о понуждении к предоставлению жилого помещения



РЕШЕНИЕ № 2-1179-2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2011 года г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Рычковой М.Ф.,

при секретаре Вихаревой Е.Г.,

с участием помощника Глазовского межрайонного прокурора Камашевой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах Жуковой А. М. к Администрации муниципального образования «Город Глазов» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Жуковой А.М. к Администрации муниципального образования «Город Глазов» с иском об обязании Администрацию муниципального образования «Город Глазов» предоставить Жуковой А. М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в муниципальном образовании «Город Глазов» на условиях социального найма жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>, соответствующей требованиям санитарных и технических норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Жукова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Так, решением Лузского районного суда Кировской области одинокая мать Жуковой А.М. ФИО1 была лишена родительских прав в отношении дочери.

В ДД.ММ.ГГГГ Жукова А.М. окончила ГОУ НПО «...», далее обучение не продолжала.

На основании постановления Главы Администрации МО «Город Глазов» от ДД.ММ.ГГГГ Жукова А.М. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Жукова А.М. нуждается в предоставлении жилого помещения, в настоящее время снимает жилое помещение по договору аренды. Таким образом, уже в ДД.ММ.ГГГГ у Жуковой А.М. возникло права на предоставление жилого помещения вне очереди. До настоящего времени жилое помещение Жуковой А.М. не предоставлено, в связи этим Глазовская межрайонная прокуратура обратилась в суд в интересах Жуковой А.М. с данным иском.

В судебном заседании процессуальный истец прокурор Камашева Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование ссылалась на доводы, приведенные в исковом заявлении.

Указала, что на основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования.

В соответствии с решением Глазовской Городской Думы от 29 июля 2005 года № 481 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма в городе Глазове» в г. Глазове норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере однокомнатной квартиры, но не менее <данные изъяты> общей площади - на одиноко проживающего гражданина.

В ДД.ММ.ГГГГ у Жуковой А.М. возникло право на получение жилого помещения вне очереди. Жукова А.М. нуждается в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение Жуковой А.М. не предоставлено. В связи с непредставлением жилого помещения Жуковой А. М. нарушены её жилищные права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствие со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Основанием для обращения прокурора с иском в суд послужило обращение Жуковой А.М. в прокуратуру с доводами о нарушении её жилищных прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просила иск прокурора удовлетворить, обязав Администрацию муниципального образования «Город Глазов»
предоставить Жуковой А.М. жилое помещение по договору социального найма в МО «Город Глазов» в виде однокомнатной квартиры площадью не менее <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок считает разумным для обеспечения истца жилым помещением.

В судебное заседание материальный истец Жукова А.М. не явилась. О времени, месте рассмотрения дела была извещена по последнему известному месту жительства.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «Город Глазов» не явился, представил письменное возражение, в котором указал о том. чтобы дело рассмотрели в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие материального истца Жуковой А.М. и ответчика.

В своем письменном возражении Администрации МО «Город Глазов» указала, что исковые требования не признает, что на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании ч.3 ст.4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 06.03.2007 года № 2-РЗ финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

К полномочиям органов местного самоуправления относится ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилой площади (статья 5 Закона УР от 06.03.2007 г. № 2-РЗ). Данные лица учитываются отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Жукова А.М. постановлением Администрации МО «Города Глазова» от ДД.ММ.ГГГГ была включена в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право Жуковой А.М. в постановке на учет на получение жилых помещений нарушено не было.

В соответствии с Законом УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 06.03.2007 года № 2-РЗ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, а именно на основании п.1 ч.1 ст. 18: имеют право получать финансовое обеспечение на осуществление отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Удмуртской Республики и на основании п.3 ч.2 ст. 18 обязаны обеспечивать эффективное, рациональное и целевое использование финансовых средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий.

На основании ч. 2 ст. 19 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 06.03.2007 года № 2-РЗ уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

В соответствии со ст. 20 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 06.03.2007 года № 2-РЗ финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год в виде субвенций.

Органы местного самоуправления для определения размера субвенции представляют в Министерство образования и науки Удмуртской Республики обоснование и расчет финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики представляет в соответствии с бюджетным законодательством в Министерство финансов Удмуртской Республики расчеты и обоснования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий муниципальными образованиями в следующем финансовом году.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относятся: ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; получение финансовых средств из бюджета Удмуртской Республики на приобретение жилых помещений.

Права Жуковой А.М. не нарушены, она поставлена в отдельный список детей-сирот. В данном списке <данные изъяты> человека на ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты> лиц возникло право на получение жилого помещения, жилые помещения предоставляются тем, кто окончил учёбу либо вернулся из мест лишения свободы. Орган местного самоуправления исполняет свои обязательства в пределах выделенных средств, на данный момент выделено <данные изъяты> на приобретение квартир для детей-сирот. В ДД.ММ.ГГГГ будет приобретено <данные изъяты> жилых помещений. Жуковой А.М. будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма по мере поступления денежных средств из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования «<адрес>». При удовлетворении требований Жуковой А.М., находящейся в очереди <данные изъяты>, будут нарушены права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учёт ранее Жуковой А.М.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства по делу, суд находит, что иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Жуковой А. М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии свидетельства о рождении (л.д.) Жукова А. М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями значатся: отцом – ФИО2 (записан со слов матери), матерью – ФИО1.

