РЕШЕНИЕ № 2- 272-2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 марта 2011г. г. Глазов Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Рычковой М.Ф., при секретаре Вихаревой Е.Г., с участием процессуального истца прокурора Князева А.В., истицы Поповой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах Поповой М. В. к Администрации муниципального образования «Город Глазов» о включении жилого дома в реестр муниципального имущества, установил: Глазовский межрайонный прокурора в интересах Поповой М.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Глазов» (далее по тексту Администрация <адрес>) о включении жилого дома, расположенного Удмуртская Республика, <адрес>, в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Глазов» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Свои требования Глазовский межрайонный прокурор мотивировал тем, что в результате проверки по факту нарушения жилищных прав Поповой М.В., заключающихся в отказе в принятии её жилого помещения в муниципальную собственности было установлено, что в соответствии с постановлением Главы Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией г. Глазова принято решение о приеме от ОАО «...» жилого дома адресу: <адрес>, в муниципальную собственность. В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, <адрес> и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения отнесены к муниципальной собственности и должны быть переданы в муниципальную собственность городов и районов независимо от того, на чьём балансе они находятся. Из постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», Указа Президента РФ от 243 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» следует, что принятие на баланс объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является обязанностью органов местного самоуправления, также как и заключение договоров с предприятием по содержанию указанных объектов. При этом обязанность по передаче и принятию объектов определена постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995г. № 235 императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства ремонта жилого фонда или предоставление технической документации, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 235 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 14 июля 2006 года № 437 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». Действующее в настоящее время законодательство не предусматривает обязанность органов местного самоуправления принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда. Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006г. № 374 установлен только перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъектов РФ в федеральную собственность, из муниципальной собственность в федеральную собственность или собственность субъекта РФ. Постановлением Главы Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом <адрес> принят в собственность муниципального образования «Город Глазов» от ОАО «Глазовский леспромхоз». Однако реальных мер по принятию указанного жилого дома в собственность муниципалитетом (включение в реестр муниципального имущества) до настоящего времени не предпринято. Таким образом, по мнению прокурора, муниципальное образование «Город Глазов» уклонилось от своевременного принятия в муниципальную собственность и на свой баланс жилого дома <адрес>. В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества возложено на собственника данного имущества. Следовательно, доводы Администрации г. Глазова о том, что жилой дом <адрес>, не включен в реестр муниципальной собственности, так как ОАО «...» не передал технические документы на данное жилое помещение, не могут быть принятии во внимание. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав гражданина, обратившегося к нему с соответствующей просьбой. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах. Непринятие органами местного самоуправления, в частности Администрацией муниципального образования «Город Глазов», мер направленных на принятие жилого помещения, распложенного по адресу <адрес>, в муниципальную собственность, нарушают права Поповой М.В. на признание занимаемого ею жилого помещения непригодным для проживания, и, как следствие, ущемляет её право на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий и получения жилья из муниципального фонда по договору социального найма. С учётом указанных обстоятельств прокурор обратился с данным иском в суд. В судебном заседании прокурор, истица Попова М.В. иск поддержали в полном объеме, подтвердили доводы, изложенные в иске. При этом истица Попова М.В. пояснила, что предприятие ОАО «...» ликвидировано в ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, передать Администрации г. Глазова технических документов на жилой дом по адресу: <адрес>, не представляется возможным. В судебное заседание ответчик Администрация г. Глазова не явился, о времени, месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В судебное заседание третьи лица Кулюшин М.К., Попов А.С., Попов Т.С. не явились, о времени, месте рассмотрения дела были извещены. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика и третьих лиц. Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив и проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Предметом судебного разбирательства является жилой дом по адресу <адрес>. Согласно выписки из домой книги в жилом доме по адресу <адрес> без указания квартир зарегистрированы по месту жительства истица Попова М.В., третьи лица Попов А.С., Попова Т.С., Кулюшин М.К., которые в данном доме проживают и пользуются им. Кроме того, в ходе судебного разбирательства по представленным письменным доказательствам, которые суд в соответствии со ст. 59,60 ГПК РФ признает относимыми и допустимыми доказательствами: - ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление на жилого помещения по адресу <адрес>, на основании постановления Главы Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ истице Поповой М.В. на семью из трёх человек, - информации ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что жилой дом по адресу <адрес> передан в управление ООО «...» в ДД.ММ.