об устанении нарушений техники пожарной безопастности



2-58-2011

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Глазов 14 января 2011 года

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Ильиной А.Г.,

с участием представителя процессуального истца (прокурора) – помощника Глазовского межрайонного прокурора УР Князева А.В., представителя ответчика Государственного стационарного учреждения социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» - Малышевой Т.Л., представителя третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика (Министерства Социальной защиты населения УР) – Мухачева В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Глазовского межрайонного прокурора УР к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о запрете деятельности по эксплуатации здания до устранения нарушений требований пожарной безопасности,

Установил:

Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», Министерству социальной защиты населения УР, Министерству имущественных отношений УР об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства специализированными учреждениями с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и престарелых граждан, в которых нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении государст­венного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», (далее по тексту – Глазовский ДДИ), в ходе которой, выявлены нарушения требований проти­вопожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт проверки от от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проверки выявлены следующие нарушения требования пожар­ной безопасности:

1. В нарушение ст. 151 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3,
п. 53 ППБ 01-03; п. 6.25* СНиП 21-01-97* отделка эвакуационных путей и выходов главного корпуса детского дома-интерната по адресу: <адрес>, выполнена из горючих материалов: стены коридора <данные изъяты> этажа отделаны декоративными горючими пане­лями; холлы первого этажа отделаны декоративными горючими панелями; полы коридора <данные изъяты> этажа покрыты горючим линолеумом; стены , , , отделений окрашены горючими масляны­ми красками; полы , , , , отделений покрыты горючим линоле­умом; стены лестничных клеток окрашены горючими масляными красками.

2. В нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 184 ППБ 01-03 для от­делки помещений со стационаром по адресу: <адрес>, применены горючие материалы (<данные изъяты>);

3. В нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03 отсутст­вует молниезащита в здании главного корпуса детского дома-интерната по адресу: <адрес>;

4. В нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3, 33 ППБ 01-03; НПБ 105-03; ПУЭ не произведены расчеты категории взрывопожарной и пожар­ной опасности производственных и складских помещений, а также класс зо­ны по правилам устройства электроустановок, отсутствуют обозначения на дверях помещений по адресу: <адрес>;

5. В нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота выхода из помещения швейной мастерской главного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, менее нормативной;

6. В нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов, расположенных в здании по адресу: <адрес>, со второго этажа в лестничную клетку у и отделений в свету менее требуемой (составляет <данные изъяты> см);

7. В нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не заменены пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода на сертифицированные шкафы;

8. В нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03; СНиП 21-01-97* не обеспечен нормативный предел огнестойкости косоуров лест­ничных маршей в здании по адресу: <адрес>.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности ранее отражались в предписании от ДД.ММ.ГГГГ. Срок устранения на­рушений требований пожарной безопасности устанавливался до ДД.ММ.ГГГГ. До указанного срока нарушения требований пожарной безопасности устранены не были. Кроме того, указанные нарушения требований пожарной безопасности указывались так же в предписании от ДД.ММ.ГГГГ (срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ, нарушения в указанный срок устранены не были), предписании от ДД.ММ.ГГГГ (срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ, нарушения в указанный срок устранены не были).

В соответствии с Уставом Государственного стационарного учреждения социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» имущество учреждения находится в собственности Удмуртской Республики, принадлежит Учреждению на праве оперативного управления. При осуществлении права оперативного управления в отношении закрепленного за ним государственного имущества, учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать его сохранность. Министерство имущественных отношений УР осуществляет в установленном порядке полномочия собственника в отношении имущества учреждения, закрепленного на праве оперативного управления. Учредителем учреждения является Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики. Учредитель учреждения осуществляет полномочия по утверждению сметы доходов и расходов ГСУСО УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Самостоятельно ГСУ СО УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» не может устранить имеющиеся нарушения, так как они требуют значительных финансовых затрат. Министерством социальной защиты населения УР финансирование учреждения, для устранения указанных нарушений, осуществляется в недостаточном размере.

