Дело № 2-1878-2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г.Глазов Глазовский городской суд УР в составе: Председательствующего судьи Бекмансуровой З.М. При секретаре Жуйковой Н.Г., С участием истца Трушникова Б.Н., Представителя ответчика МУП ЖКУ Лин М.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на один год, Представителя третьего лица Управления социальной защиты населения <адрес> Кудрявцевой О.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на один год, рассмотрев исковое заявление Трушникова Б.Н. к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «...» о признании решения об отмене льгот по оплате за жилье недействительным, взыскании компенсации морального вреда, установил: Трушников Б.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное управление» Муниципального образования «...» (далее по тексту МУП «ЖКУ») о признании решения об отмене льгот по оплате за жилье недействительным, взыскании компенсации морального вреда. Мотивировал свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ владеет на праве собственности квартирой, расположенной по адресу <адрес>, в которой проживает и имеет регистрацию по месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы, в связи с чем, он имеет право на 50% льготу по оплате за ремонт и содержание жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ льготу 50% по оплате за ремонт и содержание жилого помещения чиновники ЖКУ учитывать не стали, о причинах принятого решения руководство ЖКУ не проинформировало. При неоднократных обращениях как письменных, так и устных по вопросу законности принятого решения о начислении платы за ремонт и содержание жилого помещения без учета 50% скидки, в уставленные законом сроки ответа не получил. Настоящим иском просит: 1. Признать недействительным решение чиновников Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» Муниципального образования «...» о начислении платы за содержание и ремонт жилья с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №., пени в размере №., общая сумма №., 2. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» Муниципального образования «...» компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей. Правовым основанием истец указал ст. 46 Конституции РФ, ст. 11, 12, 16, 151 ГК РФ, ст. 32 Закона №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ». Требования заявлены в порядке главы 25 ГПК РФ. В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований Управление социальной защиты населения <адрес>. В судебном заседании истец Трушников Б.Н. на исковых требованиях настаивал, подтвердил доводы, изложенные в иске. Считает, что чиновники МУП ЖКУ на основании вынесенного ими решения не предоставляют ему льготу 50% по оплате за содержание и ремонт жилья. Данное решение ими выноситься в виде выставления счета-квитанции в котором указывается сумма начислений без льгот. Размер не предоставленных ему льгот по оплате за содержание и ремонт жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил сумму в размере №. и пени в размере №. Указывать конкретное должностное лицо, вынесшее данное решение он не должен. В обосновании своих требований ссылался на ст. 153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом. При изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В системной связи с названными законоположениями находятся нормативные правовые акты, которыми отдельным категориям граждан предоставляется льготы, социальные выплаты, гарантии и компенсации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на основании которых осуществлялось соответствующее финансирование. Согласно этой правовой позиции федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законов, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязанностей и потому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы РФ и тем более лишать их юридической силы; РФ как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Согласно Постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержания и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» часть 3 п. 30 «г» - собственниками жилых помещений – гражданами, получившими льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсации за счете собственных средств с учетом скидок, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, связанных с предоставлением указанных скидок. Преамбула Федерального закона №122 гласит: «… при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты», «…нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствие с положениями, закрепленными в данной преамбуле и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина». Статья 153 Федерального закона №122-ФЗ гласит: «В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом». В обосновании требования о взыскании компенсации морального вреда указал, что вследствие неправомерного отказа МУП ЖКУ в предоставлении льгот по оплате жилья он вынужден был неоднократно ходить в ЖКУ для разрешения данного вопроса. На домашний телефон из ЖКУ поступали звонки с сообщением о наличии задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Записав его в должники, ЖКУ опорочило его имя, причинили психологическую травму, нервное расстройство. В судебном заседании представитель ответчика МУП ЖКУ Лин М.А. с иском не согласилась. Пояснила, что МУП ЖКУ производит начинания за жилищно-коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ, ранее начисления производились ООО «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения <адрес> было направлено письмо по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, в котором говорилось, что с ДД.ММ.ГГГГ скидка на оплату жилья на текущий ремонт инвалидам не предоставляется. Согласно ст. 17 Федерального закона №181 от 24.11 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О предоставлении льгот инвалидам» - инвалидам предоставляется скидка в размере 50% в домах государственной и муниципальной собственности жилищного фонда. В судебном заседании представитель третьего лица Управления социальной защиты населения <адрес> Кудрявцева О.В. с иском не согласилась. Пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам предоставлялась льгота в виде скидки по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 50 % согласно Федерального Закона № и Постановления Правительства № «О предоставлении льгот инвалидам». Данная льгота предоставляется только инвалидам проживающим в жилищном фонде государственной или муниципальной собственности. Меры социальной поддержки не предоставляются инвалидам, проживающим в жилых помещения, находящихся в их личной собственности. С ДД.ММ.ГГГГ льготная категория граждан получает ежемесячную денежную компенсацию по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства по делу, суд не находит законных оснований для удовлетворения искового заявления Трушникова Б.Н. по следующим основаниям. Трушников Б.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли- продажи № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком. Из справки о регистрации, выданной расчетным Центром <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, расположенной в <адрес> зарегистрирован по месту жительства и проживает Трушников Б.Н.. Согласно справки МСЭ-2001 № от ДД.ММ.ГГГГ Трушников Б.Н. ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы бессрочно. Из представленных счет -извещений по начислению жилищно-коммунальных платежей по <адрес>, расположенной в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что Трушникову Б.Н. предоставляли льготы при начислении за жилищно-коммунальные услуги в том числе за содержание и ремонт жилого помещения. В счет-извещениях по квартире истца за ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ видно, что предоставление льготы по оплате за содержание и ремонт не производилось По выписке из лицевого счета Трушникова Б.Н. по квартире, расположенной по адресу: <адрес> усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по оплате за жилищно-коммунальные услуги Трушникову Б.Н. предоставлялась льгота. С ДД.ММ.ГГГГ льгота по оплате за квартиру Трушникову Б.Н. не предоставляется. Отсутствие предоставление льготы по оплате за квартиру Трушникову Б.Н. отражено в счет -квитанции за ДД.ММ.ГГГГ. Из текста искового заявления Трушникова Б.Н. усматривается, что настоящим иском он, оспаривает решение чиновников МУП ЖКУ МО «...» по отмене 50% скидки по оплате за ремонт и содержание жилого помещения, просит признать недействительным решение чиновников МУП ЖКУ МО «...» о начислении платы за содержание и ремонт жилья с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №., пени №. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе обратится в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об спаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям, как указано в Постановлении Пленума Верховного Сулла РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» относятся акты органов власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в устной, так и в письменной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). Истец Трушников Б.Н. обращался с письменным заявлением к директору МУП ЖКУ ФИО1 с просьбой разрешить вопрос о предоставлении льготы по оплате за содержание и ремонт жилья в занимаемой им квартире. В письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ директором МУП ЖКУ ФИО1 было отказано в предоставлении Трушникову Б.Н. льготы на оплату жилого помещения, проведении перерасчета оплаты за содержание и текущий ремонт. Суд находит, что вышеуказанное письменное сообщение директора МУП ЖКУ обжалуется истцом. При этом, суд усматривает, что фактически истцом оспариваются действия ответчика по отказу в предоставлении льгот по оплате жилья. Суд считает необходимым иск Трушникова Б.Н. подлежащим рассмотрению в порядке искового производства. В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности за жилое помещение. В структуру платы за жилое помещение для собственника, как предусмотрено ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, входит: 1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плата за коммунальные услуги, включающая в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечить государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется- исходя из специфики конкретных правоотношений. В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального Закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ). Из содержания приведенной нормы закона следует, что законодатель предусматривает предоставление скидки не менее 50% на оплату жилого помещения тем инвалидам и семьям, имеющим детей–инвалидов, которые проживают в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе РФ. Как предусмотрено п. 2 ст. 19 Жилищного Кодекса РФ, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ). Верховный Суд РФ в обзоре законодательства судебной практики за четвертый квартал ДД.ММ.ГГГГ (утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) указал на наличие право на скидку по оплате жилого помещения гражданам, ставшим инвалидами и проживающим в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, право на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют. Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О принятому по жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положением статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». Оспариваемое заявителем положение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не может рассматриваться как нарушающее эти права и свободы. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 231-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 428-О). Установленные законодательством различия в условиях предоставления инвалидам такой меры социальной поддержки, как скидка на оплату жилого помещения, основаны на объективных критериях, учитывают в том числе особый правовой статус участников Великой Отечественной войны и не могут рассматриваться как ущемляющие права заявителя. Принимая во внимание, что истец Трушников Б.Н., являющийся инвалидом 2 группы, проживает в жилом помещении, находящейся в его личной собственности, следовательно, оснований для предоставления льготы по 50% скидке на оплату жилого помещения он не имеет. Из Устава МУП ЖКУ, усматривается, что данное предприятие является муниципальным унитарным предприятием, юридическим лицом, созданным в целях получения прибыли. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация. Следовательно, решение принятое должностным лицом МУП ЖКУ не может быть обжаловано в порядке главы 25 ГПК РФ. Вместе с тем, суд считает обоснованным довод представителя МУП ЖКУ о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим иском. Рассматривая требования истца о взыскании с МУП ЖКУ компенсации морального вреда, суд руководствуется ст. 151 ГК РФ, согласно которой предусмотрено взыскание гражданину морального вреда вследствие действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В ходе рассмотрения дела истцом не представлено относимых и допустимых доказательств наличия противоправных действий ответчика, причинивших истцу физические и нравственные страдания, наступивших последствий в результате данных действий и наличия между ними причинно-следственной связи. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования Трушникова Б.Н. к МУП ЖКУ о признании недействительным решения об отмене льгот по оплате за жилье, взыскании компенсации морального вреда, не обоснованы, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении искового заявления Трушникова Б.Н. к МУП «Жилищно - коммунальное управление» МО «...» о признании недействительным решения чиновников МУП «Жилищно-коммунальное управление» МО «...» по отмене льгот по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, взыскании компенсации морального вред отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР. Судья З.М. Бекмансурова ...