ГГГГ, статус жилого дома не определен, - договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией <адрес> – собственником жилого помещения, и ООО «Управляющей компанией» - управляющей организацией, - постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации г. Глазова «О приеме в муниципальную собственность г. Глазова с инженерными сетями и сооружениями от <данные изъяты>», приложения в данном постановлению, - выписки из постановления Главы Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при городской администрации с распределением жилой площади», о предоставлении Поповой М.В., Попову А.С., Поповой Т.С. жилого помещения по адресу <адрес>, - выписки из домой книги по жилому дому по адресу <адрес>, - основной учётной информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что ООО «...» ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что жилой дом по адресу <адрес>, находился на балансе государственного предприятия - «…», затем на балансе ОАО «...»- правопреемника «…». ДД.ММ.ГГГГ ОАО «...» был ликвидирован. В соответствии со ст. 9 Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г. № 4218-1 (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее по тексту Закон № 4218-1) - При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий, учреждений по договору социального найма, в том числе на право бесплатной приватизации жилья (п.п. 3, 4). Указанные положения нашли своё подтверждение и в других нормативных документах: постановлении ВС РФ от 27 декабря 1991года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изм. от 23 мая 1992г., 27 января, 21 июля 1993г.), постановления Верховного Совета УР от 11 марта 1992года № 325- Х11 «О разграничении государственной собственности на территории Удмуртской Республики» (с изм. и доп. от 22 декабря 1993г., 19 марта 1994г.). С учётом выше изложенного, принимая во внимание, что жилой дом по адресу <адрес>, находился в полном хозяйственном ведении государственного предприятия «…» - в полном хозяйственном ведении государственного предприятия, суд в соответствии со ст. 9 Закона № 4218-1 находит, что в период преобразования предприятия: «…» в ОАО «...», жилой дом по адресу <адрес>, в силу закона должен был передан правопреемникам: соответственно ОАО «...», либо передан в ведение органов местного самоуправления (в настоящее время муниципальное образование «Город Глазов») в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилья. В связи с ликвидацией в ДД.ММ.ГГГГ ОАО «...» и отсутствие у него правопреемника, суд также в соответствии со ст. 9 Закона № 4218-1 считает, что жилой дом по адресу <адрес>, должен был передан в ведение органов местного самоуправления (в настоящее время муниципальное образование «Город Глазов») в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилья. Однако как видно из материалов дела: информации Администрации МО «Город Глазов» № от ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома по адресу <адрес>, в реестре муниципальной собственности города Глазова не имеется. Кроме того, в соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, город Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения отнесены к муниципальной собственности и должны быть переданы в муниципальную собственность городов и районов независимо от того, на чьём балансе они находятся. Из постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», Указа Президента РФ от 243 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» следует, что принятие на баланс объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является обязанностью органов местного самоуправления, также как и заключение договоров с предприятием по содержанию указанных объектов. При этом обязанность по передаче и принятию объектов определена постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995г. № 235 императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства ремонта жилого фонда или предоставление технической документации, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Указанные нормативные акты действовали на период вынесения Администрацией г. Глазова постановления № от ДД.ММ.ГГГГ ««О приеме в муниципальную собственность г. Глазова с инженерными сетями и сооружениями от <данные изъяты>». В связи с чем, суд не может принять как законный и обоснованный довод по не включению жилого дома по адресу <адрес>, в реестр муниципальной собственности из-за не передачи ОАО «...» технической документации по данному дому. Постановлением Главы Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> принят в собственность муниципального образования «Город Глазов» от ОАО «...». Однако реальных мер по принятию указанного жилого дома в собственность муниципалитетом (включение в реестр муниципального имущества) до настоящего времени не предпринято. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года к жилищным отношениям до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Из указанной статьи следует, что жилой дом по адресу <адрес>, который принадлежал государственному предприятию («…») и должен быть передан в ведение органов местного самоуправления, утрачивает статус жилого дома, принадлежащего предприятию, в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления о включении жилого дома в реестр муниципальной собственности, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Кроме того, ввиду приобретения жилым домом по адресу <адрес>, статуса муниципального в силу закона, а также с учётом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку Закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным предприятиям, без каких-либо изъятий и ограничений. С учётом всего выше изложенного, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства судом установлено, что жилой дом по адресу <адрес>, имеет статус муниципального в силу закона, суд считает необходимым иск прокурора в интересах Поповой М.В. удовлетворить в полном объеме, и обязать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» включить жилой дом по адресу: <адрес>, в реестр муниципальной собственности города Глазова в течение трех месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Поповой М. В. удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» включить жилой дом, расположенный <адрес>, в реестр муниципальной собственности города Глазова в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР. Судья М.Ф.Рычкова