Истец считает, что соблюдение норм противопожарной безопасности в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» лежит как на самом учреждении, так и на его учредителе - Министерстве социальной защиты населения Удмуртской Республики, а также на Министерстве имущественных отношений УР, осуществляющем полномочия собственника имущества, закрепленного на праве оперативного управления.

Кроме того, истец указывает, что не выполнение мероприятий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, ставит в опасность жизнь и здоровье, как несовершеннолетних проживающих, так и работников учреждения на безопасные условия жизнедеятельности.

В соответствии с уставом Государственного стационарного учреждения социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в учреждении принимаются дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, страдающие хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе.

Поэтому истец считает, что названные нарушения пожарной безопасности в ГСУ СО УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» создают угрозу жизни и здоровью проживающих в нем несовершеннолетних детей-инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, которые в силу своего несовершеннолетнего возраста и физических недостатков не могут самостоятельно защитить свои права в судебном порядке.

С учётом изложенного прокурор просил обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по пожарной безопасности:

- убрать горючую отделку эвакуационных путей и выходов главного корпуса детского дома-интерната по адресу: <адрес>, а именно: убрать со стен коридора <данные изъяты> этажа, холлов первого этажа декора­тивные горючие панели; убрать с полов коридора <данные изъяты> этажа, полов , , , , отделений горючий линолеум; убрать со стен , , , отделений, стен лестничных клеток горючую масляную краску;

- убрать горючую отделку (<данные изъяты>) помещений со стацио­наром по адресу: <адрес>;

- установить молниезащиту в здании главного корпуса детского дома-интерната по адресу: <адрес>;

- произвести расчеты категории взрывопожарной и пожарной опасно­сти производственных и складских помещений, а также класс зоны по пра­вилам устройства электроустановок, установить обозначения на дверях помещений по адресу: <адрес>;

- заменить пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопро­вода на сертифицированные шкафы;

- обеспечить нормативный предел огнестойкости косоуров лестнич­ных маршей в здании по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения дела по существу, прокурор от исковых требований к Министерству социальной защиты населения УР, Министерству имущественных отношений УР отказался в полном объёме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части исковых требований к Министерству социальной защиты населения УР, Министерству имущественных отношений УР прекращено в связи с принятием судом отказа от заявленных требований к данным ответчикам.

В ходе рассмотрения дела по существу прокурор изменил предмет требований, окончательно требования сформулировал следующим образом, просил суд: запретить Государственному стационарному учреждению социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Глазовского межрайонного прокурора УР Князев А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил следующее, что в соответствии с техническим паспортом здания на <данные изъяты> этаже в помещениях , , стены окрашены горючей масляной краской, на полу имеется горючий линолеум, в помещениях , , , , , стены окрашены горючей масляной краской. На <данные изъяты> этаже здания в помещениях и стены окрашены горючей масляной краской, на полу имеется горючий линолеум, в помещениях и на полу имеется горючий линолеум, в помещениях , , , , , стены окрашены горючей масляной краской. В помещениях и (<данные изъяты>) высота эвакуационных выходов менее требуемой и составляет <данные изъяты> см. В помещениях и (<данные изъяты>) высота выхода менее нормативной. Указывал, что выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью проживающих в здании несовершеннолетних и работающих там граждан поэтому, считает, что ответчику необходимо запретить эксплуатировать здание до устранения выявленных нарушений.

