Дело №2-64-2011 Решение Именем Российской Федерации 21 февраля 2011г. г. Глазов Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе Председательствующего судьи Ивановой Т. В. При секретаре Басовой Е. М. С участием истцов Троегубовой Г. В., Мамаевой А. П. Представителя ответчика ООО «Удмуртавтотранс» Аккузина А. А., действующего по доверенности, Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Троегубовой Г. В., Мамаевой А. П. о понуждении ООО «Удмуртавтотранс» к предоставлению мер социальной поддержки, Установил Троегубова Г. В. обратилась в суд с иском о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки. В обоснование иска указала на следующее. Она является членом садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) «<данные изъяты>», на территории которого находится принадлежащий ей садовый участок. Проживая в <адрес>, для проезда до СНТ <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, она пользуется автобусным маршрутом № сообщением <данные изъяты>. Перевозку граждан по данному маршруту осуществляет ответчик (Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс»). Конечный пункт маршрута № находится на расстоянии <данные изъяты> от <адрес>, движение автобусов по маршруту осуществляется ежедневно по утвержденному расписанию (графику), перевозка производится на основании публичного договора перевозки, заключаемого с каждым пассажиром путем продажи проездного билета. С учетом указанных обстоятельств, истица полагает, что автобусный маршрут № является в силу ФЗ от 08. 11. 2007г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 14. 02. 2009г. №112, маршрутом регулярных перевозок пассажиров, осуществляемым в пригородном сообщении - транспортом общего пользования. Истица является Ветераном Труда, относится к льготной категории граждан, указанной в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 19. 12. 2005г. №170. Следовательно, как полагает истица, она имеет право на проезд на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), включая и маршрут №, по социальному билету. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ответчик в лице Глазовского филиала ООО «Удмуртавтотранс» отказывается перевозить пассажиров по маршруту № по социальному проездному билету, мотивируя отказ тем, что этот маршрут не является пригородным, так как не связывает между собой два населенных пункта. Отказ ответчика в проезде гражданам на маршруте № по социальному проездному билету, истица считает, незаконным. Так как в соответствии ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» данный маршрут является пригородным. Поскольку истица относится к категории граждан, которой предоставлено право на проезд автомобильным транспортом пригородного сообщения по социальному проездному билету, отказ ответчика в перевозке пассажиров по маршруту № по социальному проездному билету затрагивает ее право на реализацию государственных мер социальной поддержки. Истица просит признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства УР от 19. 12. 2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан» в перевозке истца по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету. Обязать открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» не препятствовать истцу в проезде по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету. Мамаева А. П. подала иск в суд о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки. В обоснование иска указала на следующее. Она является членом садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) <данные изъяты>, на территории которого находится принадлежащий ей садовый участок. Проживая в <адрес>, для проезда до СНТ <данные изъяты>, расположенного в <адрес> УР, она пользуется автобусным маршрутом № сообщением <данные изъяты> Перевозку осуществляет ответчик в лице Глазовского филиала ОАО «Удмуртавтотранс». Истица является инвалидом второй группы, относиться к категории граждан, указанных в постановлении Правительства УР от 19. 12. 2005г. №170, имеющих льготу на проезд во всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), включая маршрут №, по социальному проездному билету. Начиная с мая 2009 года и по настоящее время ответчик отказывается перевозить пассажиров по маршруту № по социальному проездному билету. Отказ мотивирует тем, что этот маршрут не является пригородным, так как не связывает между собой два населенных пункта. Отказ ответчика в проезде по социальному билету на маршруте № истица считает незаконным. Поскольку она относится к категории граждан имеющих право на социальную поддержку, то отказ ответчика в проезде по социальному билету затрагивает и ее права. Истица просит признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19.12. 2005 года №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике», отказ открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» в перевозке истца по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету. Обязать ОАО «Удмуртавтотранс» не препятствовать истцу в проезде по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету. Определением суда иски объединены в одно производство. Истцы Троегубова Г. В., Мамаева А. П. подали заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменили предмет иска. Истцы просят признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19. 12. 2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан Удмуртской Республики» отказ ОАО «Удмуртавтотранс» при наличии маршрута и осуществлении автоперевозок по направлению движения из <адрес> в <адрес> через СНТ <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Просят исключить из исковых требований пункт 2 «Обязать ОАО «Удмуртавтотранс» не препятствовать истцам в проезде по маршруту № сообщением <данные изъяты>. В судебном заседании истцы поддержали требование, что указано в заявлении, при этом пояснили, что они не отказываются от исковых требований, что указали первоначально, а, воспользовавшись своим правом в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменили предмет иска. Основание иска оставляют то, что указано в иске. Предмет иска изменили, на предмет, что указан в заявлении. В пояснениях истцы уточнили предмет иска. Так, просят признать незаконным, как нарушающим постановление Правительства Удмуртской Республики от 19. 12. 2005года № « О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан Удмуртской Республики» отказ ОАО «Удмуртавтотранс» при наличии маршрута и осуществлении автоперевозок по направлению движения из <адрес> в д. <адрес> через СНТ <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по социальному проездному билету. В обоснование требования указали на те же обстоятельства, что изложены в иске. Представитель ответчика иск не признает. В обоснование возражений по иску указал на следующее. Автобусный маршрут № <данные изъяты> обслуживал 6 садоводческих некоммерческих товариществ, находящихся на участке дороги от <адрес> до СНТ <данные изъяты>. Вышеуказанный участок дороги бесхозный, балансодержатель до настоящего времени не определен. В целях удовлетворения просьб граждан об организации автобусного сообщения по указанному маршруту, ответчик Глазовский филиал за счет собственных средств производил ремонт данного участка дороги. ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и администрацией МО <данные изъяты> заключен договор на осуществление безопасной перевозки пассажиров на регулярных маршрутах пригородного сообщения МО <данные изъяты>. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ действие вышеуказанного договора продлено до 2010г. В соответствие с п.2.2.14 договора перевозчик обязуется предоставить льготы гражданам на автомобильном транспорте общего пользования, предусмотренные законодательством РФ, УР, актами органов местного самоуправления. Приложением № к договору определен перечень маршрутов, обслуживаемых ответчиком, по которым предоставляется льгота по проезду определенной категории граждан и по которым происходит возмещение выпадающих доходов от перевозки льготной категории граждан в соответствии с п.2.4.3 договора. В данном Приложении отсутствует маршрут № <данные изъяты>». Следовательно, по мнению ответчика, действие п. ДД.ММ.ГГГГ договора не распространялось на пассажиров маршрута № <данные изъяты>, поскольку возмещение выпадающих доходов по данному маршруту не производится. Кроме того, ответчик полагает, что СНТ на является самостоятельным населенным пунктом, так как не подпадают под определение населенного пункта, данного в п.10 ст.3 ст. 12 Закона УР «Об административно – территориальном устройстве Удмуртской Республики», не связаны в административном или территориальном отношениях ни с каким населенным пунктами, то маршрут № <данные изъяты>» не является маршрутом пригородного сообщения по определению, данному в ч.3 ст. 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в связи с чем, по данному маршруту проезд пассажиров по социальному билету не осуществлялся. Согласно приказу от 13. 10. 2010г., с 14. 10. 2010г. движение автобусов по маршруту № <данные изъяты> прекращено. Будет ли осуществлять ответчик перевозку граждан в ДД.ММ.ГГГГ по маршруту №, будет ли вообще открыт маршрут <данные изъяты> ответчику неизвестно, поскольку на заключение договора не был объявлен конкурс, кроме того, до настоящего времени дорога не взята на баланс. Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения УР в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Подали письменные пояснения по иску, в заявлении указали следующее. В ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время согласно распоряжению Правительства УР от 02. 03. 