Решение, по исковому заявлению Музалевой М.П. к администрации МО, о признании незаконным постановления главы МО



Дело г.


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года

Глушковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Родионовой Л.А., при секретаре Филиппенко Л.А.,

c участием представителя истца Музалевой М.П.- ФИО5, выступающей в суде по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 1 год, представителя ответчика-главы МО «<адрес>-ФИО4; являющегося одновременно председателем межведомственной комиссии,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Музалевой М.П. к администрации МО «<адрес> о признании незаконным постановления главы МО «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании незаконным постановления главы МО «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной Войны на основании Указа Президента РФ; взыскании морального ущерба в размере рублей;

У С Т А Н О В И Л :

Музалева М.П. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, в котором просила суд устранить незаконный отказ, как вдове участника Великой Отечественной Войны в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить ее на учет на улучшение жилищных условий, назначить независимую экспертизу жилого дома, в котором она проживает, привлечь главу администрации <адрес>» ФИО4 к административному наказанию; выплатить моральный ущерб в размере рублей за незаконный отказ в улучшении жилищных условий и продолжающееся бездействие со стороны ответчика, несмотря на предписание прокуратуры <адрес>, мотивируя свои доводы тем, что являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, ветераном тыла и труда, на основании Указа Президента РФ об улучшении жилищных условий, в ДД.ММ.ГГГГ года обратилась к ответчику с просьбой об улучшении жилищных условий, поскольку дом, в котором она проживает, перестроив его в 1955 г. из старого с супругом, находится в аварийном состоянии. В ДД.ММ.ГГГГ года глава администрации «МО «<адрес>» привез ей 5 листов шифера, а при обращении через старшую дочь ФИО5, со вторым заявлением, ей отказали, поскольку в комиссии признали, что дом ей не принадлежит на праве собственности, после чего она обратилась в прокуратуру, которая провела проверку и выявила нарушения норм законодательства РФ при отсутствии в собственности жилья, в связи с чем направила ответчику предписание об устранение нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, однако, несмотря на это, глава продолжает бездействовать.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила исковые требования и по основаниям, изложенным в поданных заявлениях, просила суд признать незаконным постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной Войны на основании Указа Президента РФ; взыскать моральный ущерб в размере рублей в связи с отказом в постановке на учет улучшения жилищных условий с ФИО4, как председателя жилищной комиссии, а также признать незаконным постановление главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ представитель истицы ФИО5 просила суд прекратить производство по настоящему делу в части требований о привлечении ФИО4 к административному наказанию и назначении независимой экспертизы жилого дома, в связи с отказом от этих требований, в связи с чем производство по делу в этой части определением Глушковского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено.

В судебном заседании представитель истицы Музалевой М.П.- ФИО5 поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в поданных в суд заявлениях, дополнив, что истица Музалева М.П., являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий, однако постановлением главы МО «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду отсутствия документов, подтверждающих ее право собственности на дом. Второй раз межведомственная комиссия ДД.ММ.ГГГГ проводила обследование домовладения по <адрес>, где проживает истица в связи с поступлением представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о Ветеранах и установила, что технический износ дома составляет %, правоустанавливающая документация отсутствует, в связи с чем истице было рекомендовано провести обследование домовладения на предмет аварийности с вынесением заключения независимой экспертизы, отразив это в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, и заключении от ДД.ММ.ГГГГ, который был утвержден постановлением главы МО «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, истица Музалева М.П. в собственности жилья никогда не имела и не имеет, после смерти супруга ФИО6 <адрес>, холодный, сырой доме, с печным отоплением с прогнившей крышей и потолком, зазорами между полом и станами, через которые видна улица, не имеющий правоустанавливающих документов, не наследовала, проживала в нем одна. С ДД.ММ.ГГГГ временно проживает в доме детей, опекуном которых является младшая дочь Свидетель 1 Истица не является ни членом семьи собственника, ни членом семьи нанимателя, поскольку Свидетель 1, с которой Музалева М.П. проживает в <адрес>, не является собственником указанного жилого помещения, или их нанимателем. В настоящее время истица нуждается в уходе, не может себя обслуживать, так как получила перелом шейки бедра, попала в больницу, переживает нравственные страдания по поводу незаконных решений ответчика и имеет право на улучшение жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной Войны на основании Указа Президента РФ.

В судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомленные о дне, месте и времени слушания дела: истец Музалева М.П. – в заявлении просила дело рассмотреть с участием ее представителя по доверенности-ФИО5, поскольку в суде присутствовать не может ввиду состояния здоровья (перелома правого тазобедренного сустава), что также подтверждается представленной справкой <адрес> ЦРБ.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы с участием представителя по доверенности ФИО5

Представитель ответчика-глава МО «<адрес>-ФИО8; являющийся одновременно председателем межведомственной комиссии уточненные исковые требования истицы Музалевой М.П. не признал и пояснил, что истица, являясь вдовой участника Великой Отечественной Войны, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в МО «<адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий, в связи с чем постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, был утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на дом. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступлением представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о Ветеранах и постановлением главы МО <адрес> утвержден протокол от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии и ее заключение от ДД.ММ.ГГГГ, проводившей обследование домовладения по <адрес>, где проживает истица, которой было установлено, что технический износ дома составляет %, что менее %, необходимых для признания дома аварийным, правоустанавливающие документы отсутствуют, в связи с чем истице было рекомендовано провести обследование домовладения на предмет аварийности с вынесением заключения независимой экспертизы. Полагает, что все вышеуказанные решения, вынесенные им, как главой органа местного самоуправления, а также принятые под его председательством межведомственной комиссией вынесены на законных основаниях, моральный вред не подлежит взысканию, так как истице не причинены физические и нравственные страдания, в связи с чем просил в удовлетворении иска Музалевой М.П. отказать. При этом подтвердил, что истица действительно до ДД.ММ.ГГГГ года проживала в холодном, сыром доме, с печным отоплением с прогнившей крышей и потолком, зазорами между полом и стенами, в связи с чем он, желая оказать помощь истице привозил несколько листов шифера для крыши.

Представитель третьего лица-Комитета строительства и архитектуры администрации <адрес>, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в суд не прибыл, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя третьего лица.

Представитель третьего лица-Областного казенного учреждения «Дирекции по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в суд не прибыл, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав на правомерный отказ межведомственной комиссии Музалевой М.П. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, свидетеля, суд приходит к следующему.

Как следует из уточненных требований Музалевой М.П., оспаривание ею постановлений органа местного самоуправления и заявление требования о ее постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вызвано тем, что она, по ее мнению, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714, как вдова участника Великой Отечественной войны, поскольку не имеет другого жилья.

В силу вышеуказанных Федерального закона и Указа Президента РФ, жилье предоставляется вдовам участников Великой Отечественной войны лишь в случае их нуждаемости в улучшении жилищных условий и нахождении на соответствующем учете.

Таким образом, как само заявление, так и иные материалы дела свидетельствуют о наличии спора о частном (гражданском, жилищном) праве истицы- праве на получение жилья за счет средств федерального бюджета, данные требования подлежат рассмотрению и разрешению в порядке искового производства, как спор, возникший из гражданских, жилищных правоотношений ( п.1 ч.3 ст.196 ГПК РФ-по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.4 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ,.от 27.07.2010 года), меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также-погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. №714 от 7.05.2008 года (в ред. Указа Президента от 9.01.2010 г. №30), постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку по Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О Ветеранах».