Представитель ответчика Малышева Т.Л. в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила следующее, что действительно указанные истцом нарушения пожарной безопасности имеют место быть. Однако, указывала, что принимаемые меры безопасности исключают возможность пожара, а именно указывала, что в учреждении проводятся инструктаж технического персонала по пожарной безопасности. С детьми проводится учеба по пожарной безопасности. Данные мероприятия поводятся при участии пожарного надзора. На территории учреждения имеются необходимые средства пожаротушения, а именно <данные изъяты> гидранта, <данные изъяты> рукавов, <данные изъяты> огнетушителя, имеется так же система оповещения (световая и голосовая), установлены датчики – тепловой и дымовой. На каждом этаже имеется на обозрении план эвакуации. С детьми отрабатывается эвакуация из здания. На территории учреждения запрещено курение, а вход на территорию ограничен. В учреждении ведется работа по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, а именно с момента первого выявления нарушений к настоящему времени количество нарушений существенно сократилось. Так же суду поясняла, что в учреждении дети проживают максимум по восемь человек в комнате. В комнатах отсутствуют электроприборы и электрические розетки. В общих помещениях имеются телевизоры, которые подключены к электрической сети на высоте исключающей возможности ребенку самостоятельно подключать телевизор к сети. В служебных помещениях, в которые детям вход воспрещен, имеются электрочайники, микроволновки. В игровых комнатах и классах розетки расположены на высоте, исключающей свободный доступ к ним детей. Дети круглосуточно находятся под присмотром персонал. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Мухачев В.Н. в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что Министерство социальной защиты населения УР является учредителем Государственного стационарного учреждения социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Финансирование учреждение осуществляется из бюджета республики. В ДД.ММ.ГГГГ была разработана программа пожарной безопасности учреждений на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени денежные средства по данной программе выделялись и расходовались на устранение выявленных нарушений пожарной безопасности. В ДД.ММ.ГГГГ планируется заменить отделку стен и полов <данные изъяты> этажа, а так же установить молниезащиту. Указывал, что часть нарушений были допущены ещё при строительстве, и их в настоящий момент устранить нельзя. Указывал, что все недостатки в течение двух лет будут устранены, за исключением тех, которые требуют реконструкции здания.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика – Министерства имущественных отношений УР в судебное заседание не явился. Представил суду письменные пояснения по иску прокурора, из которых следует, что здание расположенное по адресу : <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ответчиком. Поэтому считает, что ответчик является лицом владеющим, пользующимся и распоряжающимся данным зданием. Министерство социальной защиты населения УР, являясь учредителем ответчика, утверждает сметы доходов и расходов у ответчика, и является главным распорядителем бюджетных средств для ответчика. Указывает, что Министерство имущественных отношений УР не является государственным органом уполномоченным собственником – Удмуртской Республикой, по распоряжению бюджетными средствами в отношении ответчика.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» обладает правоспособностью юридического лица, что подтверждается уставом и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Из устава Государственного стационарного учреждения социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» следует, что учредителем ответчика является Министерство социальной защиты населения УР, которое является главным распорядителем средств бюджета УР выделяемых ответчику. Государственное стационарное учреждение социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» создано в целях предоставления постоянного, временного (сроком до шести месяцев) стационарного социального обслуживания детям-инвалидам в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, страдающим хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимися в постоянном постороннем уходе. Имущество ответчика находится в собственности Удмуртской Республики и принадлежит ответчику на праве оперативного управлении. Ответчик обязан выполнять требования пожарной безопасности.

Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что здание главного корпуса расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве оперативного управления ответчику.

Из предписания от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главного государственного инспектора г.Глазова и Глазовского района по пожарному надзору следует, что в ходе проверки ответчика были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности :

1. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3, п. 53 ППБ 01-03; п. 6.25* СНиП 21-01-97* отделка эвакуационных путей и выходов главного корпуса детского дома-интерната по адресу: <адрес>, выполнена из горючих материалов: стены коридора <данные изъяты> этажа отделаны декоративными горючими пане­лями; холлы <данные изъяты> этажа отделаны декоративными горючими панелями; полы коридора <данные изъяты> этажа покрыты горючим линолеумом; стены , , , отделений окрашены горючими масляны­ми красками; полы , , , , отделений покрыты горючим линоле­умом; стены лестничных клеток окрашены горючими масляными красками.

2. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 184 ППБ 01-03 для от­делки помещений со стационаром по адресу: <адрес>, применены горючие материалы (масляная краска);

3. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03 отсутст­вует молниезащита в здании главного корпуса детского дома-интерната по адресу: <адрес>;

4. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3, 33 ППБ 01-03; НПБ 105-03; ПУЭ не произведены расчеты категории взрывопожарной и пожар­ной опасности производственных и складских помещений, а также класс зо­ны по правилам устройства электроустановок, отсутствуют обозначения на дверях помещений по адресу: <адрес>;

5. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота выхода из помещения швейной мастерской главного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, менее нормативной;

6. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов, расположенных в здании по адресу: <адрес>, со второго этажа в лестничную клетку у 5 и 6 отделений в свету менее требуемой (составляет 185 см);

7. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не заменены пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода на сертифицированные шкафы;

8. В нарушение ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 ППБ 01-03; СНиП 21-01-97* не обеспечен нормативный предел огнестойкости косоуров лест­ничных маршей в здании по адресу: <адрес>.

Эти же нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая объяснения сторон, названное предписание, а так же технический паспорт на здание главного корпуса суд приходит к выводу, что на <данные изъяты> этаже (литера А) здания главного корпуса расположенного по адресу : <адрес> помещениях , , стены окрашены горючей масляной краской, на полу имеется горючий линолеум, в помещениях , , , , , стены окрашены горючей масляной краской; на <данные изъяты> этаже здания в помещениях и стены окрашены горючей масляной краской, на полу имеется горючий линолеум, в помещениях и на полу имеется горючий линолеум, в помещениях , , , , , стены окрашены горючей масляной краской, в помещениях и высота эвакуационных выходов менее требуемой и составляет <данные изъяты> см, в помещениях и высота выхода менее нормативной.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле подтверждались.

Из показаний свидетеля ФИО1, который работает главным специалистом ОГПН г.Глазова и Глазовского района и проводил проверку ответчика следует, что названные нарушения требований пожарной безопасности имеют место быть в настоящее время.

В соответствии со ст. 20 "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии с п. п. 1- 3 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации – ППБ 01-03» (утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 ), 1. правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. п. 53 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации – ППБ 01-03», при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.

В соответствии с п. 184 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации – ППБ 01-03», запрещается применять для отделки помещений материалы, выделяющие при горении токсичные вещества,

В соответствии с п. 33 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации – ППБ 01-03», для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности. Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается.

В соответствии с п. 6.25* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Таким образом, в судебном заседании доводы прокурора о том, что в ответчиком при эксплуатации главного корпуса расположенного по адресу: <адрес> имеются нарушения требований пожарной безопасности нашли своё подтверждение.

В соответствии с п. 6.16 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, более 50 чел.;
0,8 м во всех остальных случаях.

В соответствии с п. 5.18* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости согласно таблице 4*.

В соответствии с инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003), утвержденой приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, все виды зданий, сооружений и промышленных коммуникаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности должны иметь молниезащиту.

В соответствии с нормами пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (НПБ 105-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 314, в здании должны быть произведены расчеты категории взрывопожарной и пожарной опасности.

В соответствии с правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России 08.07.2002 года № 204, в здании должен быть произведен расчет класс зоны производственных и складских помещений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что указанные прокурором допущенные нарушения требований пожарной безопасности ответчиком при эксплуатации главного корпуса расположенного по адресу : <адрес> нашли своё подтверждение. Данный вывод следует, из анализа названных ранее доказательств, а так же из объяснений представителя ответчика, которая с данными обстоятельствами нарушения требований пожарной безопасности согласилась.

Кроме того, суд установил следующее.

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» является правопреемником Государственного стационарного учреждения медико-социального обслуживания Министерства социальной защиты населения УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», что подтверждается пунктом 1.1 названного ранее устава ответчика.

Из технического паспорта на спорное здание следует, что здание главного корпуса было построено в ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта приемки в эксплуатацию здания (сооружения) государственной комиссией следует, что государственной приемочной комиссией спорное здание было принято в эксплуатацию, и данное здание имело назначение дом умственно-отсталых детей. Здание было построено по проекту <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Все работы были оценены на оценку хорошо, отступлений от проекта выявлено не было.

Решением исполкома Глазовского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт приемки в эксплуатацию комплекса дома умственно-отсталых детей, в том числе и главного корпуса.

Следует отметить, что в составе государственной комиссии принимал участие и представитель пожарной охраны.

Из штатного расписания ответчика на ДД.ММ.ГГГГ следует, что штатная численность ответчика составляет <данные изъяты> единиц.

Из справки ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что списочная численность состава в настоящий момент составляет <данные изъяты> человек. В дневную смену работают <данные изъяты> человек, из которых <данные изъяты> человек относятся к административно-управленческому персоналу, <данные изъяты> человек хозяйственно-обслуживающего персонала, <данные изъяты> человек работников столовой, <данные изъяты> человек учебно-воспитательного персонала, <данные изъяты> человек медицинского персонала, <данные изъяты> человека пекарни. В ночную смену работают <данные изъяты> человек, из которых <данные изъяты> человек медицинского персонала и <данные изъяты> сторож.

Из справки ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ответчика проживает <данные изъяты> воспитанника, из которых <данные изъяты> детей находятся в интернате, <данные изъяты> детей находятся в стационаре, <данные изъяты> ребенка находятся дома.

Из выписок из оборотной ведомости по МЗ и ОС за ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ответчика имеется двое мягких носилок с фиксирующими и плечевыми ремнями, <данные изъяты> огнетушителей ОП -5, <данные изъяты> пожарных рукавов, <данные изъяты> пожарных стволов, <данные изъяты> пожарных кранов, <данные изъяты> пожарных гидранта, <данные изъяты> носилок, <данные изъяты> капюшонов «...».

Из акта проверки пожарных гидрантов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ответчика оба пожарных гидранта соответствуют предъявляемым техническим требованиям. Данный акт составлен при участии командира отделения ГУ «<данные изъяты> отряд Федеральной противопожарной службы».

Из акта проверки пожарных кранов от ДД.ММ.ГГГГ следует, все <данные изъяты> пожарных кранов соответствует предъявляемым техническим требованиям. Данный акт составлен при участии специалиста УРО «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ и представленной технической документации по подключению следует, что в спорном здании ответчика имеется функционирующая охранно-пожарная сигнализация, установка которой согласована с отделом государственного пожарного надзора. Данная сигнализация имеет в том числе речевое оповещение, извещатель пожарный дымовой, извещатель пожарный ручной.

Из технического отчета электроизмерительной лаборатории по обследованию и измерению защитного заземления (зануления) металлосвязи, сопротивления изоляции проводов, петли «фаза-нуль» на электрооборудовании с напряжением до 1000 вольт от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данные объекты обследования соответствуют техническим нормам.

Ответчиком заключаются договора на освидетельствование огнетушителей, о чем свидетельствует договора подряда с УРО «Всероссийское добровольное пожарное общество» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком разработана программа инструктажа по противопожарной безопасности, которым регламентированы мероприятия по содержанию территории, здания и помещений в соответствии с требованиями пожарной безопасности, определены первичные средства пожаротушения и алгоритм действия по их применению, определены мероприятия по пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий, определён алгоритм действия персонала в случае возникновения пожара, определены особенности эвакуации и тушения пожара на объектах ответчика с учетом основной деятельности.

У ответчика назначены ответственные лица за пожарную безопасность, о чем свидетельствует приказ от ДД.ММ.ГГГГ и приказ от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком проводятся тренировки по эвакуации и тушению условного пожара, о чем свидетельствуют приказы по учреждению от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

На территории ответчика в соответствии с приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ запрещено курение.

Персонал ответчика проходит проверку знаний пожарно-технического минимума в УРО «Всероссийское добровольное пожарное общество», о чем свидетельствует протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

У ответчика на ДД.ММ.ГГГГ был разработан план работы по основам безопасности жизнедеятельности с детьми, в том числе и по пожарной безопасности, с проведением бесед, просмотров фильмов, практических занятий, экскурсий.

Правительством УР Постановлением № 289 от 22.12.2008 года утверждена целевая программа «Пожарная безопасность учреждений социальной защиты населения в УР на ДД.ММ.ГГГГ», направленной на укрепление материально-технической базы, в том числе и ответчика, снижения рисков возникновения пожаров. Согласно которой, на ДД.ММ.ГГГГ запланированы работы по привлечению путей эвакуации к требованиям пожарной безопасности <данные изъяты> этажа, и устройство молниезащиты.