В соответствии с решением Лузского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Жуковой А.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

С учётом изложенного Жукова А.М. относится к категории лиц из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления Администрации муниципального образования «Город Глазов» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) Жукова А.М. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включен в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со списком детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма по городу Глазову по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) Жукова А. М. ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая по адресу: <адрес>, состоит в очереди под номером .

Согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ в г. Глазове зарегистрированной по месту жительства или по месту пребывания Жукова А. М. не значиться.

В соответствии с информацией Управления по делам опеки, попечительства, семьи и несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ за Жуковой А. М. жилая площадь в границах муниципального образования «Город Глазов» не закреплялась.

Как установлено в судебном заседании, истицей Жуковой А.М. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление на имя Главы Администрации г. Глазова А.М. Богданова (л.д.) о постановке её на учет как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включении в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как видно из возражения ответчика, Администрации г. Глазова в порядке субвенций на указанные цели (обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей) на ДД.ММ.ГГГГ из бюджета Удмуртской Республики выделены денежные средства в размере <данные изъяты>. В связи с этим Администрацией принимаются меры по приобретению в собственность муниципального образования «Город Глазов» квартир посредством проведения аукционов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно списку внеочередников.

Согласно ст.40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Это специальное положение. Такой льготой, в частности, наделены лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если им невозможно вернуть ранее занимаемое жилое помещение.

Так, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту ФЗ № 159) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, частью 2 ст. 8 названого ФЗ № 159 установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии со ст. 5 данного ФЗ № 159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, которые будут относиться к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из смысла приведенных норм следует, что дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования, с ними должны заключаться договоры социального найма.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации его рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что мать Жуковой А.М. лишена в отношении неё родительских прав. Жукова А.М. была устроен органом опеки и попечительства в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жукова А.М. воспитывалась в ГОУ «...», затем обучался в ГОУ НПО «...» до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно понятийному аппарату, приведенному в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах.

Как установлено судом Жукова А.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которой единственный родитель был лишен в отношении неё родительских прав.

Факт отнесения истицы Жуковой А.М. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривался.

Кроме того, как установлено из материалов дела, истица Жукова А.М. в г. Глазове по месту жительства и по месту пребывания не зарегистрирована, фактически проживает на съемных квартирах. То есть Жукова А.М. владельцем или нанимателем жилых помещений в г. Глазове не значиться.

В виду отсутствия жилого помещения истица по её заявлению Администрацией муниципального образования «Город Глазов» была поставлена на учет, как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на основании постановления Главы Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ .

Указанные выше обстоятельства и право истицы на обеспечение её в установленном порядке жилым помещением по договору социального найма, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стороной ответчика не оспаривались.

Как следует из материалов дела, подтверждается пояснениями сторон, истица Жукова А.М. в настоящее время включена в список для внеочередного получения жилья и значится под номером <данные изъяты> из числа тех, у кого наступило право на получение жилья. Данные сведения за ДД.ММ.ГГГГ направлены Администрацией г. Глазова в Министерство образования и науки УР, о чем свидетельствует ответчик в возражении.

Таким образом, Жукова А.М. в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в размере не менее установленных социальных норм.

Что касается размера жилья, подлежащего предоставлению детям-сиротам, необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Городской Думы города Глазова УР от 29 июля 2005 г. № 481 установлена норма предоставления площади жилого помещения в следующем размере:

- однокомнатной квартиры, но не менее <данные изъяты> общей площади на одного проживающего гражданина;

- <данные изъяты> общей площади – на семью из двух человек;

- <данные изъяты> общей площади – на каждого члена семьи – на семью из трех человек и более.

Учитывая изложенное, оценивая в совокупности все исследованные доказательства суд находит, что требования прокурора по предоставлению истице Жуковой А.М. во вне очередном порядке жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

Таким образом, принимая во внимание, что истица Жукова А.М. с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что отсутствует закрепленная за ней жилая площадь, что окончено её пребывание в государственном детском учреждении, что окончено ею обучение, что по настоящее время она не обеспечена жилым помещением, суд согласно ст. 57 ЖК РФ считает необходимым обязать Администрацию г. Глазова предоставить Жуковой А.М. отдельное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> на основании договора социального найма.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Жуковой А.М. к Администрации муниципального образования «Город Глазов» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Жуковой А. М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в муниципальном образовании «Город Глазов» на условиях социального найма жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>, соответствующей требованиям санитарных и технических норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртии в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР.

Судья М.Ф. Рычкова