Исковое заявление о взыскании компенсации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н. с участием представителя истца Дмитриенко Д.В., действующего по доверенности, представителя ответчика Ярховой Л.М., действующей по доверенности, при секретаре Вихаревой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворяниновой Н.Ю. к ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о взыскании компенсации,

установил:

Дворянинова Н.Ю. обратилась в суд с иском филиалу №4 г. Глазова Фонда социального страхования РФ по УР о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 397 000 руб., обосновав требования тем, что Дата обезличена ею, истцом, была приобретена инвалидная кресло-коляска фирмы «...», модель 2.322 OPTIMUS по цене 397000 руб. Техническое средство реабилитации данного типа было необходимо согласно индивидуальной программы реабилитации. Дата обезличена в Фонд социального страхования было подано заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации – кресло-коляску. Однако выплата компенсации до настоящего времени не произведена.

В ходе рассмотрения дела истцом в порядке ст. 41 ГПК РФ была произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Судом в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле привлечены Фонд социального страхования Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Истец Дворянинова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.

Представитель истца Дмитриенко Д.В. исковые требования Дворяниновой Н.Ю. поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, дополнительно пояснил, что истец повторно прошла освидетельствование, было проведено обследование ее жилищных условий, по результатам которых подтвердилась необходимость приобретения коляски. Коляска истцом была приобретена в Дата обезличена, ответчику были высланы все необходимые документы, но выплата не произведена по настоящее время.

Представитель ответчика ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике Ярхова Л.М. в судебном заседании с исковыми требованиями Дворяниновой Н.Ю. согласилась в части, указав, что региональное отделение готово выплатить истцу компенсацию в размере 45600 руб., стоимость, по которой региональное отделение закупает кресла-коляски с электроприводом по результатам открытых торгов для обеспечения инвалидов. По мнению ответчика, цена за самостоятельно приобретенную кресло-коляску является завышенной. По факту приобретения Дворяниновой Н.Ю. у ИП ФИО1 кресла-коляски проводилась проверка, в ходе которой было выявлено, что ФИО1 зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя по основному виду деятельности – предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств - Дата обезличена. С Дата обезличена дополнены виды деятельности – оптовая торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями и розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями. Договор купли-продажи кресла-коляски Дворяниновой Н.Ю. заключен Дата обезличена. Налоговая декларация по ЕНВД за 4 квартал Дата обезличена ИП ФИО1 при сроке сдачи Дата обезличена была предоставлена в налоговый орган только Дата обезличена, после того, как узнал о направлении региональным отделением информации в налоговый орган. По мнению регионального отделения намеренно была создана искусственная ситуация, заключающаяся в покупке ИП ФИО1 дорогой модели кресла-коляски с целью последующей ее перепродажи с необоснованно завышенной наценкой и получения средств из регионального отделения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ИП ФИО1 ст. 10 ГК РФ, заключающемся в злоупотреблении правом с целью незаконного получения средств обязательного социального страхования. Вызывает сомнение нуждаемость Дворяниновой Н.Ю. в кресле-коляске с электроприводом именно приобретенной комплектации, наличии функций, в которых истец не нуждается, а также не указанных в индивидуальной программе реабилитации.

Представитель третьего лица Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление Дворяниновой Н.Ю., в котором указано, что обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями осуществляют региональные отделения Фонда. В случае, если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства, которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации. Решение о выплате компенсации принимается региональным отделением на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также программы реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы. Дворянинова Н.Ю. обратилась в региональное отделение по месту жительства за компенсацией за самостоятельно приобретенное кресло-коляску. В силу действующего законодательства, региональное отделение при представлении инвалидом надлежаще оформленных документов, подтверждающих нуждаемость в техническом средстве реабилитации и документов, подтверждающих расходы инвалида на приобретение технического средства реабилитации, вправе самостоятельно принять решение о выплате компенсации.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил отзыв на исковое заявление Дворяниновой Н.Ю., в котором указал следующее. В соответствии с п.п. 7,14 Правил решение о выплате инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации принимается исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также индивидуальной программы реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы. Выплата компенсации инвалиду в случае приобретения технического средства реабилитации за счет собственных средств осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Согласно приложению №12 «Распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по разделам и подразделениям, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета» к Федеральному закону от 24.11.20008 года № 204-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Фонду социального страхования Российской Федерации были предусмотрены средства федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в сумме 9404414,6 руб.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Конституцией Российской Федерации гарантированы меры социальной защиты граждан (статья 7). В преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статья 2 данного Закона определяет социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года, №2347-р, кресла-коляски с ручным приводом, с электроприводом относятся к техническим средствам реабилитации.

