о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки



Дело № 2-2175-2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕИМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Рычковой М.Ф.,

при секретаре Вихаревой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабинцевой А.Ф. к открытому акционерному обществу «Удмуртавтотранс» в лице Глазовского филиала о понуждении к представлению мер социальной поддержки,

установил:

Бабинцева А.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Удмуртавтотранс» (далее по тексту ОАО «Удмуртавтотранс») в лице Глазовского филиала о понуждении к представлению мер социальной поддержки.

Свои исковые требования мотивировала тем, что она является членом садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) «...», на территории которого находится принадлежащий ей садовый участок. Проживая в <адрес>, для проезда до СНТ «...», расположенного в <адрес>, пользуется автобусным маршрутом № сообщением .... Перевозку пассажиров по этому маршруту осуществляет Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс». В соответствии с п. 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики», установлен проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.

Конечный пункт маршрута ..., находится на расстоянии 16 км. от <адрес>, движение автобусов по маршруту осуществляется ежедневно по утвержденному расписанию (графику), перевозка производится на основании публичного договора перевозки, заключаемого с каждым пассажиром путем продажи билета. С учетом указанных обстоятельств, маршрут № является, в силу Федерального закона от 08 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, маршрутом регулярных перевозок пассажиров, осуществляемым в пригородном сообщении транспортом общего пользования.

Поскольку она является инвалидом второй группы (льготная категория), то есть относится к категории граждан, указанной в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170, она имеет право на проезд на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), включая маршрут №, по социальному проездному билету. Начиная с мая 2009 года и по настоящее время Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс» отказывается перевозить пассажиров по маршруту № по социальному проездному билету, мотивируя тем, что этот маршрут не является пригородным, так как не связывает между собой два населенных пункта.

Факт отказа перевозчика в перевозке пассажиров на маршруте № по социальному проездному билету перевозчиком не отрицается, свою позицию по этому вопросу руководство Глазовского филиала доводило до населения через средства массовой информации. Поэтому истица считает, что данное обстоятельство не нуждается в доказывании, однако, при необходимости отказа перевозчика в применении социального проездного билета на маршруте №, доказательства ею будут предоставлены в суде.

Отказ перевозчика в проезде на маршруте № по социальным проездным билетам истица считает незаконным, так как в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» данный маршрут является пригородным.

Так как истица относится к категории граждан, которой предоставлено право на проезд автомобильным транспортом пригородного сообщения по социальному проездному билету, отказ ОАО «Удмуртавтотранс» в перевозке пассажиров по маршруту № по социальному проездному билету непосредственно затрагивает её права на реализацию государственных мер социальной поддержки.

Настоящим иском истец ставит следующие требования:

1. признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике», отказ открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» в перевозке её по маршруту № сообщением ... по социальному проездному билету;

2. обязать открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» не препятствовать ей в проезде по маршруту № сообщением ... по социальному проездному билету.

В судебном заседании истица Бабинцева А.Ф. не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, иск поддержала.

В судебное заседание ответчик ОАО «Удмуртавтотранс» не явился. О времени, месте рассмотрения дела был извещен. В соответствии со ст. 167 ч. 4 ГПК суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебное заседание третье лицо - Администрация Муниципального образования «Глазовский район» своего представителя не направил, согласно поступившего в суд письменного заявления просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебное заседание третьи лица – Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР, Министерство социальной защиты населения УР не явились, о времени, месте рассмотрения дела были извещены.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил дело рассмотреть в отсутствие истицы и представителей третьих лиц.

Исследовав и изучив предоставленные доказательства, суд считает, что иск Бабинцевой А.Ф. подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

В статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением мер социальной поддержки.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Такие льготы были предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1.

Одновременно указанный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ передал вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъектам для осуществления ими самостоятельно за счет бюджета субъекта выполнение определенных функций в отношении категорий льготных граждан, включенных в федеральный регистр, предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, а также возложил обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.

Согласно ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

12) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В целях реализации положений федерального законодательства Правительством Удмуртской Республики 19 декабря 2005 года принято постановление за № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики», установлен проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного постановления Правительства Удмуртской Республики на Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики возложена обязанность по возмещению выпадающих доходов предприятиям городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), связанных с реализацией социальных проездных билетов, отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и региональный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02 марта 2006 года № 183-р утверждено Положение о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов, согласно которому возмещение выпадающих доходов транспортным предприятиям городских округов и муниципальных районов Удмуртской Республики производится в виде возмещения разницы между стоимостью одного месячного проездного билета на один вид транспорта и стоимостью месячного социального проездного билета.

Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Исходя из п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими представление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд находит установленным об урегулировании федеральном законом предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Согласно свидетельству серия №, выданного Межрайонной инспекцией ФНС России № по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица.

В соответствии с п. 1.2, п. 3.2. Устава, открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» является юридическим лицом, может быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет филиал – Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс» (<адрес>) (п. 1.10 Устава).

Согласно п. 2.2, п. 2.4 Устава открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики, указанная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Во исполнение положений п. 6 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года (в редакции от 27 июля 2010 года) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией Муниципального образования «Глазовский район» заключен ДД.ММ.ГГГГ с Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс» договор № на осуществление безопасности перевозки пассажиров на регулярных маршрутах пригородного сообщения муниципального образования «Глазовский район».

