Решение, по иску Завдовьева В.М. к Управлению Пенсионного фонда, о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> «ДД.ММ.ГГГГ года.

Глушковский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Вензенко Н.В.,

при секретаре Радионовой Е.Н.,

а также истца Завдовьева В.М.,

представителя ответчика Бондаренко Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завдовьева В.М. к Управлению Пенсионного фонда по <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Завдовьев В.М. обратился с иском в суд к Управлению Пенсионного фонда по <адрес>, в котором просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитать периоды прохождения срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязать УПФР по <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда по <адрес> по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако в назначении пенсии решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. Считает, что спорный период относится к периоду, в который действовало и применялось Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с п.г ч.1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного указанным Постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п. 4 указанного Положения время работы указанное в п.п.1,2,3 данного положения (служба в составе Вооруженных Сил СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР №433 от 06.09.1991 года сохранены для других педагогических работников условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 года допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном гл.6 указанного Закона, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу настоящего Закона.

В судебном заседании истец Завдовьев В.М. заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске и просил признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, а также засчитать период прохождения срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика по доверенности Бондаренко Л.М. исковые требования не признала, пояснила суду, что Завдовьев В.М. обратился в УПФ по <адрес> за назначением досрочной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, подтверждено документально 24 года 04 месяца 25 дней. В специальный стаж обоснованно не засчитан период службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день за два дня работы, поскольку не предусмотрен Списками и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 29.12.2002 года. Кроме того, в п.4 Положения о Порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 предусмотрено, что обязательным условием зачета спорного периода в специальный стаж является наличие у гражданина по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Так как Завдовьев В.М. отработал в должности <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ менее ДД.ММ.ГГГГ месяцев, права на включение периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж не приобрел. Следовательно, спорный период не подлежит включению с специальный стаж ни по ранее действующему законодательству, ни по новому.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Завдовьев В.М. обратился в УПФ по <адрес> с заявлением о назначении пенсии.

Решением Управления Пенсионного фонда по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Завдовьеву В.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, специальный стаж Завдовьева В.М. составил года месяца дней и в него не засчитан период службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день за два дня работы, поскольку не предусмотрен Списками и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в п.4 Положения о Порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что обязательным условием зачета спорного периода в специальный стаж является наличие у гражданина по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Так как Завдовьев В.М. отработал в должности <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ менее ДД.ММ.ГГГГ месяцев, права на включение периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж не приобрел.

Вышеуказанные выводы УПФ РФ по <адрес> суд находит необоснованными в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются федеральным законом. При этом в силу ст.15 ч.1 Конституции РФ федеральный законодатель обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы её принципов и норм.

Статьёй 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.п. 10 п. 1 ст.28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно п.3 ст.28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно справки начальника отдела военного комиссариата <адрес>, Завдовьев В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно п.4 указанного Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Положения ч. 2 ст. 6. ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ в от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определением от 05 ноября 2002 года №320-О граждане, приобретшие пенсионное право до ведения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы Завдовьева В.М. в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Завдовьева В.М. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем1 п.3 ст.10 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы.

Принимая во внимание, что на момент обращения Завдовьева В.М. в УПФ РФ по <адрес>, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, как правовом и социальном государстве спорный период подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ требуемый специальный стаж у истца составил 25 лет, что подтверждено записями в трудовой книжке.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенного в требовании о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, у истца на дату обращения возникло право на досрочную трудовую пенсию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Завдовьева В.М. к Управлению пенсионного фонда по <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельностью, удовлетворить.

Обязать УПФ РФ по <адрес> засчитать период прохождения срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на досрочное трудовой пенсии и назначить досрочную трудовую пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Судья: Вензенко Н.В.