В силу ч.3, 4 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Согласно пп.4,5 ст.2 Закона Курской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 20.10.2005г. № 70-ЗКО ( в ред от 25.02.2009г.), для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает заявление по установленной органом местного самоуправления форме с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи и подписанное всеми дееспособными членами семьи. К заявлению о приеме на учет прилагаются документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: 1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и другие документы); 2) выписка из домовой книги по месту жительства гражданина; 3) копия лицевого счета; 4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); 5) справка органов государственной регистрации о наличии (или отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на всех членов семьи заявителя, встающего на учет; 6) выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; 7) документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи документов органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех указанных документов в орган, осуществляющий принятие на учет. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Музалева М.П., являясь вдовой (супругой) умершего участника Великой Отечественной войны ФИО6, что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.), копией свидетельства о смерти (л.д.), копией справки Военного комиссариата <адрес> (л.д.) и ее подлинником (л.д.), копией удостоверения серии выданного <адрес> отделом социального обеспечения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) обратилась к Главе МО «<адрес> ФИО4 с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий, с приложением копии паспорта (л.д.), копии удостоверения вдовы участника Великой Отечественной войны (л.д.), справки ФГУП «<адрес> отделение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что до создания <адрес> юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Музалевой М.П. домовладения, квартиры не зарегистрировано (л.д.), сообщения УФРС по <адрес> об отказе истице в предоставлении информации, поскольку в ЕГР прав записи о регистрации ее права на недвижимое имущество отсутствуют от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.); справки администрации <адрес> о составе семьи (л.д.), о том, что Музалева М.П. проживает одна в <адрес>; выписки из похозяйственной книги (л.д.), что указанное домовладение числится за ФИО6; выписки из решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) о передаче земельного участка по указанному адресу в собственность ФИО6 и выдаче свидетельства о праве собственности на землю (л.д.).

В связи с указанным обращением администрацией <адрес> истребована информация о наличии зарегистрированного имущества за истицей Музалевой М.П.(л.д.), на что получена справка <адрес> отделения ФГУП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.) о том, что до создания Курского Учреждения юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Музалевой М.П. домовладения, квартиры не значится; сообщение УФРС по <адрес> об отказе Музалевой М.П. в предоставлении информации, поскольку в ЕГР прав записи о регистрации ее права на недвижимое имущество отсутствуют от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным на то органом местного самоуправления, -постановлением главы администрации <адрес> утвержден протокол заседания межведомственной комиссии при администрации Сухиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.54 Жилищного кодекса РФ не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 правоустанавливающие документы на собственность, технический паспорт.

Вышеуказанная межведомственная комиссия была создана постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.), с учетом изменений, внесенных ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ были проверены жилищные условия Музалевой М.П. в <адрес>, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии (л.д.), из которого следует, что техническая инвентаризация домовладения на момент обследования отсутствует; при визуальном осмотре выявлены признаки технического износа: стены неровные, осадка и трещины в цоколе, течь крыши, оконные и дверные проемы не перекошены, полы дощатые без существенных деформаций; отопление печное, износ менее %; в доме эксплуатируется неисправная электропроводка, имеются оголенные участки; печь имеет трещины. Рекомендации: ремонт цоколя фундамента, крыши, чердачного перекрытия, текущий ремонт внутренних помещений, замена электропроводки, ремонт печи. При изучении правоустанавливающей документации установлено, что заявитель Музалева М.П. собственником домовладения не является. При этом сделано заключение (л.д.) об отказе заявителю в соответствии с законодательством и на основании отсутствия права собственности на обследуемое домовладение.

В соответствии с решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения» (л.д.<адрес>), норматив общей площади жилого помещения определяющий уровень обеспеченности жильем для решения вопросов о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, утвержден в размере кв.метров на одного человека.

Таким образом, исследованные судом доказательства, свидетельствуют о том, что заявление истицы Музалевой М.П. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено соответствующим органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ в установленный вышеизложенным жилищным законодательством срок- не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган, в соответствии со ст.52 ЖК РФ.

Вместе с тем, анализируя документы, представленные истицей Музалевой М.П. при обращении в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, сопоставляя их с перечнем необходимых документов, указанным в пп.4,5 ст.2 Закона Курской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 20.10.2005г. № 70-ЗКО (в ред от 25.02.2009г.), а также содержанием постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ которым утвержден протокол заседания межведомственной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду непредставления правоустанавливающих документов на собственность, технического паспорта, суд приходит к выводу, что истицей Музалевой М.П. при обращении в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет по улучшению жилищных условий были представлены все необходимые документы, имеющиеся в материале (л.д.); кроме того, поскольку указанный <адрес> обязывает гражданина к заявлению о приеме на учет прилагать в качестве документа, подтверждающего право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, в том числе: выписку из технического паспорта БТИ и правоустанавливающие документы на домовладение лишь при их наличии, а из предоставленных истицей ответчику справок ФГУП «<адрес> отделение и выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица, на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества усматривается, что за Музалевой М.П. недвижимое имущество (домовладение, квартира) не зарегистрировано, оспариваемое постановление главы администрации Сухиновского сельсовета <адрес> -А от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.

