованы плафонами закрытого типа, предусмотренные конструкцией светильника, открыты распределительные коробки (п. 60 ППБ 01-03). Ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье содержащихся в ИВС МОБ ОВД по <адрес> лиц, а также может повлечь возникновение пожара и соответственно массовую гибель людей, что недопустимо. Также проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверкой установлено, что в ИВС МОБ ОВД по <адрес> имелись № камеры для содержания следственно-арестованных: № двухместные камеры и № четырехместные камеры, площадь которых не соответствовала санитарной площади на 1 человека. Произведенными в ходе проверки замерами было установлено, что площадь двухместной камеры № составляет № квадратных метров вместо № квадратных метров, площадь четырехместной камеры № составляет № квадратных метров вместо № квадратных метров, площадь четырехместной камеры № составляет 7,6 квадратных метров вместо 16 квадратных метров, площадь двухместной камеры № составляет № квадратных метров вместо № квадратных метров (в ДД.ММ.ГГГГ году в камерах № и № количество мест сократилось с № до №, однако площадь данных камер по прежнему не соответствует санитарной площади на 1 человека: № квадратных метров вместо № квадратных метров). Камеры ИВС МОБ ОВД по <адрес> не оборудованы столами и скамейками по лимиту мест в камере; шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности; кранами с водопроводной водой; полками для туалетных принадлежностей; радиодинамиками для вещания общегосударственной программы; урнами для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Кроме того, в изоляторе отсутствует специально оборудованное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, чем нарушены требования п. 5 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 139 Правил, то есть право обвиняемых и подозреваемых на свидания. В связи с вышеуказанными нарушениями требований законодательства прокурором района в адрес начальника ОВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений и обеспечении в ИВС МОБ ОВД по <адрес> условий, отвечающих требованиям действующего законодательства. Месячный срок рассмотрения представления прокурора и устранения нарушений закона истек ДД.ММ.ГГГГ. Однако данные нарушения устранены не были, поскольку в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в ИВС МОБ ОВД по <адрес> были выявлены аналогичные нарушения гарантированных законом прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания. Вместе с тем, отсутствие в камерах санитарных узлов и кранов с водопроводной водой, а также несоответствие площади камер ИВС санитарным нормам на одного человека, влечет нарушение конституционных прав содержащихся под стражей лиц на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) В судебном заседании истец-заместитель прокурора Мищенко О.А. уточнил исковые требования, просил по основаниям, изложенным в исковом заявлении обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести изолятор временного содержания МОБ ОВД по <адрес> в соответствие с требованиями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: установить в каждой камере санитарные узлы, краны с водопроводной водой, скамейки, средства радиовещания, увеличить площадь каждой камеры ИВС в соответствии с предусмотренной законом нормой на каждого человека, создать специально оборудованное помещение для свиданий, а также устранить нарушения противопожарного законодательства, указав при этом, что на настоящее время устранено только нарушение требований пожарной безопасности, касающееся замены двух огнетушителей, остальные нарушения законодательства, изложенные в исковом заявлении, в изоляторе ОВД по <адрес> не устранены. Также указал на то, что УВД по <адрес> является наряду с ОВД по <адрес> надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку согласно Типовому положению «О территориальном органе министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ», утвержденному, Указом Президента РФ от 1.03.2011 года, вступившему в силу 10.03.2011 года, определяющему основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД РФ на региональном уровне (п.1), территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (п.5); в соответствии с п.13 указанного Положения территориальный орган, в том числе, обеспечивает содержание задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование (п.п.20); осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов МВД России, а также интересов территориального органа (п.п.34); осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении территориального органа (п.п.38); является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Р Ф (п.п.39). Представитель ответчика- ОВД по <адрес> Винокурова О.Г. в судебном заседании исковые требования признала, указав, все выявленные прокуратурой <адрес> нарушения законодательства имели место на момент проверки, однако в настоящее время в ИВС ОВД по <адрес> устранены нарушения противопожарной безопасности в части замены двух пришедших в негодность огнетушителей, другие нарушения не устранены. Представитель ответчика: УВД по <адрес> по доверенности Марков Д.И. в судебном заседании иск не признал, указав, что УВД по <адрес> не является по настоящему гражданскому делу надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с Положением об ОВД по <адрес>, последний является самостоятельным юридическим лицом, имеет свой баланс, печати, (п.9), начальник ОВД в соответствии с законодательством РФ в установленном порядке и в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочий распоряжается доведенными лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов, обладает правом первой подписи финансовых документов (п.20 п.