Дело № 2-391/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 марта 2011 года г.Глазов Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ивановой Т.В., при секретаре Мохиревой М.А., с участием истца Матрос Л.А., представителя ответчика ОАО «Удмуртавтотранс» Аккузина А.А., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матрос Л. А. о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки, установил: Матрос Л.А. обратилась в суд с иском о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки. В обоснование иска указала на следующее. Она является членом садоводческого некоммерческого товарищества ( СНТ) «...», на территории которого находится принадлежащей ей садовый участок. Проживая в <адрес>, для проезда до СНТ «...», расположенного по адресу: <адрес>, она пользуется автобусным маршрутом № сообщением <данные изъяты>. Перевозку граждан по данному маршруту осуществляет ответчик Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс». Конечный пункт маршрута № находится на расстоянии <данные изъяты> км. от <адрес>, движение автобусов по маршруту осуществляется ежедневно по утвержденному расписанию (графику), перевозка производится на основании публичного договора перевозки, заключаемого с каждым пассажиром путем продажи проездного билета. С учетом указанных обстоятельств, истец полагает, что автобусный маршрут № является в силу ФЗ от 08. 11. 2007г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 14. 02. 2009г. №112, маршрутом регулярных перевозок пассажиров, осуществляемым в пригородном сообщении - транспортом общего пользования. Истец является Ветераном Труда, относится к льготной категории граждан, указанной в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005г. №170. Следовательно, как полагает истец, она имеет право на проезд по социальному билету на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), включая и маршрут №. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ответчик в лице Глазовского филиала ООО «Удмуртавтотранс» отказывается перевозить пассажиров по маршруту № по социальному проездному билету, мотивируя отказ тем, что этот маршрут не является пригородным, так как не связывает между собой два населенных пункта. Отказ ответчика в проезде гражданам на маршруте № по социальному проездному билету, истец считает незаконным. Так, в соответствии с ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» данный маршрут является пригородным. Поскольку истец относится к категории граждан, которой предоставлено право на проезд автомобильным транспортом пригородного сообщения по социальному проездному билету, отказ ответчика в перевозке пассажиров по данному маршруту по социальному проездному билету затрагивает ее право на реализацию государственных мер социальной поддержки. Истец просит признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства УР от 19. 12. 2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан» в перевозке истца по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету. Обязать ОАО «Удмуртавтотранс» не препятствовать истцу в проезде по социальному проездному билету по маршруту № сообщением <данные изъяты>. В судебном заседании истец исковые требования поддержала, указав на доводы, изложенные в нем. Также пояснила, что обратилась в суд для возможности бесплатного проезда на данном сезонном маршруте автобуса в будущем. В судебном заседании представитель ответчика иск не признал. В обоснование возражений указал на следующее. Автобусный маршрут № <данные изъяты> обслуживал 6 садоводческих некоммерческих товариществ, находящихся на участке дороги дома отдыха «...» до СНТ «...». ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и администрацией МО «Глазовский район» был заключен договор на осуществление безопасной перевозки пассажиров на регулярных маршрутах пригородного сообщения МО «Глазовский район». Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ действие вышеуказанного договора продлено было до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствие с п.2.2.14 договора перевозчик обязуется предоставить льготы гражданам на автомобильном транспорте общего пользования, предусмотренные законодательством РФ, УР, актами органов местного самоуправления. Приложением № к договору определен перечень маршрутов, обсуживаемых ответчиком, по которым предоставляется льгота по проезду определенной категории граждан и по которым происходит возмещение выпадающих доходов от перевозки льготной категории граждан в соответствии с п. 2.4.3 договора. В данном Приложении отсутствует маршрут № <данные изъяты>. Следовательно, по мнению ответчика, действие п. 2.2.14 договора не распространялось на пассажиров маршрута № <данные изъяты>, поскольку возмещение выпадающих доходов по данному маршруту не производится. Кроме того, ответчик полагает, что СНТ не является самостоятельным населенным пунктом, так как не подпадает под определение населенного пункта, данного в Законе УР « Об административно- территориальном устройстве Удмуртской Республики», не связано в административном или территориальном отношениях ни с каким населенным пунктом. В связи с этим указанный маршрут не является маршрутом пригородного сообщения по определению, данному в ст. 4 ч.3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Поэтому по данному маршруту проезд пассажиров по социальному билету не осуществлялся. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ движение автобусов по маршруту № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ прекращено. Будет ли осуществлять ответчик перевозку граждан в ДД.ММ.ГГГГ по данному маршруту и будет ли вообще открыт данный маршрут неизвестно, поскольку на заключение договора не был объявлен конкурс, дорога не взята на баланс. Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения в УР в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица. Подали письменные пояснения по иску, в заявлении указали следующее. В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ <адрес> на основании договоров, заключенных с ОАО «Удмуртавтотранс» производило возмещение сумм выпадающих доходов транспортным организациям за счет средств федерального бюджета и бюджета УР. В ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ОАО «Удмуртавтотранс» было заключено соглашение о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов. Данное соглашение будет заключено и в <данные изъяты>. Социальный проездной билет является основанием для предоставления отдельным категориям граждан в УР льготы на проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси). Обязательство по предоставлению транспортными организациями мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в УР по проезду на автомобильном транспорте пригородного сообщения предусмотрено законодательством УР и заключенными ОАО «Удмуртавтотранс» договорами и соглашениями. В случае установления, что автобусный маршрут № <данные изъяты> относится к перевозкам пригородного сообщения, отдельные категории граждан, к каковым относится истец, будут иметь полное право на проезд по маршруту № <данные изъяты> по социальному проездному билету. Представители третьих лиц Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР, Администрация МО «Глазовский район» в судебное заседание не явились, представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствии представителей третьих лиц. Суд выслушал пояснения участников процесса, изучил материалы дела и приходи к следующему выводу. В соответствии с п.