Судом также установлено, что в связи с поступившим на имя главы администрации МО «<адрес>» ФИО4 представлением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе Музалевой М.П. « Об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о ветеранах», которым было предписано поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Музалеву М.П., ДД.ММ.ГГГГ были проверены жилищные условия Музалевой М.П. в <адрес>, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии (л.д.), из которого следует, что технический износ дома -%, при визуальном осмотре выявлены: стены неровные, осадка и трещины в цоколе, течь крыши, щели и просветы, полы дощатые, отопление печное. Правоустанавливающая документация отсутствует, наличие внутренней отделки не позволяет определить состояние дома на предмет аварийности, износ менее %. Рекомендации: обследование домовладения на предмет аварийности с целью вынесения заключения о необходимости постановки на учет заявителя в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом дано заключение (л.д.) о необходимости проведения дополнительного обследования домовладения с целью вынесения заключения независимой экспертизы на предмет аварийности; указано, что оценка пригодности (непригодности) домовладения может быть определена после представления заключения на предмет аварийности.

Постановлением главы Сухиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания межведомственной комиссии при администрации Сухиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ с заключением о рекомендации заявителю Музалевой М.П. обследовать домовладение на предмет аварийности с вынесением заключения независимой экспертизы (л.д.).

.

Вместе с тем, указанное постановление, оспариваемое истицей Музалевой М.П. нельзя признать законным по следующим основаниям.

В статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации дано понятие жилого помещения как объекта жилищных прав.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. (ч.2 ст.15 ЖК РФ).

Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Для оценки жилых помещений органом местного самоуправления создается соответствующая комиссия, в состав которой включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Пунктом 44 указанного Положения определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, одними из этапов которой являются работа комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания, составление комиссией заключения, акта обследования и принятие органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

По результатам работы комиссия выносит заключение о признании жилого дома пригодным либо непригодным для проживания, либо пригодным для проживания после проведения капитального ремонта (п.п.47,48 Положения).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.(п.49 Положения).

Таким образом, признание жилого помещения непригодным для проживания осуществляется в установленном законом порядке, который (в том числе и п.33 Положения) не обязывает лиц, проживающих в обследуемых жилых помещениях предоставлять из соответствующих органов государственного контроля и надзора доказательства наличия в данных помещениях вредных факторов среды обитания. Более того, в силу п.7 указанного Положения, представители указанных органов включаются в состав комиссии.

Принимая во внимание собранные по делу доказательства в совокупности с вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что межведомственная комиссия при администрации <адрес> в соответствии с требованием п.7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не выполнила возложенные на комиссию, в соответствии с требования п.п.44,47,48 указанного Положения обязанности по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания, составление комиссией соответствующего заключения, акта обследования, а принятые ими заключения и акты (л.д.), на основании которых вынесен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, который утвержден оспариваемым постановлением главы <адрес> (л.д.), не соответствуют указанным требованиям, и не содержат конкретных выводов, о признании жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания, носят рекомендательный характер, вместе с тем, указанное Положение, в том числе и п.33 не содержит норм, обязывающих лицо, проживающее в обследуемом жилом помещении, которым является истица Музалева М.П. предоставлять из соответствующих органов государственного контроля и надзора доказательства -заключения независимой экспертизы на предмет аварийности по результатам обследования представители которых в силу п.7 указанного Положения, включаются в состав комиссии должностным лицом органа местного самоуправления, в связи с чем постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Разрешая требования истицы Музалевой М.П. о поставке ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд учитывает положения п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, о том, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Как следует из показаний в суде представителя истцы ФИО5, истица Музалева М.П. в собственности жилья никогда не имела и не имеет, после смерти супруга ФИО6 <адрес>, холодный, сырой, с печным отоплением с прогнившей крышей и потолком, зазорами между полом и станами, через которые видна улица, не имеющий правоустанавливающих документов, не наследовала, проживала в нем одна. С ДД.ММ.ГГГГ временно проживает в доме детей, опекуном которых является младшая дочь Свидетель 1 Истица не является ни членом семьи собственника, ни членом семьи нанимателя, поскольку Свидетель 1, с которой Музалева М.П. проживает в <адрес>, не является собственником указанного жилого помещения, или их нанимателем. В настоящее время истица нуждается в уходе, не может себя обслуживать, так как получила перелом шейки бедра, попала в больницу, переживает нравственные страдания по поводу незаконных решений ответчика

