Исковое заявление об обязании производить компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по факту проживания в квартире одного человека



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена г. Глазов №2-1242/2010

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н. при секретаре Вихаревой Е.Г. с участием истца Ходыревой А.З., представителя ответчика Кудрявцевой О.В., действующей по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ходыревой А.З. к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове о взыскании компенсации, о возложении обязанности производить назначение денежной компенсации из расчета одного проживающего, взыскании морального вреда,

установил:

Ходырева А.З. обратилась к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове о возложении обязанности производить назначение денежной компенсации с Дата обезличена из расчета одного проживающего, обосновав требования тем, что является ветераном труда и собственником квартиры по адресу: .... В указанной квартире также зарегистрирована ее внучка ФИО1, опекуном которой она, истец, является. В настоящее время внучка проживает с матерью в ..., обучается в школе. Ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) начисляется ей, истцу, от количества прописанных жильцов, с чем она, истец, не согласна, полагает, что данная компенсация должна начисляться с учетом одного проживающего, без учета внучки ФИО1, которая имеет временную регистрацию в ....

В ходе рассмотрения дела истцом Ходыревой А.З. в порядке ст. 39 ГПК РФ был изменен предмет иска, просит взыскать с ответчика Управления социальной защиты населения в г. Глазове денежную компенсацию за период с Дата обезличена по Дата обезличена в размере 1680 руб., обязать ответчика с Дата обезличена по Дата обезличена производить назначение денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг из расчета одного проживающего человека, взыскать в счет компенсации морального вреда 5000 руб.

По делу в качестве третьего лица без самостоятельных требований в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечено Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

В судебном заседании истец Ходырева А.З. исковые требования поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, дополнительно пояснила, что является собственником квартиры по адресу: ..., как ветеран труда имеет право на предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Однако выплата данной компенсации производится с учетом двух проживающих в квартире людей – ее, истца, и внучки ФИО1, которая в ... не проживает, живет с матерью в ..., где зарегистрирована по месту пребывания. Оплату жилищно-коммунальных услуг она, истец, производит из расчета одного человека. Обращалась в Управление социальной защиты населения в г. Глазове со свидетельством о регистрации внучки по месту пребывания, чтобы начисление компенсации производилось из расчета одного фактически проживающего в квартире человека, но был получен отказ. Считает, что ответчик неверно толкует Порядок ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике. Своими действиями ответчик причинил моральный вред, который выразился в том, что она, истец, была вынуждена обратиться с иском в суд, собирать для суда разного рода справки, произвести расчет ЕДК, из-за чего произошел криз.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения в г. Глазове Кудрявцева О.В. в судебном заседании исковые требования Ходыревой А.З. не признала, пояснила, что действия ответчика по начислению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом двух человек, зарегистрированных в квартире истца, основаны на нормах права. Согласно п.п.5 п. 10 Порядка доказательством для оплаты компенсации является справка с места жительства. В материалах дела имеется справка с места жительства истца, в которой указано, что семья Ходыревой А.З. состоит из двух человек. В случае изменения состава семьи граждане должны предоставить подтверждающие документы. Таким документом является справка с места жительства о количестве граждан, проживающих в жилом помещении. Иные документы, как то свидетельство о регистрации по месту пребывания, не предусмотрены Порядком и не могут быть приняты Управлением. Данные документы могут быть предъявлены в организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги для перерасчета платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия кого-либо из жильцов. При этом плата за жилищные услуги (содержание и ремонт жилых помещений) и плата за отопление продолжает начисляться из расчета зарегистрированных в квартире лиц. Таким образом, перерасчет размера ЕДК Ходыревой А.З. исходя из стандарта для одиноко проживающего гражданина возможен лишь в случае предоставления ею справки с места жительства с указанием состава семьи в количестве одного человека. В удовлетворении требований о взыскании морального вреда представитель ответчика просила отказать, так как истцом не представлены в силу ст. 56 ГПК РФ доказательства ухудшения состояния здоровья в результате действий ответчика.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения УР в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ч. 5 ГПК РФ. Министерством социальной защиты населения УР представлен отзыв на исковое заявление Ходыревой А.С., в котором указано следующее.

Заявление истца о том, что ответчик «вольно толкует» п. 12 Порядка предоставления ЕДК и отказывается принимать свидетельство о временной регистрации ФИО1 по месту пребывания в ... в качестве документа, подтверждающего изменение состава семьи, является необоснованными, так как в соответствии с п. п. 5 п. 10 Порядка предоставления ЕДК граждане представляют в качестве документа, подтверждающего число граждан, проживающих в жилом помещении справку с места жительства о количестве граждан, проживающих в жилом помещении, с указанием размера занимаемой общей площади жилого помещения ( в число граждан, проживающих в жилом помещении, включаются лица, зарегистрированные в нем в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания, на которых начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги за указанное). В соответствии с справкой МУП ЖКУ в квартире зарегистрирована постоянно внучка Ходыревой А.З. ФИО1. Согласно ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, несмотря на наличие временной регистрации ФИО1 по месту пребывания в ... Ходыреву А.З. нельзя признать одиноко проживающей в квартире по адресу: ....