п.26), при недостаточности денежных средств ответственность несет собственник имущества. Исследовав материалы дела, выслушав стороны по делу, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. ИВС МОБ ОВД по <адрес> является учреждением с пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников ИВС, лиц, содержащихся в камерах ИВС), состав которых постоянно меняется. В связи с этим определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их для участия в процессе не представляется возможным. Конституция РФ (ст.41) и Конвенция от 4.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод (с изм. от 13.05.04 №14), п.п.3,5, как усматривается из положений последних гарантирует человеку, в том числе и содержащемуся под стражей, охрану здоровья, уважение его человеческого достоинства. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым гарантируется право на личную безопасность в местах содержания под стражей. Как следует из ст.ст. 4, 5, 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права. При этом подозреваемым и обвиняемым обеспечивается право на свидание, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарной и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 (далее Правил), подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. В соответствии с п. 45 указанных Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачками для питьевой воды; радиодинамиками для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми, тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Курской области от 26.06.2006 № 39-ЗКО «О пожарной безопасности в Курской области», ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов государственной власти области; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом от 18.06.2003 г. № 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотрено: П.16. В зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных ля эвакуации работников. П.51. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований пожарной безопасности, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности. П.60. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; эксплуатировать светильники со снятыми колпаками; Согласно прил. 3, при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам а также площадь производственных помещений. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей. Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться. В силу ст.ст. 7 и 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изолятор временного содержания органов внутренних дел как место содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых является подразделением милиции общественной безопасности и финансируется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением об ОВД по <адрес>, утвержденным Приказом УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.№) с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), ОВД по <адрес> входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению внутренних дел по <адрес>; является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, выступает истцом и ответчиком в суде. Финансирование Отдела осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета <адрес>, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 11 Положения за ОВД по <адрес> в целях обеспечения его деятельности закреплены в установленном порядке на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания (строения, сооружения, оборудование, техника, инвентарь) и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства, принадлежность которых устанавливается в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами <адрес>, муниципальными правовыми актами. Статьей 120 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества, закрепленного за учреждением, в порядке, предусмотренном законом. В соответствии с Положением об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД по <адрес>, утвержденным приказом ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.№), изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД по <адрес> является подразделением, входящим в структуру милиции общественной безопасности ОВД по <адрес>. Согласно Типовому положению «О территориальном органе министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ», утвержденному, Указом Президента РФ от 1.03.2011 года, вступившему в силу 10.03.2011 года, определяющему основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД РФ на региональном уровне (п.1), территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (п.5); в соответствии с п.13 указанного Положения территориальный орган, в том числе, обеспечивает содержание задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование (п.п.20); осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов МВД России, а также интересов территориального органа (п.п.34); осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении территориального органа (п.п.38); является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п.п.39). вносит в МВД России предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих территориального органа, подчиненных органов и организаций, о размере бюджетных ассигнований на их содержание(п.19 пп.10); Территориальный орган является юридическим лицом; имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. (п.22). Как следует из пояснений истца-заместителя прокурора <адрес> Мищенко О.А., аналогичным доводам искового заявления, на момент проверки, в ИВС МОБ ОВД по <адрес> имелись № камеры для содержания следственно-арестованных: № двухместные камеры и № четырехместные камеры, площадь которых не соответствовала санитарной площади на 1 человека. Произведенными в ходе проверки замерами было установлено, что площадь двухместной камеры № составляет № квадратных метров вместо № квадратных метров, площадь четырехместной камеры № составляет № квадратных метров вместо № квадратных метров, площадь четырехместной камеры № составляет № квадратных метров вместо № квадратных метров, площадь двухместной камеры № составляет № квадратных метров вместо № квадратных метров (в ДД.ММ.