О признании действия об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучщении жилищных условий незаконным и понуждении поставить на учет в качестве нуждающейся.



Решение Дело № 2-1383 /2011

Именем Российской Федерации

посёлок Яр ДД.ММ.ГГГГ

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Тутынина С.С.,

При секретаре Веретенниковой Н.В.,

С участием:

прокурора – помощника прокурора <адрес> Кротовой Е.В.,

представителя истца <данные изъяты><данные изъяты>, действующей на основании доверенности,

представителей ответчика – Администрации МО «<данные изъяты>» <данные изъяты> действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах <данные изъяты>, к Администрации МО «<данные изъяты>» о признании действий незаконными и понуждении в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

<адрес> Удмуртской Республики, действуя в интересах <данные изъяты>, обратился в суд с иском о признании действий Администрации МО «<данные изъяты>» незаконными и понуждении в принятии по постановке <данные изъяты>. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает на то, что <данные изъяты> является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В силу положений закона <данные изъяты>. имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от ее имущественного положения.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. обратилась с заявлением в Администрацию МО «<данные изъяты>» с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и выдаче сертификата на приобретение жилья в рамках реализации ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от ДД.ММ.ГГГГ .

В удовлетворении заявления <данные изъяты> отказано на основании ст.53 ЖК РФ в виду того, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку ДД.ММ.ГГГГ она продала, принадлежащий ей дом, находящийся по адресу: <адрес>, в связи с намерением выехать на постоянное место жительства в другой регион, однако в другом регионе <данные изъяты>. жилье не приобрела.

В настоящее время <данные изъяты> не снята с регистрационного учета в проданном ею жилом доме.

По мнению прокурора <адрес> Администрацией МО «<данные изъяты>» не мотивировано в чем конкретно выразились умышленные действия <данные изъяты>. в создании искусственного ухудшения жилищных условий.

<данные изъяты> продав принадлежащий ей дом, не ухудшила свои жилищные условия, поскольку ею продан дом, который уже на момент продажи не подлежал капитальному ремонту и имел степень износа 70%, что подтверждается Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, при этом правом пользования и проживания в указанном жилом помещении <данные изъяты> обладает до сих пор, поскольку зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>. является пенсионером, кроме пенсии, других источников дохода она не имеет.

Решение о предъявлении иска в интересах <данные изъяты>. вызвано тем, что <данные изъяты>. является пенсионером по возрасту, не обладает достаточными юридическими познаниями и в силу своего престарелого возраста не может самостоятельно обратиться в суд.

В связи с изложенным, прокурор просит суд признать действия Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий <данные изъяты> незаконными.

Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий <данные изъяты> <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> заявленные требования поддержала в полном объеме, обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении, просит иск удовлетворить, пояснила, что <данные изъяты>. не совершала намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, поскольку проданный ею дом, являлся непригодным для постоянного проживания.

Будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, истица <данные изъяты>. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие <данные изъяты>..

Представитель истца в судебном заседании, заявленные требования поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить, пояснила, что на момент продажи дома <данные изъяты> не знала о том, что она имела право на получение сертификата. Продажа дома была связан прежде всего с намерением <данные изъяты>. уехать на родину в <адрес> для проживания, но поскольку стоимость жилья там гораздо выше чем в Удмуртии, <данные изъяты>. не смогла приобрести там жилье. О том, что <данные изъяты>. имела право на получение сертификата, она узнала только в феврале 2010 года, то есть уже после продажи дома. Намерено, то есть с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, <данные изъяты> свой дом не продавала.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали, считают, что <данные изъяты>., продав дом, совершила преднамеренные действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, в связи с чем в силу ст.53 ЖК РФ она имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по истечение 5 лет после совершения таких действий, то есть в 2014 году, в связи с чем представители ответчика просят отказать в удовлетворении иска.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что <данные изъяты> является вдовой инвалида Великой Отечественной войны – <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях на Фронтах ВОВ в составе стрелкового полка.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. обратилась в Администрацию МО «<данные изъяты>» с заявлением о признании <данные изъяты>. и её постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «<данные изъяты>» <данные изъяты> отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок, так как <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежащий ей жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: УР, <адрес>.

Указанные обстоятельства установлены судом из пояснений сторон и письменных доказательств.

Факт наличия у <данные изъяты> статуса вдовы инвалида Великой Отечественной войны подтвержден Справкой, выданной отделом военного комиссариата Удмуртской Республики по <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой рядовой в отставке <данные изъяты> <данные изъяты>, принимал участие в боевых действиях на Фронтах ВОВ в составе стрелкового полка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом согласно Свидетельства о заключении брака 1-НИ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Уканским сельским советом, ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> <данные изъяты>. заключен брак.