.

Данные обстоятельства по существу представителем ответчика ФИО4 не оспаривались и объективно подтверждаются аналогичными показаниями в суде свидетеля Свидетель 1, представившей в суд копии свидетельств о регистрации права на сына ФИО9 на дом и земельный участок в <адрес>, где свидетель зарегистрирован (л.д.), копию паспорта (л.д.), медсправкой о состоянии здоровья истицы (л.д.), а также исследованными в суде справками УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ(л.д.), а также данных ФГУП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), из которых усматривается, что данных о регистрации имущественных прав истицы Музалевой М.П. на недвижимое имущество в виде квартиры, домовладения в указанных учреждениях не имеется.

Таким образом, суд, учитывая положения п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, а также исследованные судом вышеизложенные доказательства, свидетельствующие об отсутствии у истицы Музалевой М.П. в собственности жилого помещения, при отсутствии доказательств факта отчуждения недвижимого имущества с целью намеренного ухудшении истицей жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся, указанных в ст.53 ЖК РФ, а также принимая во внимание нормы п.4 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ и Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. №714 от 7.05.2008 года, закрепляющие гарантию права истицы Музалевой М.П. на ее обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как члена семьи (вдову) умершего участника Великой Отечественной войны ФИО6, однако до настоящего времени не реализованного истицей права в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с наличием оспариваемых истицей постановлений органа местного самоуправления, признанными судом незаконными, нарушающими права последней на жилище гарантированное также ст.40 Конституции РФ приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования истицы Музалевой М.П. о признании незаконным постановления главы <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании незаконным постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной Войны обоснованны и подлежат полному удовлетворению.

Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.(ч.1)

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственны страданий связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.(ч.2)

В силу ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также с учетом требований разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего.

Разрешая требования истицы Музалевой М.П. о взыскании с ответчика морального ущерба в размере рублей, суд принимает во внимание положения ст.ст.151, 1101 ГК РФ, и с учетом особенности личности истицы, находящейся в преклонном возрасте, объема и характера нравственных страданий: волнений и переживаний истицы, выразившихся в утрате психологического благополучия по поводу наличия оспариваемых незаконных постановлений органа местного самоуправления, ущемивших конституционное право истицы на жилье, в котором истица нуждалась, гарантированные, в том числе, вышеизложенными нормами действующего законодательства, полагает, что указанные требования истицы Музалевой М.П. нашли свое подтверждение в судебном заседании, однако заявленный размер в сумме рублей является завышенными, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости подлежат частичному удовлетворению на сумму 1000 рублей, в остальной части указанные требования истицы являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя ответчика ФИО4 о законности принятых оспариваемых истицей постановлений и необоснованности требований морального ущерба, с учетом вышеизложенного, суд признает несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным постановление главы <адрес> -А от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Музалевой М.П. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отменить.

Признать незаконным постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол межведомственной комиссии при администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отменить.

Обязать администрацию МО «<адрес> поставить Музалеву Марию Павловну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, имеющую постоянное место жительства по адресу <адрес>, временно проживающую по адресу: <адрес>, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации <адрес> в пользу Музалевой М.П. компенсацию морального вреда в размере рублей.

В остальной части исковых требований о компенсации морального вреда Музалевой М.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья (подпись) Л.А. Родионова

Копия верна:

Судья: