Дело № 2-71-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 января 2011 года г. Глазов Глазовский городской суд УР в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н. при секретаре Ворончихиной А.Ю., с участием прокурора Князева А.В., представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в УР Бабинцевой Л.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора к СХПК «Пригородный» о понуждении к устранению нарушений санитарных правил, установил: Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к СХПК «Пригородный» о понуждении к устранению нарушения санитарных правил, просит обязать СХПК «Пригородный» провести следующие мероприятия: обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды по рабочим программам – контроль качества питьевой воды в централизованных системах питьевого водоснабжения населения в <адрес>, <адрес> и в <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить все необходимые мероприятия на территориях зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (скважины в <адрес>, родника в <адрес>): территорию первых поясов зон санитарной охраны на расстоянии 50 метров вокруг источника спланировать для отвода поверхностного стока, оградить, а <адрес>, кроме этого, обеспечить охраной; дорожки к сооружениям сделать с твердым покрытием; разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения в д. Лекшур, д. Малый Лудошур, д. Большой <адрес>. Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведенной совместно с главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Глазове и Глазовском районе ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения законодательства в сфере охраны водных объектов и обеспечения питьевой водой, а также соблюдения гигиенических требований при эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения ООО «...» установлено, что СХПК «Пригородный» осуществляет деятельность по добыче питьевых подземных вод в районе скважины № на территории <адрес>, а также в районе скважины № на территории <адрес> на основании лицензии по добыче питьевых подземных вод для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов серии № и лицензии серии №. Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований: СХПК «Пригородный» не обеспечивается проведение производственного контроля качества питьевой воды по рабочим программам – контроль качества питьевой воды в централизованных системах питьевого водоснабжения населения в <адрес>, д. <адрес> и в д. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не проводился по всем необходимым показателям качества, что является нарушением п. 4.2 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»; не обеспечиваются все необходимые мероприятия на территориях зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (скважины в <адрес> и родника в д. <адрес>): территория первых поясов зон санитарной охраны на расстоянии 50 метров вокруг источника не спланирована для отвода поверхностного стока, не ограждена, а <адрес>, кроме этого, не обеспечена охраной; дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что является нарушением п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; СХПК «Пригородный» не разработан проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, что является нарушением п. 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02. Указанное свидетельствует, что СХПК «Пригородный» осуществляет деятельность по добыче питьевых подземных вод в <адрес>, <адрес> и в <адрес> с нарушением санитарно-эпидемиологических требований. Неисполнение СХПК «Пригородный» санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации скважин может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека, чрезвычайной ситуации, связанных с заражением населения опасными болезнями. В ходе рассмотрения дела прокурором в порядке ст. 39 ГПК РФ был изменен предмет иска, по указанным в первоначальном иске основаниям просит обязать СХПК «Пригородный» провести следующие мероприятия: разработать рабочую программу - контроль качества питьевой воды в централизованных системах питьевого водоснабжения населения в <адрес>, <адрес>, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды по рабочей программе в срок д ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить все необходимые мероприятия на территориях зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (скважины в <адрес>, <адрес>, родника в <адрес>): территорию первых поясов зон санитарной охраны на расстоянии 50 метров вокруг источника спланировать для отвода поверхностного стока путем подъема уровня скважин над поверхностью земли либо путем установки желобковых сливов на указанной территории;, оградить территорию скважин, родник в <адрес> обеспечить охраной; дорожки к сооружениям заасфальтировать либо установить на пешеходных дорожках бордюры с отсыпкой песка и щебня. Указанные мероприятия выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил. Представитель ответчика СХПК «Пригородный» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ч. 5 ГПК РФ. Согласно представленному заявлению исковые требования прокурора считает обоснованными, с ними согласен. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в УР Бабинцева Л.В. в судебном заседании с иском прокурора согласилась. Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования Глазовского межрайонного прокурора к СХПК «Пригородный» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно- эпидемиологических (профилактические) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Санитарно - эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Согласно Уставу СХПК «Пригородный» является юридическим лицом, имеющий правовой статус сельскохозяйственного производственного кооператива, вправе совершать любые действия, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, кооператив может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право Кооператива осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами ( п.2.4,2.5,3.1 Устава). В судебном заседании нашло подтверждение, что одним из видов деятельности СХПК «Пригородный» является добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>. Пользование недрами Кооперативом осуществляется на основании лицензий №, серии №, срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ, №, серии №, срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ, №, серии №, срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения СХПК «Пригородный» требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, выразившиеся в следующем: не обеспечивается проведение производственного контроля качества питьевой воды по рабочим программам – контроль качества питьевой воды в централизованных системах питьевого водоснабжения населения в <адрес>, <адрес> и в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ не проводился по всем необходимым показателям качества, что является нарушением п. 4.2 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»); не обеспечиваются все необходимые мероприятия на территориях зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (скважины в <адрес> и родника в <адрес>): территория первых поясов зон санитарной охраны на расстоянии 50 метров вокруг источника не спланирована для отвода поверхностного стока, не ограждена, а <адрес>, кроме этого, не обеспечена охраной; дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что является нарушением п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; не разработан проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, что является нарушением п. 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02. Данные нарушения зафиксированы в справке главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и не оспариваются ответчиком. В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг и т.д. Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, выполнение условий, установленных лицензией. В силу ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Учитывая, что ответчиком СХПК «Пригородный» при эксплуатации систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в <адрес>, <адрес>, д. <адрес> допущены нарушения обязательных требований санитарных норм и правил, в целях предотвращения в будущем вреда здоровью человека, возникновения чрезвычайной ситуации, исковые требования Глазовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. В силу ст. ст. 333.19, 333.20 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>, так как истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд согласно ст. 333.36 ГПК РФ освобожден. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Глазовского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать СХПК «Пригородный» Глазовского района УР провести следующие мероприятия: разработать рабочую программу - контроль качества питьевой воды в централизованных системах питьевого водоснабжения населения в <адрес>, <адрес>, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды по рабочей программе в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить необходимые мероприятия на территориях зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (скважины в <адрес>, <адрес>, родника в <адрес>): территорию первых поясов зон санитарной охраны на расстоянии 50 метров вокруг источника спланировать для отвода поверхностного стока путем подъема уровня скважин над поверхностью земли либо путем установки желобковых сливов на указанной территории; оградить территорию скважин, родник в <адрес> обеспечить охраной; дорожки к сооружениям заасфальтировать либо установить на пешеходных дорожках бордюры с отсыпкой песка и щебня. Указанные мероприятия выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с СХПК «Пригородный» Глазовского района УР государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение десяти дней путем подачи жалобы через Глазовский городской суд. Судья Э.Н.Кислухина ФИО9а