2006г. №183-р Министерство на основании договоров, заключенных с ОАО «Удмуртавтотранс» производит возмещение сумм выпадающих доходов транспортным организациям за счет средств федерального бюджета и бюджета УР (с 2010г. за счет средств бюджета УР). В связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ОАО «Удмуртавтотранс» были заключены договоры о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов. Социальный проездной билет является основанием для предоставления отдельным категориям граждан в УР льготы на проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси). Обязательство по предоставлению транспортными организациями мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в УР по проезду на автомобильном транспорте пригородного сообщения предусмотрено законодательством УР и заключенными ОАО «Удмуртавтотранс» договорами и соглашениями. В случае установления, что автобусный маршрут № <данные изъяты> относится к перевозкам пригородного сообщения, то отдельные категории граждан, к каковым относятся истцы, будут иметь полное право на проезд по маршруту № <данные изъяты> по социальному проездному билету. Суд выслушал пояснения участников процесса, изучил материалы дела и приходи к следующему выводу. В соответствии с п.п.12 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06. 10. 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). В целях реализации положений п.п.12 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06. 10. 1999 №184-ФЗ в Удмуртской Республике приняты: постановление Правительства УР от 19. 12. 2005 №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике», устанавливающее, что для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», « О реабилитации жертв политических репрессий», «О донарстве крови и ее компонентов», законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики», проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) предоставляется по социальному билету; распоряжение Правительства УР от 02. 03. 2006г. №193-р «О порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов», которым утверждено Положение, регулирующее порядок реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категория граждан в Удмуртской Республике; распоряжение Правительства УР от 02. 11. 2009г. №943-р «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в 2010 году», которым утверждено соглашение об организации работы в 2010 году по обеспечению равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики в пределах средств, предусмотренных законом УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2010год», в том числе и на обеспечение равной доступности транспортных услуг (социальные проездные билеты на автомобильный и электротранспорт) для отдельных категорий граждан в УР. В ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время согласно распоряжению Правительства УР от 02. 03. 2006 №183-р Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании договоров, заключенных с ответчиком, производит возмещение сумм выпадающих доходов транспортным организациям за счет средств федерального бюджета и бюджета УР (ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета УР). В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социальной защиты населения УР и ОАО «Удмуртавтотранс» были заключены договоры от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. от ДД.ММ.ГГГГ № о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов. В ДД.ММ.ГГГГ( согласно распоряжению Правительства УР от 02. 11. 2009г. №943р) между Министерством социальной защиты населения, Миндортранс УР и транспортными организациями, в том числе и с ответчиком, было подписано соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № об организации работы в ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, в ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому транспортные организации, в том числе и ответчик, приняли обязательство в полном объеме обеспечивать равную доступность транспортных услуг (социальные проездные билеты на автомобильный и электротранспорт) для отдельных категорий граждан в Удмуртской Республике. Согласно паспорту автобусного маршрута № <данные изъяты> маршрут согласован Главой Администрации МО <данные изъяты> Следовательно, ссылки ответчика в возражения, что на пассажиров вышеуказанного маршрута не распространяется возмещение выпадающих доходов от перевозки льготной категории граждан, несостоятельны. Таким образом, социальный проездной билет является основанием для предоставления отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике льготы на проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси). Истица Троегубова Г. В. является «Ветераном Труда» (данное обстоятельство подтверждается удостоверением), истица Мамаева А. П. является «Ветераном Труда» и инвалидом <данные изъяты> группы (данное обстоятельство подтверждается удостоверением и справкой). Следовательно, истцы относятся к отдельной категории граждан в Удмуртской Республике, имеющих право на проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету. Суд не принимает доводы ответчика в части возражений, что маршрут № <данные изъяты> не относился к пригородному сообщению по следующим основаниям. Согласно Уставу ОАО «Удмуртавтотранс», ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории УР. Ответчиком организован автобусный маршрут № с сообщением <данные изъяты>. В соответствии со ст. 789 ГК РФ, п.2 ст. 19 ФЗ от 08. 