Решение по иску Клименко Е.В., к Пензий Н.А., о признании права собственности на домовладение в порядке наследования



Дело г.

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года

Глушковский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего районного судьи Родионовой Л.А.,

при секретаре Филиппенко Л.А.,

с участием истца Клименко Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клименко Е.В. к Администрации <адрес>, Пензий Н.А. о признании права собственности на домовладение в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

Клименко Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес>, Пензий Н.А., в котором просит признать за ней в порядке наследования после мужа ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, мотивируя свои доводы тем, что указанное домовладение было построено ее мужем ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году. Земельный участок, на котором расположено домовладение, принадлежал ее мужу на праве собственности. С момента постройки домовладения и до дня своей смерти их семья проживала в нем, несла все расходы по его содержанию, муж оплачивал необходимые налоги, на его имя домовладение зарегистрировано в похозяйственной книге <адрес> сельсовета <адрес>. После его смерти, как наследник по закону, фактически приняла все оставшееся после мужа наследство, в том числе домовладение, добросовестно владеет им, ремонтирует, обрабатывает огород. Однако не имеет возможности оформить право собственности на указанное наследственное имущество из-за отсутствия правоустанавливающих документов на него. Спора о наследстве не имеется, домовладение не арестовано, не заложено, в муниципальную собственность не передано.

В судебном заседании истец Клименко Е.В. поддержала свои исковые требования и просила по основаниям, изложенным в исковом заявлении, их удовлетворить, признать за ней в порядке наследования после мужа ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, д. Тяжино, <адрес>, указав, что ее дочь Пензий Н.А. на оставшееся после смерти отца наследство не претендует, отказалась от наследства в ее пользу, ее сын ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание не явились: ответчик Пензий Н.А.– в телеграмме (л.д.) иск Клименко Е.В. признала, просила дело рассмотреть без нее; представитель ответчика: администрации <адрес> – в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) просил дело рассмотреть в отсутствии представителя сельсовета, против удовлетворения исковых требований Клименко Е.В. не возражал; представители 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> - представив заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о дне, месте и времени слушания дела извещенные надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав истца, свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Судом установлено, что домовладение по <адрес> д. <адрес> было построено ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждено показаниями свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2, которые пояснили в судебном заседании, что постоянно проживают в д. <адрес>, поэтому им известно, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, построил в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 со своей семьей, который после постройки домовладения постоянно в нем проживал со своей семьей, на его имя домовладение было записано в похозяйственной книге <адрес> сельсовета. Никаких разрешений на строительство тогда никому не выдавали. При жизни ФИО3 нес все расходы по содержанию домовладения, платил на него налоги, земельный участок, на котором расположено домовладение, был ему передан в собственность. ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти домовладением распоряжается его жена Клименко Е.В., несет все расходы по содержанию домовладения, обрабатывает земельный участок. Больше никто на это домовладение не претендует, ее дочь Пензий Н.А. отказалась от своей доли наследства в пользу матери.

Указанное домовладение, инвентаризационной стоимостью рублей, состоит из жилого дома, общей площадью кв.метров, имеет служебные постройки: летнюю кухню, 2 навеса, погреб, 4 сарая; сооружения: уборную, ворота с калиткой, ограждения, что подтверждается копией технического паспорта домовладения составленного ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» <адрес> филиалом и приложением к нему: инвентарным планом, экспликацией земельного участка, экспликацией к поэтажному плану здания, характеристикой строений и сооружений (л.д.), и выпиской из технического паспорта (плана объекта недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.), при этом, в указанном документе в графе «основания и реквизиты документа, подтверждающего регистрацию права», имеется запись «не зарегистрированы», дата постройки его указана ДД.ММ.ГГГГ год.

Спорное домовладение расположено на земельном участке площадью га, принадлежавшем на праве собственности ФИО3, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией <адрес> сельсовета <адрес> (л.д.); в настоящее время земельный участок принадлежит Клименко Е.В., что подтверждается копией свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.).

Как следует из справки государственного архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), в документах архивного фонда <адрес> совета депутатов трудящихся <адрес> в книге протоколов заседания исполкома сведения о выделении земельного участка под строительство жилого дома в д. <адрес> ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году отсутствуют.

Поэтому, исходя из того, что ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году разрешения на строительство домовладения не получал, его государственная регистрация, в соответствии со ч.3 ст.222 ГК РФ, домовладение в <адрес> <адрес> является самовольной постройкой.

Вместе с тем, земельный участок, на котором расположено указанное домовладение, бесплатно был передан ФИО3 на праве собственности, он открыто владел, пользовался домовладением по своему усмотрению, нес бремя его содержания, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги Администрации <адрес> сельсовета <адрес> (л.д.), копией лицевого счета (л.д.), из которых следует, что домовладение в д. Тяжино, <адрес>, принадлежит ФИО3, на его имя открыт лицевой счет , справкой, выданной Администрацией <адрес> сельсовета (л.д.), из которой следует, что задолженности по уплате налогов у ФИО3 нет, в связи с чем суд считает, что ФИО3 обладал при жизни совокупностью прав, присущих собственнику в силу ст.209 ГК РФ.

Согласно копии свидетельства о смерти (л.д.), ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

После его смерти открылось наследство в виде домовладения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.

В силу ст.1112 ГК РФ, входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как следует из ст.1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Судом установлено, что при жизни ФИО3 завещания не оставил. Наследниками первой очереди на оставшееся после его смерти имущество являются его жена Клименко Е.В., что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.), дочь Пензий Н.А.

В соответствии с наследственным делом за ДД.ММ.ГГГГ год к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), свидетельство о праве на наследство на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, не выдавалось. Клименко Е.В., как наследник по закону, юридически приняла часть оставшегося после смерти своего мужа наследства в виде земельного участка, земельной доли, денежных вкладов.

Как следует из заявления Пензий Н.А. (л.д.), она на оставшееся после смерти отца ФИО3 наследство, не претендует.

Согласно справок администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.), домовладение по адресу: <адрес>, принадлежащее ФИО3, не продано, не заложено, в муниципальную собственность не передано.

Согласно ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, истец Клименко Е.В., являясь наследником по закону, юридически приняв часть наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО3, фактически приняла все наследство, в том числе домовладение, оставшееся после его смерти, поскольку со дня смерти своего мужа несет все расходы по содержанию домовладения, пользуется земельным участком.

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что в связи с отсутствием надлежащего оформления права собственности на недвижимое имущество, истец, являясь наследником по закону, фактически приняв все наследство умершего ФИО3 в установленный законом срок, лишена возможности реализовать свои наследственные права, суд приходит к выводу, что исковые требования Клименко Е.В. обоснованны, подлежат удовлетворению, в связи с чем за истцом Клименко Е.В. в порядке наследования следует признать право собственности на домовладение в д. Тяжино, <адрес> <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Клименко Е.В. удовлетворить.

Признать за Клименко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования после ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд <адрес> в десятидневный срок со дня вынесения.

Председательствующий судья Л.А. Родионова