ГГГГ году в камерах № и № количество мест сократилось с четырех до двух, однако площадь данных камер по прежнему не соответствует санитарной площади на 1 человека: № квадратных метров вместо № квадратных метров). Также камеры ИВС МОБ ОВД по <адрес> не оборудованы столами и скамейками по лимиту мест в камере; шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности; кранами с водопроводной водой; полками для туалетных принадлежностей; радиодинамиками для вещания общегосударственной программы; урнами для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Отсутствие в камерах санитарных узлов и кранов с водопроводной водой, а также несоответствие площади камер ИВС санитарным нормам на одного человека, влечет нарушение конституционных прав содержащихся под стражей лиц на охрану здоровья. Кроме того, в изоляторе отсутствует специально оборудованное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, чем нарушены требования п. 5 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 139 Правил, то есть право обвиняемых и подозреваемых на свидания. В связи с вышеуказанными нарушениями требований законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступлений, а также в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, прокурором района в адрес начальника ОВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление (л.д.№) об устранении выявленных нарушений и обеспечении в ИВС МОБ ОВД по <адрес> условий, отвечающих требованиям действующего законодательства. Месячный срок рассмотрения представления прокурора и устранения нарушений закона истек ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС ОВД по <адрес> и.о. прокурора <адрес> Мищенко О.А. в ДД.ММ.ГГГГ года выявлены нарушения законодательства, аналогичные нарушениям, отраженным в справке от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), информацией инспектора государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). В соответствии со справкой о результатах проверки исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в ИВС МОБ ОВД по <адрес>, составленной ДД.ММ.ГГГГи.о. прокурора <адрес> Мищенко О.А. (л.д.№), информацией о результате проверки (л.д.№), ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки прокуратурой района совместно с инспектором отдела государственного пожарного надзора по Рыльскому и <адрес>м <адрес> проверкой соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в ИВС, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в помещении ИВС МОБ ОВД по <адрес> в нарушение требований п. 17 приложения 3 ППБ 01-03 из 2 имеющихся углекислотных огнетушителей <данные изъяты> оба не годны для применения: один с истекшим сроком годности не перезаряжен, а второй, также с истекшим сроком годности, не исправен; имеющийся план эвакуации из помещений ИВС МОБ ОВД по <адрес> не соответствует требованиям п. 6.7 ГОСТР 12.2.143-2002, чем нарушен п. 16 ППБ 01-03; на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, а именно табличка «выход» над дверью выхода в дежурную часть, стрелки на стенах, указывающие направление выхода из здания в случае пожара, чем нарушен п. 51 ППБ 01-03; в помещении ИВС не все электрические светильники оборудованы плафонами закрытого типа, предусмотренные конструкцией светильника, открыты распределительные коробки (п. 60 ППБ 01-03). Ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье содержащихся в ИВС МОБ ОВД по <адрес> лиц, а также может повлечь возникновение пожара и соответственно массовую гибель людей, что недопустимо. Вышеизложенные обстоятельства, касающиеся характера выявленных нарушений, представители ответчиков не оспаривали. Вместе с тем, доводы представителя ответчика УВД по <адрес> по Маркова Д.И. о том, что УВД по <адрес> не является по настоящему гражданскому делу надлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются положениями норм действующего законодательства, Типового положения «О территориальном органе министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ», утвержденного, Указом Президента РФ от 1.03.2011 года, вступившему в силу 10.03.2011 года, приведенными в описательно-мотивировочной части настоящего решения. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с приведенными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявление и.о.прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению, с учетом устраненных на момент рассмотрения дела ответчиком ОВД по <адрес> недостатков, так как несоблюдение требований законодательства, допущенного при содержании подозреваемых и обвиняемых лиц в Изоляторе временного содержания при ОВД по <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье содержащихся в ИВС МОБ ОВД по <адрес> лиц, нарушает их права, предусмотренные Конституцией, законодательством как РФ, и нормами международного права, и возлагает обязанность на обоих ответчиков УВД по <адрес> и ОВД по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Уточненные исковые требования и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать УВД по <адрес> и ОВД по <адрес> привести изолятор временного содержания МОБ ОВД по <адрес> в соответствие с требованиями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: установить в каждой камере санитарные узлы, краны с водопроводной водой, скамейки, средства радиовещания, увеличить площадь каждой камеры ИВС в соответствии с предусмотренной законом нормой на каждого человека, создать специально оборудованное помещение для свиданий, а также устранить нарушения противопожарного законодательства: привести в соответствие с требованием п. 6.7 ГОСТР 12.2.143-2002 (п. 16 ППБ 01-03); план эвакуации из помещений ИВС МОБ ОВД по <адрес>; на путях эвакуации установить знаки пожарной безопасности: табличку «выход» над дверью выхода в дежурную часть, стрелки на стенах, указывающие направление выхода из здания в случае пожара в соответствии с п. 51 ППБ 01-03; в помещении ИВС оборудовать все электрические светильники плафонами закрытого типа, предусмотренными конструкцией светильника, закрыть распределительные коробки в соответствии с п. 60 ППБ 01-03. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья Л.А. Родионова