РЕШЕНИЕ № 2-1182-2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2011 года г. Глазов Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Рычковой М.Ф., при секретаре Вихаревой Е.Г., с участием процессуального истца прокурора Князева А.В., материального истца Ившина С.Ю., его представителя адвоката по назначению Комарова Р.Н., ответчика Администрации муниципального образования «Глазовский район» представителя Ворончихиной Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах Ившина С. Ю. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» о понуждении к предоставлению жилого помещения, установил: Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ившина С.Ю. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» с иском об обязании Администрацию муниципального образования «Глазовский район» предоставить Ившину С. Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в муниципальном образовании «Глазовский район» на условиях социального найма жилое помещение не менее <данные изъяты>, соответствующей требованиям санитарных и технических норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Ившин С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как мать и отец Ившина С.Ю. умерли до достижении им возраста 18 лет. Ившин С.Ю. воспитывался в ГСУ СО УР «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании решения жилищной комиссии при Администрации МО «Глазовский район» от ДД.ММ.ГГГГ Ившин С.Ю. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На ДД.ММ.ГГГГ у Ившина С.Ю. возникло право на предоставление жилого помещения вне очереди. Ившин С.Ю. нуждается в предоставлении жилого помещения, в настоящее время проживает в МУЗ «...». Таким образом, уже в ДД.ММ.ГГГГ у Ившина С.Ю. возникло права на предоставление жилого помещения вне очереди. До настоящего времени жилое помещение Ившину С.Ю. не предоставлено, в связи этим Глазовская межрайонная прокуратура обратилась в суд в интересах Ившина С.Ю. с данным иском. В судебном заседании процессуальный истец прокурор Князев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование ссылался на доводы, приведенные в исковом заявлении. Указал, что на основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования. В соответствии с решением Глазовской районной Думы от 25 августа 2006 года № 339 «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения на одного человека в целях признания граждан нуждающихся в жилых помещениях и установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в Глазовском районе установлена норма предоставления жилого помещения на одного человека по договору социального найма <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ у Ившина С.Ю. возникло право на получение жилого помещения вне очереди. Ившин С.Ю. нуждается в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение Ившину С.Ю. не предоставлено. В связи с непредставлением жилого помещения Ившину С.Ю. нарушены его жилищные права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствие со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Основанием для обращения прокурора с иском в суд послужило обращение Ившина С.Ю. в прокуратуру с доводами о нарушении его жилищных прав. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просил иск прокурора удовлетворить, обязав Администрацию муниципального образования «Глазовский район» В судебном заседании материальный истец Ившин С.Ю., его представитель адвокат Комаров Р.Н. прокурора поддержали и пояснили, что в настоящее время Ившин С.Ю. проживает в интернате, нуждается в жилом помещении. В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Глазовский район» Ворончихина Т.О. с иском прокурора согласилась в части и пояснила, что жилое помещение Ившину С.Ю. будет предоставлено до ДД.ММ.ГГГГ после проведения аукциона на приобретение жилого помещения детям-сиротам. Так как в ДД.ММ.ГГГГ средства в размере <данные изъяты>, предусмотренные бюджетной росписью уже израсходованы, планируется поступление <данные изъяты> в расчёте на 4 человек, у которых возникло право на внеочередное получение жилого помещения до Ившина С.Ю. В связи с чем, представитель просит отказать в удовлетворении иска прокурора в части установления предоставления жилого помещения Ившину С.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства по делу, суд находит, что иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Ившина С. Ю. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) Ившин С. Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями значатся: отцом – ФИО1, матерью – ФИО2. Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ С учётом изложенного Ившин С.Ю. относится к категории лиц из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения жилищной комиссии при Администрации Глазовского района (протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №) Ившин С.Ю. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии со списком детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма по Глазовскому району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.№) Ившин С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающий по адресу: <адрес>, состоит в очереди под номером №. Как установлено в судебном заседании, истцом Ившиным С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление на имя Главы Администрации Глазовского района о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включении в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Ившин С.Ю. был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно ст.40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Это специальное положение. Такой льготой, в частности, наделены лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если им невозможно вернуть ранее занимаемое жилое помещение. Так, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту ФЗ № 159) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, частью 2 ст. 8 названого ФЗ № 159 установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии со ст. 5 данного ФЗ № 159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, которые будут относиться к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из смысла приведенных норм следует, что дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования, с ними должны заключаться договоры социального найма. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации его рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что родители Ившина С.Ю. умерли в ДД.ММ.ГГГГ до достижении Ившиным С.Ю. 18 лет. Ившин С.