11. 2007г. №259 –ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» маршрут № относится к транспорту общего пользования. Договор перевозки транспортом общего пользования – публичный договор, согласно п.2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В соответствии с п.3 ст. 4 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстоянии до 50 км. включительно между границами этих населенных пунктов. Из смысла вышеприведенной нормы следует, что к пригородному сообщению относятся перевозки, осуществляемые за пределы границы территории населенного пункта на расстоянии до 50 км. При этом критерием отнесения перевозок к пригородному сообщению является расстояние, измеряемое от границы территории населенного пункта, на территории которого находится место посадки, до места высадки пассажира. Согласно паспорту автобусного маршрута № с назначением <данные изъяты> маршрут отнесен к пригородному, общая протяженность маршрута составляет <данные изъяты>. Следовательно, автобусный маршрут № <данные изъяты> относится к пригородному сообщению. Данное обстоятельство установлено и решением Глазовского городского суда от 06. 2010г., вступившем в законную силу. Таким образом, ответчик в ДД.ММ.ГГГГ незаконно отказывал истцам в осуществлении перевозки по маршруту № <данные изъяты> на основании социального проездного билета. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ управляющего Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс», с ДД.ММ.ГГГГ прекращено движение автобусов по маршруту № <данные изъяты>. Соглашение между ответчиком и МО «Глазовский район» по осуществлению безопасной перевозки пассажиров на регулярных маршрутах пригородного сообщения муниципального образования <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты> <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ не заключено. Из объяснений представителя ответчика, соглашение по осуществлению безопасной перевозки пассажиров при наличии маршрута <данные изъяты> может быть с ними заключено с ними при условии их участии и выигрыша конкурса на заключение соглашения по перевозке пассажиров по данному маршруту. Конкурс на данный момент еще не объявлен. Истцы первоначально ставили в иске требование о признании незаконным, как нарушающим постановление Правительства Удмуртской Республики от 19. 12. 2005 года №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» отказ открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» в перевозке их по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету. Обязать ответчика не препятствовать им в проезде по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету. В судебном заседании истцы пояснили, что указанные в иске первоначально требования изменяют (не отказываются от них, а изменяют в порядке ст. 39 ГПК РФ) на требование признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19. 12. 2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан Удмуртской Республики» отказ ОАО «Удмуртавтотранс» при наличии маршрута и осуществлении автоперевозок по направлению движения из <адрес> в <адрес> через СНТ <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по проезду на основании социального билета. Таким образом, истцы просят признать незаконным отказ ответчика по проезду на основании социального билета на маршруты автобусных перевозок, которые в ДД.ММ.ГГГГ еще не открыты, которые, по мнению истцов, могут быть открыты в будущем. В судебном заседании установлено обстоятельство, что ответчик не заключил соглашение на перевозку пассажиров по указанному истцами маршруту в ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, раз ответчик не осуществлял в ДД.ММ.ГГГГ. перевозок пассажиров по указанному маршруту, указанный истцами маршрут не открыт, то ответчик не принимал решений об отказе истцам в проезде по социальному билету по вышеуказанному маршруту в ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчик не принимал решений об отказе по проезду истцов по социальному билету, в связи с тем, что вышеуказанный маршрут не открыт, то и права истцов не нарушены. Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ Суд решил Мамаевой А. П., Троегубовой Г. В. в удовлетворении иска о признании незаконным, как нарушающим постановление Правительства Удмуртской Республики от 19. 12. 2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан Удмуртской Республике», отказ ОАО «Удмуртавтотранс» при наличии маршрута и осуществлении автоперевозок по направлению движения из <адрес> в <адрес> через СНТ <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> проезда по социальному билету отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Глазовский городской суд. Судья Иванова Т. В. Мотивировочная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.