Согласно Свидетельства о смерти 1-НИ , выданного ДД.ММ.ГГГГ, супруг <данные изъяты>. - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Факт обращения <данные изъяты>. в Администрацию МО «<данные изъяты>» с заявлением о признании <данные изъяты>. и её постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, а также с заявлением о включении <данные изъяты>. в список получателей Свидетельства о предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2010 году, подтверждается соответствующими заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Согласно п.5 Постановления Администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно письма главы Администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильём, в связи с допущенной технической ошибкой, так как <данные изъяты>. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно Постановления Администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ пункт 5 Постановления Администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <данные изъяты> признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отменен.

Кроме того, в обоснование отказа в письме Главы администрации МО «<данные изъяты>» указано, что <данные изъяты>. по собственной инициативе продала <данные изъяты> жилой дом по адресу: УР, <адрес>, то есть согласно ст.53 ЖК РФ совершила намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и с момента совершения таких действий не прошло 5 лет.

Согласно статье 2 ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

Согласно ст.4 Закона «О ветеранах» <данные изъяты> является инвалидом Великой отечественной войны.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ члены погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильём. При этом обеспечение жильём осуществляется в соответствии с положениями ст.23.3 настоящего федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, являются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям

Из представленных суду доказательств установлено, что <данные изъяты>. является вдовой инвалида Великой Ответственной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах», в том числе по обеспечению жильем в рамках реализации Указа президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и Акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. продала жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: УР, <адрес>-<данные изъяты>., которая согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником указанного дома.

<данные изъяты> после продажи дома сохранила право пользования указанным домом, что подтверждается отметкой в паспорте <данные изъяты>. о регистрации по адресу: УР, <адрес>; справкой о регистрации <данные изъяты>. по указанному адресу, выданной МО <данные изъяты>».

Проверяя законность отказа Администрации МО «<данные изъяты>» в постановке <данные изъяты>. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий суд приходит к следующему.

Мотивируя отказ в постановке <данные изъяты>. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Администрация МО «<данные изъяты>» ссылается на положения ст.53 ЖК РФ и указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> заключила договор купли-продажи принадлежащего ей дома, находящегося по адресу: УР, <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись, в связи с чем у <адрес> ранее 2014 года нет возможности поставить <данные изъяты> на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Вместе с тем, суд приходит к убеждению, что принимая решение об отказе в постановке на учёт <данные изъяты>. в качестве нуждающейся в жилом помещении, Администрация МО «<данные изъяты>» необоснованно сослалась на ст.53 ЖК РФ, как на основание отказа.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из указанной нормы закона следует, что граждане должны совершить такие действия, из существа которых бы явно следовало их намерение ухудшить своё жилищное положение.

В данном случае факт продажи <данные изъяты>. жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, не может быть расценен судом, как действие, совершенное <данные изъяты>. в целях ухудшения своего жилищного положения, поскольку данное действие совершено <данные изъяты>. в отношении жилого помещения (дома), которое не отвечало требованиям, установленным для жилых помещений уже на момент его продажи, при этом доказательств того, что <данные изъяты>. умышленно предприняла какие-либо меры к доведению указанного жилого дома, к состоянию его непригодности для проживания суду не представлено.

Указанный вывод суда основан на следующих доказательствах.

Согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией произведено обследование помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено, что износ жилого <адрес>%, капитальному ремонту дом не подлежит, данное жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно Справке, выданной <данные изъяты>», физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 70%.

В настоящее время <данные изъяты>. проживает без регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение, согласно Заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Справки, выданной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, а также Протокола измерения параметров микроклимата от ДД.ММ.ГГГГ, также не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и капитальному ремонту не подлежит, при этом указанное жилое помещение, согласно выписке из реестра недвижимого имущества муниципальной имущественной казны <адрес>, находится в собственности Муниципального образования «<данные изъяты>».

Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что и на момент продажи жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>-8, и в настоящее время <данные изъяты> <данные изъяты> проживала и проживает в жилом помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что в силу п.3, ч.1, ст.151 ЖК РФ являлось на момент ее обращения в Администрацию МО «<данные изъяты>» с заявлением о постановке на учет, и в является в настоящее время основанием для признания <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при этом суд приходит к выводу, что продажа <данные изъяты>. жилого помещения (дома), расположенного по адресу: УР, <адрес>, не изменило ее статуса, как лица нуждающегося в жилом помещений, и не явилось поводом для признания ее таковой.

В соответствии с Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ , Справкой, выданной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. не является в настоящее время собственником какого-либо жилого помещения.

Из указанного следует, что отказ Администрации МО «<данные изъяты>» в признании <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении и в постановке ее на учет в качестве таковой является незаконным, как основанный на неправильном толковании закона.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора <адрес> Удмуртской Республики, действующего в интересах <данные изъяты> и необходимости их полного удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> Удмуртской Республики, действующего в интересах <данные изъяты>, к Администрации МО «<данные изъяты>» о признании действий незаконными и понуждении в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в постановке <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» поставить <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение десяти дней, начиная со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.С.Тутынин