В настоящий момент разработана техническая документация по установке молниезащиты спорного здания, о чем свидетельствует представленный план реконструкции электроснабжения.

Из представленного протокола выездного заседания межведомственной комиссии по разработке и реализации мер комплексной безопасности, в которой принимал участие начальник отделения ОГПН следует, что комиссия пришла к выводу, что у ответчика в ДД.ММ.ГГГГ не соответствовало требованиям пожарной безопасности по отделке <данные изъяты> процентов путей эвакуации, в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> процентов, в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> процента, на ДД.ММ.ГГГГ не соответствует <данные изъяты> процента.

В настоящий момент ответчиком совместно с государственной пожарной службой разработан и применяется план тушения пожара на объектах ответчика.

Из представленного суду предписания от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, следует, что ответчику государственным инспектором по пожарному надзору предписано было устранить <данные изъяты> позицию, выявленных нарушений пожарной безопасности. Из следующих предписаний от ДД.ММ.ГГГГ год, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что количество выявленных требований пожарной безопасности регулярно сокращалось, и к настоящему времени доведено количество не устраненных нарушений до <данные изъяты> позиций.

Из представленных постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении ответчика, следует, что неоднократно ответчик привлекался к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, однако, ни разу ответчику не назначалось наказание в виде запрета деятельности по эксплуатации спорного здания.

Кроме того, данные обстоятельства, в том числе об обеспеченности средствами пожарной безопасности, предпринимаемых мерах представителем истца в судебном не оспаривались.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Анализируя, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что реальной опасности причинения вреда в будущем в результате эксплуатации спорного здания ответчиком нет, хотя судом и было установлено, что указанные прокурором нарушения требований пожарной безопасности ответчиком допущены. Данные нарушения суд считает, что они относятся к факторам горения, и только отсутствие молниезащиты – к факторам возникновения пожара.

Однако, предпринимаемые ответчиком меры по предупреждению, выявлению, предотвращению пожара свидетельствуют о том, что в настоящий момент отсутствует реальная угроза причинения в результате пожара вреда в будущем. К мерам предупреждения суд относит действия ответчика по инструктажу персонала по технике пожарной безопасности, просвещение проживающих у ответчика детей мерам противопожарной безопасности, исключение доступа детей к электрической сети, запрете курения на территории ответчика, исключения свободного доступа граждан на территорию ответчика. Данные обстоятельства установленные судом, истцом не оспаривались. К мерам по выявлению пожара суд относит установленную систему пожарной сигнализации и оповещения о пожаре. Данные обстоятельства установленные судом, представителем истца в судебном заседании не оспаривались. К мерам предотвращения пожара суд относит обеспеченность ответчика средствами пожаротушения такими как огнетушители, пожарные гидранты, рукава, и средствами эвакуации граждан из спорного здания такими как - носилки, капюшон, отработка эвакуации. Данные обстоятельства установленные судом, представителем ответчика так же в судебном заседании не оспаривались. В совокупности с тем, что с момента выявления в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> нарушения требований пожарной безопасности, с тем, что в настоящий момент количество нарушений сокращено ответчиком до <данные изъяты>, при том, что за этот период каких-либо пожаров у ответчика не было, суд приходит к выводу, что меры, принимаемые ответчиком, являются эффективными и исключают реальную угрозу возникновения пожара и его вредоносных последствий.

Суд приходит к выводу, что в данной ситуации баланс общественных интересов как по обеспечению безопасности граждан, так как по обеспечению гарантий государственной защиты граждан, а именно детей, имеющих аномалии умственного развития и имеющих право на государственную поддержку, будет соблюден при отказе в иске прокурора, а именно отказе в запрете деятельности по эксплуатации спорного здания используемого для проживания детей с умственной аномалией, так как предпринимаемые меры обеспечивают их безопасность и сводят угрозы пожара к минимуму.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

Решил:

Иск Глазовского межрайонного прокурора к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о запрете деятельности по эксплуатации здания до устранения нарушений требований пожарной безопасности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья О.В.Захарчук