Требования Ходыревой А.З. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда являются неправомерными, так как Управление социальной защиты населения в ... своими действиями не нарушало личные неимущественные права Ходыревой А.З., действовало в соответствии с Порядком предоставления ЕДК; истицей не представлены доказательства причинения ей физических или нравственных страданий. Доводы истицы о том, что ответчик «вынудил» ее собирать справки, снимать копии с документов, произвести расчет ЕДК являются необоснованными, так как в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и, следовательно, предоставить все необходимые документы, снять с них копии и т.д.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, признает исковые требования Ходыревой А.З. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Из документов: свидетельства о государственной регистрации права Номер обезличен, выданного Регистрационной палатой УР по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки МУП ЖКУ МО ... от Дата обезличена, следует, что Ходырева А.З. является собственником квартиры, расположенной по адресу: .... В данном жилом помещении зарегистрированы Ходырева А.З., и совместно с ней зарегистрирована постоянно с Дата обезличена внучка ФИО1, Дата обезличена рождения.

Представленные истцом свидетельства о регистрации по месту пребывания л.д.Номер обезличен) свидетельствуют о том, что ФИО1, Дата обезличена рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... на срок по Дата обезличена.

Ходырева А.З. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением Номер обезличен, выданным Глазовским ОСЗН Дата обезличена, следовательно, имеет права и льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов гарантирует реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В силу ст. 22 вышеуказанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на Дата обезличена, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяются постановлением Правительством Удмуртской Республики от Дата обезличена, Номер обезличен.

В силу п. 7 Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Порядок предоставления ЕДК) назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан.

Согласно Положению об Управлении социальной защиты населения в г. Глазове Управление социальной защиты населения в г. Глазове является территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и входит в единую систему органов социальной защиты населения Удмуртской Республики (п.1). Территориальный орган является юридическим лицом, может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.4).

Основными задачами территориального органа являются, в том числе, реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики, а также обеспечение отдельных категорий граждан государственными пособиями, компенсациями и иными выплатами, возложенными на органы социальной защиты населения, на территории ... (п.6).

В соответствии с возложенными на него задачами территориальный орган осуществляет назначение, перерасчет и выплату государственных пособий, ежемесячный денежных выплат, других компенсационных и иных выплат, возложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики на органы социальной зашиты населения; обеспечивает реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики; осуществляет реализацию государственной политики в отношении инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики (п. 7).

Вышеуказанные положения свидетельствую о том, что Управление социальной защиты населения в ... в силу возложенных на него задач является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Согласно п. 5 Порядка предоставления ЕДК размер ежемесячной денежной компенсации определяется в процентом отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – региональный стандарт), ежегодно утверждаемых Правительством Удмуртской Республики.

Процентное отношение от величины регионального стандарта устанавливается в размере 50 процентов гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Удмуртской Республики имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 6 Порядка предоставления ЕДК).

Согласно Региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике на 2010 год, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от Дата обезличена, Номер обезличен, региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в месяц составляет: на одиноко проживающего гражданина 1638 руб., на одного человека в семье из двух человек – 1218 руб.

Как установлено в судебном заседании из пояснений сторон, представленных истцом выписок по лицевому счету за период с Дата обезличена по Дата обезличена единая денежная компенсация (ЕДК) назначалась и была выплачена Ходыревой А.З. ответчиком Управлением социальной защиты населения в г. Глазове исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг как на одного человека в семье из двух человек – 1218 руб.

Истец, не соглашаясь с данным расчетом, считает, что ЕДК должна ей назначаться исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг как на одиноко проживающего гражданина, что составляет 1638 руб.

В соответствии с п. 10 Порядка предоставления ЕДК при первичном обращении в уполномоченный орган для постановки на учет и получения ежемесячной денежной компенсации граждане предоставляют помимо иных документов, указанных в данном пункте, справку с места жительства о количестве граждан, проживающих в жилом помещении, с указанием размера занимаемой общей площади жилого помещения. В число граждан, проживающих в жилом помещении, включаются лица, зарегистрированные в нем в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания, на которых начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги за указанное помещение.

Из анализа данного положения следует, что для назначения ЕДК значимым является количество граждан, проживающих в жилом помещении. При этом для признания гражданина, проживающего в жилом помещении, необходимо наличие одновременно двух условий – его регистрация по месту жительства и начисление на него платы за жилищно-коммунальные услуги.

