о назначении досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику



Дело № 2- 2102/2011

Решение

именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года пос. Яр УР

Глазовский районный суд УР в составе председательствующего судьи Сергеевой Т.Ю.,

при секретаре Веретенниковой Н.В.,

с участием истца Дементьева И.И.,

представителя ответчика Суворова В.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьева И. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярском районе УР о признании действия незаконным и о назначении досрочной трудовой пенсии,

Установил:

Истец Дементьев И.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярском районе Удмуртской Республики (далее по тексту УПФ РФ (ГУ) в Ярском районе УР) о признании действия незаконным и о назначении досрочной трудовой пенсии, просил признать незаконным решение комиссии УПФ РФ в Ярском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, просил обязать ответчика включить период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в педагогический стаж, обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ (ГУ) в Ярском районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 23 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием необходимого 25-летнего педагогического стажа. Ответчик не включил в педагогический стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец, со ссылкой на п.п. 1, 4 Положения от 17.12.1959 года № 1397, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, указывает на возможность включения данного периода в педагогический стаж, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, у него имелось. По мнению Дементьева И.И. его педагогический стаж с учетом оспариваемого периода составляет <данные изъяты>, что позволяет назначить пенсию со дня обращения.

В судебном заседании Дементьев И.И. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Суворов В.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что при подсчете педагогический стаж Дементьева И.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, что не дает права для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (<данные изъяты>), требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , на которое ссылается истец, утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ На момент отмены ДД.ММ.ГГГГ указанного Постановления Дементьев И.И. выработал 04 <данные изъяты> педагогического стажа, то есть менее 2/3 педагогического стажа. Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2003 г. № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в которых изложен порядок подсчета специального трудового стажа со дня отмены закона или нормативного акта. По мнению представителя ответчика, требование о возмещении расходов по оплате государственной пошлины не подлежит удовлетворению, поскольку сумма, которую просит истец возместить, не предусмотрена на эти цели в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно справке Отдела военного комиссариата УР <данные изъяты> от от ДД.ММ.ГГГГ Дементьев И.И. служил в рядах РА по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Эти же сведения содержатся на листах военного билета серия на имя Дементьева И.И.

В соответствии со справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом народного образования Администрации МО «Ярский район», Дементьев И.И. работал в муниципальном образовательном учреждении «…» в качестве учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебной (педагогической) нагрузкой в неделю от 14 часов до 18 часов.

Решением УПФ РФ (ГУ) в Ярском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ Дементьевым выработано ДД.ММ.ГГГГ педагогического стажа, что не дает права для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Из материалов гражданского дела, пояснений сторон, установлено, что к ответчику истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на досрочную пенсию.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами РФ.

В период, когда истец служил в армии, в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12 1959 г. № 1397, пунктом 1 которого предусматривалось, что служба в составе ВС СССР засчитывалась в стаж работы учителей и других работников просвещения, который дает право на пенсию за выслугу лет.

Указанное Положение действовало на территории РФ до издания Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения данных правоотношений.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 18-П от 15 июня 1998 г. и правовой позиции, изложенной в Определениях КС РФ от 05.11.2002 № 320-О и от 06.03.2003 г. № 107-О, применение судом Положения от 17.12.1959 г. № 1397, утратившего силу с 01.10.1993 г., но действовавшего в спорный период деятельности истца, является правильным. На основании указанных Постановлений и Определений Конституционного Суда РФ изданы Разъяснения Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 г., согласно которым при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (специальности).

Следовательно, период службы истца в рядах ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как служба протекала в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, согласно которому данная деятельность признавалась педагогической.

Конвертация приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав педагогическим работником закреплена в подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем, отказ ответчика о включении в стаж работы истца по специальности спорного периода (службы в Вооруженных Силах) не основан на правильном применении и толковании норм пенсионного законодательства.

Факт того, что истец проходил службу в рядах ВС СССР по призыву подтверждается ранее названной справкой военного комиссариата и записью в военном билете, при этом данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части включения периода службы в рядах Вооруженных Сил в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и в части признания незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии педагогический стаж истца составил <данные изъяты>, что больше необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа, следует восстановить нарушенное право истца на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность. При этом, условия, предусмотренные п. 4 Положения от 17.12.1959 № 1397 соблюдены.

Доводы ответчика о том, что Дементьев И.И. должен выработать 2/3 требуемого стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату отмены Постановления от ДД.ММ.ГГГГ , суд не принимает во внимание в силу того, что при таком толковании Постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 70, требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», что лишает смысла содержание судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

Таким образом, в период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы по специальности, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы ответчика не основаны на правильном применении и толковании норм пенсионного законодательства, так как на ряду с действующими нормами подлежат применению нормы, утратившие силу, но действовавшие в спорный период.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины так же подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Дементьева И. И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ярском районе УР о признании действия незаконным и о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ярском районе УР об отказе в установлении пенсии Дементьеву И. И. в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Включить Дементьеву И. И. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ярском районе УР назначить Дементьеву Ивану Ивановичу досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить назначенную трудовую пенсию по старости.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ярском районе УР в пользу Дементьева И. И. расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Глазовский районный суд УР.

Судья Т.Ю. Сергеева