о признании членом семьи



РЕШЕНИЕ №2-2134-2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Рычковой М.Ф.,

при секретаре Вихаревой Е.Г.,

с участием истицы Сосновских Е.С., её представителя Вариной О.В.,

представителя Администрации г. Глазова Селивановой Л.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосновских Е.С. к Администрации города Глазова о признании членом семьи,

установил:

Сосновских Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Глазова о признании, что её отец ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, при жизни являлся членом семьи Сосновских Е.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Свои требования Сосновских Е.С. мотивировала тем, что ФИО1 является её отцом, что при жизни ФИО1 фактически проживал по адресу <адрес>. Также совместно с ним проживали: его дочь Сосновских Е.С. и внучка ФИО9 Проживали они по указанному адресу постоянно, вели совместное хозяйство, вместе питались.

Признание ФИО1 членом семьи нанимателя необходимо для предъявления в орган уполномоченные выдать сертификаты на приобретение жилья. Отец истицы при жизни был военнослужащим и имел право на получение такого сертификата, но получить его не успел в связи со смертью.

С учётом изложенных обстоятельств и в соответствии со ст. 31 ЖК РФ истица обратился с данным иском в суд.

В судебном заседании Сосновских Е.С., её представитель Варина О.В. иск поддержали. При этом Сосновских Е.С. пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ её мать приобрела квартиру в собственность по адресу <адрес>. С данного периода времени они: Сосновская Е.С. – истица, её отец ФИО1, её мать ФИО2, её сестра ФИО2, стали постоянно проживать в данной квартире. В ДД.ММ.ГГГГ брак между отцом и матерью был расторгнут. Мать истицы и её сестра ФИО2 стали проживать в <адрес>, а истица осталась проживать с отцом по адресу <адрес>, до смерти отца, умершего в ДД.ММ.ГГГГ. При этом Сосновских Е.С. пояснила суду, что её отец был зарегистрирован по месту жительства у его родителей по адресу <адрес>, но там фактически не проживал, так как бабушка с дедушкой, то есть родители отца говорили ему, что у него есть жилое помещение по адресу <адрес>, что он там и должен проживать.

Представитель истицы Варина О.В. пояснила суду, что на основании постановления Главы Администрации г. Глазова в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 совместно с семьей был включен в список очередности на основании п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Из данного списки он не исключался, следовательно, члены семьи ФИО1 после его смерти вправе получить сертификат на приобретение жилья.

В судебном заседании представитель Администрации г. Глазова Селиванова Л.П. с иском Сосновских Е.С. не согласилась и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был включен в список очередности на основании п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих». При включении ФИО1 в список был учёт его состав семьи: жена ФИО2, дочь Сосновских (Никитина) Е.С., дочь ФИО2 В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, участник подпрограммы ежегодно должен подтверждать свой статус. Однако ФИО1 в течение последних четырех лет до ДД.ММ.ГГГГ каждого года не предоставлял заявление о выдаче ему государственного жилищного сертификата. Только в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил заявление Главе Администрации г. Глазова о выдаче ему в ДД.ММ.ГГГГ государственного жилищного сертификата. При этом ФИО1 состав семьи указал в единственном лице: ФИО1, не указав ни членов семьи: дочерей, ни внучку, с которой он якобы проживал. В связи с чем, представитель Администрации г. Глазова считает, что после смерти ФИО1 Сосновских Е.С. не вправе претендовать на получение государственного жилищного сертификата как член семьи участника подпрограммы ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетелей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Истица обратилась в суд с иском к Администрации г. Глазова о признании ФИО1, её отца, членом её семьи. Заявленные исковые требования мотивировала следующим.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и она постоянно проживали по адресу <адрес>, находящейся в собственности бывшей жены ФИО1ФИО2

Последнее время в данной квартире фактически постоянно проживали Сосновская Е.С. – истица, её отец ФИО1, её дочь ФИО9. Они вели совместное хозяйство.

Согласно свидетельству о рождении Никитина Е.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родители: ФИО1- отец, ФИО2 – мать.

Согласно справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что между ФИО4 и Никитиной Е.С. заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака присвоены фамилии мужу - ФИО4, жене Сосновских Е.С.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в МП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ , судом установлено, что ФИО2 является владельцем жилого помещения в виде четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес>.

Согласно поквартирной карточки жилого помещения по адресу <адрес>, в указанной квартире по месту жительства были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1, ФИО3, Сосновских (Никитина) Е.С..

В соответствии со свидетельством о расторжении брака между ФИО1 и ФИО2 брак расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО3 снялись регистрационного учёта из <адрес> и зарегистрировались по месту жительства в трехкомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности в порядке приватизации родителям ФИО1: ФИО8, ФИО5, и расположенной по адресу <адрес>.