Ю. был устроен органом опеки и попечительства в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ившин С.Ю. воспитывался в ГСУ СО УР «...» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно понятийному аппарату, приведенному в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах. Как установлено судом Ившин С.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которого оба родители умерли до достижении им 18 лет. Факт отнесения истца Ившина С.Ю. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается. Кроме того, как установлено из материалов дела, истец Ившин С.Ю. в г. Глазове и Глазовском районе владельцем или нанимателем жилых помещений не значиться. В виду отсутствия жилого помещения истец по его заявлению Администрацией муниципального образования «Глазовский район» был поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Указанные выше обстоятельства и право истца на обеспечение его в установленном порядке жилым помещением по договору социального найма, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стороной ответчика не оспаривались. Как следует из материалов дела, подтверждается пояснениями сторон, истец Ившин С.Ю. в настоящее время включен в список для внеочередного получения жилья и значится под номером № из числа тех, у кого наступило право на получение жилья. Данные сведения за ДД.ММ.ГГГГ направлены Администрацией Глазовского района в Министерство образования и науки УР, о чем свидетельствует представитель ответчика. Таким образом, Ившин С.Ю. в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в размере не менее установленных социальных норм. Что касается размера жилья, подлежащего предоставлению детям-сиротам, необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Глазовской районной Думы от 25 августа 2006 года № 339 «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения на одного человека в целях признания граждан нуждающихся в жилых помещениях и установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в Глазовском районе установлена норма предоставления жилого помещения на одного человека по договору социального найма <данные изъяты>. Учитывая изложенное, оценивая в совокупности все исследованные доказательства суд находит, что требования прокурора по предоставлению истцу Ившину С.Ю. во вне очередном порядке жилого помещения по договору социального найма в виде жилого помещения не менее <данные изъяты> подлежат удовлетворению. Таким образом, принимая во внимание, что истец Ившин С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что отсутствует закрепленная за ним жилая площадь, что окончено им пребывание в государственном детском учреждении, что по настоящее время он не обеспечен жилым помещением, суд согласно ст. 57 ЖК РФ считает необходимым обязать Администрацию МО «Глазовский район» предоставить Ившину С.Ю. жилое помещение по договору социального найма в муниципальном образовании «Глазовский район» в виде жилого помещения не менее <данные изъяты>, соответствующего требованиям санитарных и технических норм. В остальной части требования прокурора, а именно в части определения периода, в течение которого указанное жилье должно быть предоставлено ответчиком истцу (до ДД.ММ.ГГГГ), суд находит не подлежащим удовлетворению, как нарушающим права истца на внеочередное получение жилья. В связи с чем, и доводы представителя ответчика об установлении срока предоставления жилья до ДД.ММ.ГГГГ суд признает несостоятельными. При этом суд исходит из того, что, предусматривая право истца на внеочередное получение жилья, закон не устанавливает какие-либо ограничения по сроку реализации указанного права. В связи с этим законных оснований для удовлетворения требования прокурора в части установления какого-либо срока, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения истца жилым помещением суд не усматривает. Суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на ответчике – Администрации Глазовского района. Именно Администрация Глазовского района на основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, постановления Правительства УР от 24 апреля 2000 г. № 435 «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляет постановку на учет граждан из числа детей-сирот, претендующих на получение жилья и предоставляет им на основании своего решения жилое помещение по договору социального найма, что следует из объяснений сторон и письменных материалов дела. Поэтому в объеме заявленных требований ответственность по настоящему иску должен нести ответчик – Администрация Глазовского района. Кроме того, суд находит несостоятельной ссылку стороны ответчика на предоставление жилья по списку внеочередников. Суд находит необоснованными доводы представителя в указанной части в виду того, что жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий. Такое решение не позволило бы восстановить нарушенное право, способствовало бы установлению очередности предоставления жилых помещений, что противоречит названным выше нормам о внеочередном предоставлении жилья. Кроме того, при таком решении утрачивается всякий смысл принудительной реализации права на жилище. Суд полагает, что обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жильем должна быть исполнена, так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности. Обязанность по обеспечению детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением вне очереди подлежит исполнению со времени постановки на учет в срок, необходимый для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилья, заключения договора социального найма, и не зависит от того, в какой области (крае, республике) проживает гражданин. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Ившина С. Ю. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично. Обязать Администрацию муниципального образования «Глазовский район» предоставить Ившину С. Ю. жилое помещение по договору социального найма в муниципальном образовании «Глазовский район» в виде жилого помещения не менее 18 кв.м., соответствующего требованиям санитарных и технических норм. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртии в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР. Судья М.Ф.Рычкова
предоставить Ившину С.Ю. жилое помещение по договору социального найма в муниципальном образовании «Глазовский район» в виде жилого помещения не менее <данные изъяты>, соответствующего требованиям санитарных и технических норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок считает разумным для обеспечения истца жилым помещением.