Из пояснений сторон, представленных в суд письменных доказательств: дубликата справки, выданной бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике от Дата обезличена, свидетельства о заключении брака, выданного ... отделом ЗАГС УР от Дата обезличена, индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от Дата обезличена, индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от Дата обезличена, в судебном заседании установлено, что истец Дворянинова Н.Ю. является инвалидом с детства, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в качестве технического средства реабилитации истцу предусмотрена кресло-коляска с электроприводом. Данные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика не оспаривались.

Допрошенная в качестве специалиста ФИО2 в судебном заседании пояснила, что Дворянинова Н.Ю. является инвалидом с детства, имеются нарушения функций верхних конечностей. С учетом имеющегося заболевания истцу была прописана кресло-коляска с электроприводом. Какой комплектации должна быть кресло- коляска, технические характеристики в карте реабилитации не указываются. Главное, кресло-коляска должна быть снабжена электроприводом, так как управлять руками истица не может. В Дата обезличена после обращения Дворяниновой Н.Ю. в региональное отделение Фонда социального обеспечения за получением компенсации по ее месту проживания на контрольное освидетельствование выезжала комиссия, которая подтвердила обоснованность приобретения Дворяниновой Н.Ю. инвалидной кресла-коляски.

Согласно счет-фактуры Номер обезличен от Дата обезличена, накладной Номер обезличен от Дата обезличена, квитанции к приходному кассовому ордеру Номер обезличен от Дата обезличена установлено, что Дворяниновой Н.Ю. была приобретена самостоятельно кресло-коляска с электроприводом, модель 2.322 OPTIMUS по цене 397000 руб.

Истец просит взыскать компенсацию в размере стоимости приобретенного ею технического средства реабилитации – 397000 руб.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В силу ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила), согласно которым в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы (п.7 Правил).

Согласно п. 16 Правил финансирование предусмотренных настоящими Правиламси расходов осуществлется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

В судебном заседании установлено, что истцом были предоставлены ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике документы, подтверждающие право на предоставление технического средства – кресла-коляски (индивидуальная программа реабилитации) и документы, подтверждающие расходы по приобретению кресла-коляски. Представителем ответчика не оспаривалось право Дворяниновой Н.Ю. на получение компенсации за приобретенное ею самостоятельно техническое средство реабилитации - кресло-коляски. Компенсация за приобретенное кресло-коляску ответчиком истцу не выплачена. Ответчик не согласен с размером подлежащей выплате истцу компенсации.

Исходя из анализа положений ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 7 Правил суд не усматривает наличие ограничений размера компенсации стоимости технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за счет собственных средств. Иной порядок определения суммы компенсации подлежащей выплате инвалиду за приобретенное самостоятельно техническое средство реабилитации действующим законодательством не предусмотрен.

Приобретение истцом кресла - коляски у ИП ФИО1 по цене, которая, по мнению представителя ответчика, необоснованно была завышена ИП ФИО1, не является в данном случае основанием для отказа в предоставлении компенсации Дворяниновой Н.Ю.

Исходя из вышеизложенного суд признает требования Дворяниновой Н.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дворяниновой Н.Ю. к ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о взыскании компенсации удовлетворить.

Взыскать с ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, поступающих на финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, в пользу Дворяниновой Н.Ю. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в сумме 397000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Датой изготовления мотивированного решения считать Дата обезличена.

Судья Э.Н.Кислухина