Допрошенная в качестве специалиста расчетного отдела МУП ЖКУ ФИО2 в судебном заседании пояснила, у истца Ходыревой А.З. установлены приборы учета горячей и холодной воды, на основании показаний которых истец производит оплату за потребляемую воду, начисление платежей за содержание и ремонт жилья, за отопление производится независимо от количества зарегистрированных в квартире лиц, исходя из площади квартиры. Количество зарегистрированных лиц в квартире зависит при начислении электроснабжения мест общего пользования. Истцом было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания ФИО1, на основании которого производится перерасчет начисления платежей за электроснабжение мест общего пользования. Ранее принимались документы об отсутствии граждан по месту регистрации на будущее, в настоящее время необходимо ежемесячно подавать заявление, на основании которого производится перерасчет по оплате жилищно-коммунальных платежей. Ходыревой А.З. на основании ее заявления производен перерасчет на дату обращения, т.е. по Дата обезличена. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги за период с Дата обезличена по Дата обезличена произведен Ходыревой А.З. на одного человека. В следующий раз при обращении с заявлением Ходыревой А.З. будет произведен перерасчет по дату обращения.

В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (п. 1).

В соответствии с Правилами потребитель - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3).

Согласно п. п. 54 - 59 названных Правил при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в п. 54 вышеназванных Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в п. 36 названных Правил. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, может являться, в частности, справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания.

В судебном заседании из представленных доказательств установлено, что, при представлении истцом в орган, осуществляющий начисление жилищно-коммунальных платежей, свидетельства о регистрации ФИО1 по месту пребывания по адресу: ..., начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по адресу: ..., произведен Ходыревой А.Х. за период с Дата обезличена по Дата обезличена из расчета одного проживающего гражданина.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека.

Исходя из положений ст. 3 вышеуказанного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов ... и ..., ..., ... и ..., регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" Конституционный Суд РФ отметил, что регистрация гражданина РФ по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства, обусловленное тем, что указанное право не носит абсолютного характера и его осуществление не должно приводить к нарушению прав и свобод других лиц, вступать в противоречие с основами конституционного строя, нравственности, здоровья, принципами обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Наличие регистрации ФИО1 по месту жительства не может служить основанием для ограничения прав истца Ходыревой А.З., поскольку регистрация как таковая не влечет никаких дополнительных прав и обязанностей для граждан.

С учетом вышеизложенного суд признает необоснованными выводы представителя ответчика Управления социальной защиты населения в г. Глазове, представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики о том, что регистрация Баландиной А.Г. по месту жительства истца не свидетельствует о признании Ходыревой А.З. одиноко проживающей по адресу: ..., следовательно, не имеющей права по получение ЕДК из расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг как на одиноко проживающего гражданина 1638 руб.

Таким образом, при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги Ходыревой А.З. за период с Дата обезличена по Дата обезличена из расчета одного человека назначение ЕДК подлежало из расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг как на одиноко проживающего гражданина 1638 руб. Выплата ЕДК Ходыревой А.З. произведена за указанный период из расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг как на одного человека в семье из двух человек 1218 руб. в размере 4872 руб. Следовательно, размер недоплаты компенсации составил 819 руб. х 8 мес. – 4872 руб. =1680 руб.

На основании установленного в судебном заседании суд признает исковые требования Ходыревой А.З. о взыскании с Управления социальной защиты населения в г. Глазове денежной компенсации в размере 1680 руб.обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По требованиям Ходыревой А.З. к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове о возложении обязанности производить назначение единой денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с Дата обезличена по Дата обезличена из расчета одного проживающего человека, взыскании в счет компенсации морального вреда 5000 руб. суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Таким образом, при обращении в суд с заявлением предполагается нарушение прав, законных интересов заявителя. В судебном заседании установлено, что назначение ЕДК гражданам, имеющим на то право, производится при предоставлении сведений из органов, осуществляющих начисление платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Начисление платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соответствующим органом производится при отсутствии гражданина, зарегистрированного по месту жительства, на основании заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Из пояснений специалиста МУП ЖКУ перерасчет по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Ходыревой А.З. произведен на дату ее обращения по Дата обезличена. На дату рассмотрения дела в суде плата за жилищно-коммунальные услуги за помещение за Дата обезличена, 20 дней Дата обезличена истцу не начислена, следовательно, право истца по назначению ЕДК за указанный период не нарушено, в связи с чем требования Ходыревой А.З. о возложении обязанности производить назначение единой денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с Дата обезличена по Дата обезличена из расчета одного проживающего человека не подлежат.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания)действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Из вышеизложенного следует, что возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены. Поскольку в данном случае (назначение ЕДК, выплата недоплаченной суммы ЕДК) затрагиваются имущественные права истца, а законом не предусмотрена обязанность по возмещению морального вреда при нарушении прав граждан в результате назначения ЕДК, требования Ходыревой А.З. о возмещении морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ходыревой А.З. к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове о взыскании компенсации, о возложении обязанности производить назначение денежной компенсации из расчета одного проживающего, взыскании морального вреда удовлетворить в части.

Взыскать с Управления социальной защиты населения в г. Глазове в пользу Ходыревой А.З. в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1680 руб.

В остальной части исковых требований Ходыревой А.З. к Управлению социальной защиты населения в г. Глазове в удовлетворении отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд. Датой изготовления мотивированного решения считатьДата обезличена.

Судья Э.Н.Кислухина