п.12 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06. 10. 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). В целях реализации положений п.п.12 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06. 10. 1999 №184-ФЗ в Удмуртской Республике приняты: постановление Правительства УР от 19. 12. 2005 №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике», устанавливающее, что для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», « О реабилитации жертв политических репрессий», «О донарстве крови и ее компонентов», законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики», проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) предоставляется по социальному билету; распоряжение Правительства УР от 02. 03. 2006г. №193-р «О порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов», которым утверждено Положение, регулирующее порядок реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категория граждан в Удмуртской Республике; распоряжение Правительства УР от 02. 11. 2009г. №943-р «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в 2010 году», которым утверждено соглашение о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов. В ДД.ММ.ГГГГ( согласно распоряжению Правительства УР от 02. 11. 2009г. №943р) между Министерством социальной защиты населения, Миндортранс УР и транспортными организациями, в том числе и с ответчиком, было подписано соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № об организации работы в ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, в ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому транспортные организации, в том числе и ответчик, приняли обязательство в полном объеме обеспечивать равную доступность транспортных услуг (социальные проездные билеты на автомобильный и электротранспорт) для отдельных категорий граждан в Удмуртской Республике. Согласно паспорту автобусного маршрута № <данные изъяты>, маршрут согласован Главой Администрации МО «Глазовский район». Следовательно, ссылки ответчика в возражения, что на пассажиров вышеуказанного маршрута не распространяется возмещение выпадающих доходов от перевозки льготной категории граждан, несостоятельны. Таким образом, социальный проездной билет является основанием для предоставления отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике льготы на проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси). Истец является «Ветераном Труда» (данное обстоятельство подтверждается удостоверением). Следовательно, истец относится к отдельной категории граждан в Удмуртской Республике, имеющих право на проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету. Суд не принимает доводы ответчика в части возражений, что маршрут № <данные изъяты> не относился к пригородному сообщению по следующим основаниям. Согласно Уставу ОАО «Удмуртавтотранс», ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории УР. Ответчиком организован автобусный маршрут № с сообщением <данные изъяты>. В соответствии со ст. 789 ГК РФ, п.2 ст. 19 ФЗ от 08. 11. 2007г. №259 -ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» маршрут № относится к транспорту общего пользования. Договор перевозки транспортом общего пользования - публичный договор, согласно п.2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В соответствии с п.3 ст. 4 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстоянии до 50 км. включительно между границами этих населенных пунктов. Из смысла вышеприведенной нормы следует, что к пригородному сообщению относятся перевозки, осуществляемые за пределы границы территории населенного пункта на расстоянии до 50 км. При этом критерием отнесения перевозок к пригородному сообщению является расстояние, измеряемое от границы территории населенного пункта, на территории которого находится место посадки, до места высадки пассажира. Согласно паспорту автобусного маршрута № с назначением <данные изъяты> маршрут отнесен к пригородному, общая протяженность маршрута составляет <данные изъяты> км. Следовательно, автобусный маршрут № <данные изъяты> относится к пригородному сообщению. Данное обстоятельство установлено и решением Глазовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу. Таким образом, ответчик в ДД.ММ.ГГГГ незаконно отказывал истцу в осуществлении перевозки по маршруту № <данные изъяты>» на основании социального проездного билета. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ управляющего Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс», с ДД.ММ.ГГГГ прекращено движение автобусов по маршруту № <данные изъяты>. Соглашение между ответчиком и МО «Глазовский район» по осуществлению безопасной перевозки пассажиров на регулярных маршрутах пригородного сообщения муниципального образования «Глазовский район» по маршруту <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ не заключено. Из объяснений представителя ответчика, соглашение по осуществлению безопасной перевозки пассажиров при наличии маршрута <данные изъяты> может быть с ними заключено при условии их участии и выигрыша конкурса на заключение соглашения по перевозке пассажиров по данному маршруту. Конкурс на данный момент еще не объявлен. Таким образом, истец просит признать незаконным отказ ответчика по проезду на основании социального билета на маршрут автобусных перевозок, который в ДД.ММ.ГГГГ еще не открыт, и которые, по мнению истца, могут быть открыты в будущем. В судебном заседании установлено обстоятельство, что ответчик не заключил соглашение на перевозку пассажиров по указанному истцом маршруту в ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, раз ответчик не осуществлял в ДД.ММ.ГГГГ. перевозок пассажиров по указанному истцом маршруту, указанный истцом маршрут не открыт, то ответчик не принимал решений об отказе истцу в проезде по социальному билету по вышеуказанному маршруту в ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчик не принимал решений об отказе по проезду истца по социальному билету, в связи с тем, что вышеуказанный маршрут не открыт, то и права истца не нарушены. Требования истца обязать ОАО «Удмуртавтотранс» не препятствовать истцу в проезде по социальному проездному билету по маршруту № сообщением <данные изъяты> следует оставить без удовлетворения в связи с тем, что судом установлено, что перевозка пассажиров по указанному маршруту ответчиком не осуществляется. На основании изложенного иск Матрос Л.А. подлежит удовлетворению частично. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Суд решил Иск Матрос Л. А. удовлетворить частично. Признать незаконным, как нарушающим постановление Правительства Удмуртской Республики от 19. 12. 2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан Удмуртской Республике» отказ ОАО «Удмуртавтотранс» в перевозке Матрос Л. А. по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету, имевшее место до ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении искового требования Матрос Л.А. обязать ОАО «Удмуртавтотранс» не препятствовать Матрос Л. А. в проезде по маршруту № сообщением <данные изъяты> по социальному проездному билету отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Глазовский городской суд. Судья Т.В. Иванова