о понуждении к оказанию медицинского обслуживания в помещении, отвечающем требованиям санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства РФ



Дело № 2-1624/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Яр УР 19 августа 2011 года

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кирилловой О.В.,

при секретаре Ильиной А. Г.,

с участием помощника прокурора Ярского района УР Сысоева Н.Ю.,

ответчиков - представителя Администрации муниципального образования «Ярский район» Колобковой Н.А., действующей на основании доверенности, представителя муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Ярская центральная районная больница» Багдасарян Г.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ярский район» и муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярская центральная районная больница» об обязании организовать медицинское обслуживание населения в помещении, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства РФ,

у с т а н о в и л :

Прокурор Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ярский район» (далее по тесту Администрация МО «Ярский район») и муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярская центральная районная больница» (далее по тексту МБУЗ «Ярская ЦРБ») об обязании организовать медицинское обслуживание населения в помещении, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства РФ. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в <адрес> функционирует фельдшерско-акушерский пункт, в котором расположены ожидальня, кабинет приема, процедурный кабинет. В нарушение требований СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в процедурной кабинете площадью <данные изъяты> расположено гинекологическое кресло при установленном нормативе не менее 20 метров и отсутствует помещение персонала с раздевалкой

(помещение раздевалки для персонала).

Отделка основных помещений не соответствует установленным требованиям- деревянный пол с истершейся краской, стены покрыты обоями, деревянный потолок, покрытый масляной краской, пол в процедурном кабинете покрыт линолеумом, в месте установки умывальника поверхность стен покрыта обоями.

В нарушение требований п.5.1 – 5.4 вышеуказанных санитарных требований ФАП <адрес> не оборудован централизованной системой водоснабжения и водопровода, воду приносят медицинские работники из водозаборной колонки, стоки из под умывальника выливаются за туалет на землю. Подогрев горячей воды происходит на плите печи. Мытье рук производится жидким мылом без использования кожных антисептиков под умывальником накопительного типа, не предусматривающим подводку горячей воды. Отсутствует отдельная раковина для мытья инструментов.

В нарушение п.9.5 указанных санитарных правил текущий ремонт основных помещений ФАП, а именно ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий не проводится.

В нарушение п.п.9.9-9.12 вышеназванных санитарных правил стирка белья осуществляется в приспособленном помещении, находящимся в аварийном состоянии (потолочная балка имеет надлом, закреплена подпорками), там же осуществляется хранение отходов класса Б (использованных шприцев), отходы хранятся в эмалированной кастрюле, нет сведений о дезинфекции данных отходов, отсутствует помещение для хранения медицинских отходов.

Согласно справке ГУП «...» от ДД.ММ.ГГГГ физический износ здания ФАП <адрес> составляет <данные изъяты> %. Дальнейшая эксплуатация здания представляет опасность для жизни и здоровья посетителей и медицинского персонала.

Кроме того, проверкой установлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности.

Так, в нарушение норм пожарной безопасности-110-03, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ в здании ФАП <адрес> автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей по пожаре отсутствует.

В нарушение п.2.1.21 ПУЭ соединения и разветвления электрических проводов выполнены без сварки, пайки, опрессовки или специальных зажимов.

В нарушение правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не проведен замер сопротивления изоляции электрических приборов и кабелей (не представлены акты).

В нарушение п.7 ППБ-01-03 дымовая труба отопительной печи в чердачном помещении не оштукатурена и не побелена.

Согласно положениям ст. 2 ( не 28 как указано в иске), ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг за счет собственных средств.

В соответствии с п.п. 12, 24 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, осуществление мероприятий по охране их жизни и здоровья.

Согласно статье 125 ГК РФ публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках компетенции, установленной актами о статусе этих органов.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.13 Устава МБУЗ «Ярская ЦРБ» учредителем учреждения является Муниципальное образование «Ярский район». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени МО «Ярский район» осуществляет Администрация МО «Ярский район».

Согласно ст. 120 ГК РФ.

В силу ч.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, ответственность за нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несет МБУЗ «Ярская ЦРБ», а также собственник имущества- Администрация МО «Ярский район».

Наличие указанных нарушений законодательства, выразившихся в невыполнении мероприятий по соблюдению санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности ставит в опасность жизнь и здоровье как пациентов учреждения здравоохранения, медперсонала, так и других лиц, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.

В настоящее время в <адрес> и близ лежащих населенных пунктах, согласно справке, предоставленной Администрацией МО «...», проживает <данные изъяты> человек. Оказание медицинских услуг в помещениях, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности? нарушает конституционное право граждан на качественное оказание медицинских услуг.

Предъявление искового заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы на безопасные условия жизнедеятельности нарушены незаконным бездействием, защитой прав и законных интересов пациентов и персонала ФАПа <адрес>, а также в целях предупреждения наступления негативных последствий такого незаконного бездействия.

Прокурор просит обязать Администрацию МО «Ярский район» и МБУЗ «Ярская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать оказание медицинского обслуживания населению МО «...» Ярского района УР в помещении, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства РФ.

В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор Сысоев Н.Ю. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию МО «Ярский район» и МБУЗ «Ярская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать оказание медицинского обслуживания населению МО «...» Ярского района УР в помещении, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства РФ. В судебном заседание исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил их удовлетворить.

Ответчики - представитель Администрации МО «Ярский район» Колобкова Н.А. и представитель МБУЗ «Ярская ЦРБ» Багдасарян Г.А. исковые требования прокурора района признали в полном объеме, о чём каждый из них представил суду письменное заявление.

В соответствии со ст.ст.39,173 ГПК РФ суд принял признание ответчиками исковых требований прокурора Ярского района УР. Оснований, предусмотренных ч.2 ст.68 ГПК РФ признание ответчиком обстоятельств, на которых прокурор основывает свои требования, освобождает последнего от дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковые требований по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на охрану здоровья, а также необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду закреплены статьей 41 Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 30.03. 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с приведенными выше нормами разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Постановлением от 18.05.2010 года N 58 Главного государственного санитарного врача РФ утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Пунктами 1.1 и 1.2 вышеуказанных Правил установлено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность и предназначены для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 ФЗ РФ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 года, установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормами пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315, установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Нормами пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденные Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

В соответствии с п.2.1.21 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 года соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

Согласно Уставу МБУЗ «Ярская ЦРБ» является юридическим лицом и осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи гражданам, проживающим на территории муниципального образования «Ярский район», поэтому обязано соблюдать требования СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и требований пожарной безопасности в РФ.

Таким образом, судом установлено, что при осуществлении медицинской деятельности в МБУЗ «Ярская ЦРБ» не соблюдаются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противопожарной безопасности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно Уставу МБУЗ «Ярская ЦРБ» учредителем данного муниципального бюджетного учреждения является Администрация муниципального образования «Ярский район».

В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества, которым является Администрация муниципального образования «Ярский район».

В соответствии с п.п. 12, 24 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, осуществление мероприятий по охране их жизни и здоровья.

Поскольку ответчики не предпринимают мер по организации оказания медицинского обслуживания населению МО «...» в помещении, отвечающем требования санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и необходимости возложения на ответчиков обязанности по организации оказания медицинского обслуживания населению МО «...» в помещении, отвечающем требования санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ярский район» и муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярская центральная районная больница» об обязании организовать медицинское обслуживание населения в помещении, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства РФ удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Ярский район» и МБУЗ «Ярская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать оказание медицинского обслуживания населению МО «...» <адрес> УР в помещении, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд УР.

Судья: О.В. Кириллова