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о пролонгации, продлен срок действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.2.3, п. 2.2.14 вышеуказанного договора перевозчик – Глазовский филиала ОАО «Удмуртавтотранс» обязуется обеспечить безусловное выполнение действующего законодательства, нормативных актов и Положений о порядке организации пассажирских перевозок, осуществляемых на регулярных маршрутах пригородного сообщения по <адрес>, предоставлять льготы гражданам на автомобильном транспорте общего пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики, актами органов местного самоуправления.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождены услуги по перевозке пассажиров пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). При этом к услугам по перевозке пассажиров относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок, по единым тарифам за проезд, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с Определением Конституционного Суда от 27 декабря 2005 года № 502-О отмена натуральных льгот не исключает обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить лицам, ранее имевшим право на бесплатный проезд, возможность беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установление с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной форме мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ответчик оказывает льготные услуги гражданам при перевозке по пригородным маршрутам и в осуществлении своей деятельности обязан соблюдать требования действующего законодательства, в части обеспечения равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для отдельных (льготных) категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и предоставлять их для указанной категории граждан.

На основании справки № судом установлено, что Бабинцева А.Ф. является инвалидом 2 группы, общее заболевание, имеет льготы установленные Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, Бабинцева А.Ф. имеет удостоверение серия № от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что истица имеет право и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст.ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах». Указанное удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Бабинцева А.Ф. относится к категории граждан, указанной в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170, соответственно на неё распространяются меры социальной поддержки, и она имеет право на проезд на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету, в том числе, на проезд на автомобильном транспорте, принадлежащем ответчику.

Истица указывает, что для проезда в садовое общество «...» она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пользовалась маршрутом № сообщением «...», перевозчиком которого являлся Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс», что ответчиком в период действия маршрута № ей было отказано в перевозке по указанному маршруту на основании социального проездного билета. Со стороны ответчика возражений по данному обстоятельству не поступило.

На основании паспорта автобусного маршрута № «...», составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Управляющим Глазовского филиала ОАО «Удмуртавтотранс» и согласованного с Главой Администрации МО «Глазовский район», судом установлено, что вид указанного маршрута значиться как «пригородный», схема маршрута согласована с ГИБДД УВД по г. Глазову и Глазовскому району Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ. СНТ «...» является остановочным пунктом указанного маршрута.

Согласно Акта обследования пригородного (сезонного) маршрута № «...» обслуживаемого Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс» от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе начальника отдела транспорта и связи ЖКХ Администрации МО «Глазовский район», старшего госинспектора ДИ и ОД ОГИБДД УВД г. Глазова и Глазовского района, инженера по БДД Глазовского филиала ОАО «Удмуртавтотранс» на основании Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа Минтранса РФ от 09 марта 1995 года № 27 и Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 года № 2, пришла к выводу о возможности открытия указанного автобусного маршрута.

То есть ответчик, сам документально отнес указанный маршрут к «пригородному».

Как было установлено выше, ответчику в установленном законодательством порядке возмещаются расходы в связи с реализацией социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, установленный Порядок не предусматривает возмещение расходов по отдельным маршрутам.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 17 июня 2010 года № 108 утвержден Порядок распределения сумм выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, между транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, согласно которому распределение сумм выпадающих доходов между перевозчиками осуществляется ежемесячно в соответствии с отчетностью, указанной в п. 2 настоящих Правил. Если перевозчик, предоставляющий право проезда по социальным проездным билетам в городских округах или муниципальных районах в Удмуртской Республике, является единственным, сумма выпадающих доходов, подлежащая возмещению, соответствует сумме указанной в представляемых актах сверки. В случае если право проезда предоставляют несколько перевозчиков, сумма выпадающих доходов, подлежащая возмещению, распределяется между данными перевозчиками с учетом доли каждого перевозчика в общем объеме транспортной работы (пункт 3).

Оценивая вышеуказанные письменные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что спорный автобусный маршрут является пригородным, на который распространяется действие постановления Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170.

Положения ст. 17 ст. 18, ст. 18 Конституции Российской Федерации закрепляют, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, исходя из вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов единства конституционного статуса личности на всей территории Российской Федерации, равенства и справедливой социальной доступности прав, суд находит отказ ответчика по не предоставлению истице, являющейся ветераном труда и инвалидом 2 группы, мер социальной поддержки по проезду маршрутом № по социальному проездному билету, как нарушающие ее право – реально воспользоваться услугами транспорта общего пользования, на которое она имеет право в установленном законом порядке. В связи с чем, суд находит требование истицы о признании незаконным отказа ответчика в перевозке истицы по маршруту №, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Приказом руководителя Глазовского филиала ОАО «Удмуртавтотранс» за № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ движение по маршруту № «...» прекращено.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ прекращено движение автобусов по маршруту № «...», соответственно перевозка пассажиров по указанному маршруту не осуществляется, требования о возложении обязанности на ответчика не препятствовать истцу в проезде по указанному маршруту удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бабинцева А.Ф. к ОАО «Удмуртавтотранс» в лице Глазовского филиала о понуждении к представлению мер социальной поддержки удовлетворить в части.

Признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской республике», отказ открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» в перевозке Бабинцевой А.Ф. по маршруту № сообщением ... по социальному проездному билету.

В удовлетворении исковых требований об обязании открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» не препятствовать Бабинцевой А.Ф. в проезде по маршруту № сообщением ... по социальному проездному билету отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский городской суд Удмуртской Республики.

Судья М.Ф.Рычкова