О возложении обязанности по изданию положения о порядке проведения собрания ( сходов) граждан



Решение Дело № 2-1512/2011

Именем Российской Федерации

посёлок Яр ДД.ММ.ГГГГ

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Тутынина С.С.,

При секретаре Веретенниковой Н.В.,

С участием:

Прокурора – помощника прокурора <адрес> Кротовой Е.В.,

представителя ответчика - главы муниципального образования «<данные изъяты>» Наймушина А.В., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «<данные изъяты>» о возложении обязанности принять муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения собраний (сходов) граждан на территории муниципального образования,

установил:

<адрес> УР, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию «<данные изъяты>» с требованием о возложении обязанности принять муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения собраний (сходов) граждан на территории муниципального образования. В обоснование иска прокурор указал на то, что при проверке соблюдения законодательства о местном самоуправлении установлено, что муниципальным образованием «<данные изъяты>» не принят муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения собраний (сходов) граждан. Согласно ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации, ст.3 Конституции Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

Согласно ст.29 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Согласно п.4 ст.16 Устава МО «<данные изъяты>» порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются решением Совета депутатов в соответствии с федеральными законами и настоящим Уставом.

Согласно п.1 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, а также по изданию муниципальных правовых актов.

Однако, муниципальным образованием «<данные изъяты>» в настоящее время правовой акт, регулирующий порядок проведения собрания (сходов) не принят. Таким образом, муниципальным образование «<данные изъяты>» не в полном объеме использованы полномочия по принятию муниципального правового акта, регулирующего порядок проведения собраний (сходов) граждан. Данное бездействие МО «<данные изъяты>» ограничивает конституционное право граждан на мирное проведение собраний, а также на осуществление своей власти непосредственно и лишает право граждан на обсуждение вопросов местного значения и получения информации о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> УР Кротова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика - глава муниципального образования «<данные изъяты>» Наймушин А.В. исковые требования прокурора района признал в полном объеме, о чём представил суду письменное заявление и пояснил, что Положение о порядке проведения собрания (сходов) граждан будет разработано в ближайшее время.

В соответствии со ст.ст.39,173 ГПК РФ суд принял признание ответчиком исковых требований прокурора <адрес> УР. Оснований, предусмотренных ч.2 ст.68 ГПК РФ признание ответчиком обстоятельств, на которых прокурор основывает свои требования, освобождает последнего от дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковые требований по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 29 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Согласно п.4 ст.16 Устава МО «<данные изъяты>» порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются решением Совета депутатов в соответствии с федеральными законами и настоящим Уставом.

Согласно п.1 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, а также по изданию муниципальных правовых актов.

Таким образом, в силу требования федерального законодательства и Устава органа местного самоуправления муниципальное образование «<данные изъяты>» обязано принять муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения собраний (сходов) граждан на территории муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени муниципальным образованием «<данные изъяты>» не принят муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения собраний (сходов) граждан на территории муниципального образования, тем самым ответчик нарушает конституционное право граждан право граждан собираться мирно, без оружия и проводить собрания (ст.31 Конституции РФ), а также и возможность осуществления местного самоуправления путем других форм прямого волеизъявления граждан (ст.130 Конституции РФ), исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности иска прокурора и считает необходимым его удовлетворить.

Срок принятия муниципального правового акта, регулирующего порядок проведения собраний (сходов) граждан на территории муниципального образования, указанный прокурором, суд находит достаточным для исполнения данной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «<данные изъяты>» о возложении обязанности принять муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения собраний (сходов) граждан на территории муниципального образования «<данные изъяты>», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МО «<данные изъяты>», выражающееся в непринятии муниципального правового акта, регулирующего порядок проведения собраний (сходов) граждан.

Обязать муниципальное образование «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения собраний (сходов) граждан на территории муниципального образования «<данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: С.С.Тутынин