При этом в ходе судебного разбирательства из пояснений истицы, свидетелей ФИО7, ФИО6, показаниям которых у суда нет оснований не доверять, судом установлено, что ФИО1 продолжал проживать постоянно по адресу <адрес>. Так, свидетель ФИО7 показал, что в течение последний двух лет он является участковым инспектором УВД <адрес> и <адрес>, что он неоднократно бывал по адресу <адрес>, по поводу семейных скандалов с ФИО1 По поведению ФИО1, а также из его слов, свидетель ФИО7 сделал вывод, что ФИО1 постоянно проживает по адресу <адрес> совместно с дочерью Сосновских Е.С. и внучкой. Кроме того, свидетель ФИО7 пояснили суду, что в ходе проведения проверок беседовал с родителями ФИО1, которые поясняли, что их сын ФИО1 постоянно проживает по месту регистрации он не проживает, так как они его не пускают, и что у ФИО1 имеется место жительство по адресу <адрес>.

Свидетель ФИО6 пояснила суду, что семью ФИО1 знает с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ постоянно общается с данной семьей. Истица Сосновских Е.С. является подругой ФИО6 Свидетель пояснила суду, что ФИО1 – отец истицы Сосновских Е.С. постоянно проживал по адресу <адрес>, вел общее хозяйство с истицей.

Согласно свидетельству о смерти судом установлено, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из установленных судом обстоятельств, из объяснений истицы Сосновских Е.С., допрошенных в судебном заседании свидетелей следует, что Сосновских Е.С., являясь дочерью ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала с отцом ФИО1 и дочерью ФИО9 в <адрес>, как одна семья, вели общее хозяйство, у них был общий бюджет, на средства семьи приобретались продукты питания и вещи до смерти ФИО1

В тоже время в ходе судебного разбирательства судом из материалов учётного дела на ФИО1, представленного Администрацией г. Глазова было установлено, что на основании ст. 15 п. 6 Закона РФ «О статусе военнослужащих» был включен в список очередности майор запаса ФИО1.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просил Администрацию г. Глазова выделить государственный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из ФИО1. Из данного заявления и из пояснений представителя Администрации г. Глазова следует, что ФИО1, как военнослужащий, уволенный с военной службы, приобрел право на получение жилищного сертификата на себя в соответствии с программой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Однако суд находит, что при выделении ФИО1 государственного жилищного сертификата следовало руководствоваться Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (далее по тексту Правила).

Так, согласно пункту 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; ……

граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 N 681) ……

в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак; (пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408),

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; ……..

В соответствии с п. 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257).

Согласно п. 8 Правил применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Принимая во внимание, что ФИО1 имел жилое помещение по адресу <адрес>, для постоянного проживания, суд находит, что ФИО1 не мог быть признан гражданином, не имеющим жилое помещение.

Как следует из пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

б) граждане, указанные в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил:

справка из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

Согласно пункту 21 Правил - органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Из заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 выразил свое желание об участии в подпрограмме. При этом он указал, что намерен участвовать в подпрограмме один, не указав членов своей семьи: ни дочь Сосновских Е.С., ни внучку ФИО9

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО1 умер в ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, правоотношения между ФИО1 и органом исполнительной власти по участию ФИО1 в подпрограмме прекратились.

В силу ст. 12 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права.

В ходе судебного разбирательства согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ истицей Сосновских Е.С. не представлено доказательств нарушения её прав, в связи с чем, отсутствуют основания для предъявления данных требований.

Кроме того, при вынесении решения с удовлетворением требований Сосновских Е.С. права, порождаемые данным решением, имели бы значение для самого ФИО1, а не для истицы Сосновских Е.С., которая не вправе обращаться в органы исполнительной власти и требовать предоставления ей жилья по подпрограмме либо включения её в подпрограмму.

С учётом изложенного суд находит, что отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований Сосновских Е.С., так как данное решение не порождает для участников процесса возникновение каких-либо гражданских, либо жилищных прав. Необходимость признания ФИО1 членом семьи истицы Сосновских Е.С. для включения её в подпрограмму для последующего предоставления жилья никакими доказательствами по делу не подтверждается.

С учётом всего выше изложенного и установленного суд находит, что исковые требования Сосновских Е.С. следует оставить без удовлетворения, признав их необоснованными, незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сосновских Е.С. к Администрации города Глазова о признании ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что он при жизни являлся членом семьи Сосновских Е.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР.

Судья М.Ф.Рычкова