Решение Дело № 2-1134/2011 Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года г. Глазов Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Машкиной Н. Ф., При секретаре Матушкиной Е. О., Представителей ответчика Войкиной О. В., Вершининой Л. С., Третьих лиц Шкляевой Е. Н., Поздеевой А. И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Микрюкова П. А. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» о признании недействительным постановления Администрации Муниципального образования «Глазовский район», признании незаконным непроведение торгов по продаже права на заключение земельных участков, применении последствий недействительности (расторжении договоров аренды спорных земельных участков), Установил: Истец Микрюков П. А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Глазовский район» о признании недействительным постановления Администрации Муниципального образования «Глазовский район», признании незаконным непроведение торгов по продаже права на заключение земельных участков, применении последствий недействительности (расторжении договоров аренды спорных земельных участков). Свои исковые требования мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Администрация Муниципального образования «Глазовский район» предоставляла земельные участки в аренду для личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> кадастровый № площадью <данные изъяты>; <адрес> кадастровый № площадью <данные изъяты>; <адрес> кадастровый № площадью <данные изъяты>; <адрес> кадастровый № площадью <данные изъяты>, <адрес> кадастровый №. По вышеуказанным земельным участкам он обратился с заявлением о предоставление в аренду. Ответчик представил отказ, что ведутся подготовительные работы по земельным участкам. ДД.ММ.ГГГГ он узнал что вышеуказанные участки переданы в аренду, а сотрудники отказываются представлять сведения об арендаторах. Считает, что Администрация Муниципального образования «Глазовский район» нарушила действующее законодательство РФ, поскольку при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок, предоставление такого участка осуществляется исключительно по результатам торгов, заблаговременно опубликованной в СМИ информации о предоставление земельного участка. Сделки не соответствующие требованиям закона являются ничтожными, поэтому договора заключенные по спорным земельным участкам с правообладателями подлежат расторжению. В связи с чем, просит суд признать незаконным непроведение торгов по предоставлению земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. В судебное заседании истец Микрюков П. А. не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении, уважительности своей не явки суду не предоставил, ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, настаивающих на рассмотрении дела по существу в отсутствие истца, определил дело рассмотреть в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ. В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Войкина О. В. исковые требования не признала, пояснила, что земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен гражданке Шкляевой Е. Н. в аренду на основании поданного заявления. В отношении вышеуказанного земельного участка были проведены межевые работы и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией района было опубликовано сообщение в газете «...» о предоставлении земельного участка. В течение месяца со дня опубликования объявления заявлений от других граждан, в том числе от Микрюкова П.А. не поступало, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией района было принято постановление № о предоставлении вышеуказанного земельного участка на праве аренды Шкляевой Е.Н. по ДД.ММ.ГГГГ. Со Шкляевой Е.Н был заключен договор аренды, который прошел государственную регистрацию. Земельные участки по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес> по состоянию на сегодняшний день не предоставлен гражданам. В отношении данных земельных участков торги не проведены, так как не совершены межевые работы по установлению границ земельных участков. Земельный участок по адресу: <адрес> предоставлен Поздеевой А.И. как члену семьи инвалида в соответствии со ст. 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в первоочередном порядке без проведения торгов. В судебном заседание представитель ответчика Вершинина Л. С. исковые требования не признала, пояснил, что права Микрюкова П. А. Администрацией Глазовского района не нарушены. В судебном заседании третье лицо Поздеева А. И. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что она обратилась с заявлением в администрацию Глазовского района о предоставлении земельного участка, так как ее супруг ФИО1 является инвалидом, ей был предоставлен участок в <адрес>. В судебном заседании третье лицо Шкляева Е. Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что обратилась с заявлением в Администрацию Глазовского района о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства после того, как ознакомилась с сообщением в газете о предоставлении земельного участка в аренду по адресу <адрес>. данный участок был ей предоставлен, в настоящее время она зарегистрировала в регистрационной плате договор аренды. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив, предоставленные доказательства суд приходит к следующему. Принимая во внимание, что истец Микрюков П. А., в судебное заседание не явился, будучи извещенный о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам, предоставленными сторонами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, поскольку истцу в порядке подготовки дела к судебному разбирательству были разъяснены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела и какой стороне их надлежит доказать. Положения ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод, Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Анализируя доводы истца указанные в основании иска и предоставленные им доказательства, суд не усматривает нарушении его прав действиями ответчика. К данным выводам суд приходит исходя из следующего. Предметом спора является оспаривание действий ответчика по непроведению торгов по предоставлению земельных участок о правах на которых заявляет истец. Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Как следует из письменных заявлений Микрюкова П. А., последний обратился в Администрацию Муниципального образования «Глазовский район»: ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду для личного подсобного хозяйства земельного участка из категории земель населенных пунктов по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду для личного подсобного хозяйства земельного участка из категории земель населенных пунктов по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду для личного подсобного хозяйства земельного участка из категории земель населенных пунктов по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду для личного подсобного хозяйства земельного участка из категории земель населенных пунктов по адресу: <адрес>. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно ст. 3 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Статья 4 Федерального закона РФ от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусматривает, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии указанной выше правовой нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9. 10 и 11 настоящего Кодекса. Статьи 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Таким образом, Администрация муниципального образования «Глазовский район», в силу закона обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, в установленном законом порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 названного Кодекса. Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения определен в п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из положения п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации перед принятием решения органа местного самоуправления о проведении торгов, земельный участок должен быть сформирован (установлены границы участка на местности и т.д.). Согласно п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами. Проанализировав в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ предоставленные суду доказательства, с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о соблюдении ответчиком установленной законом процедуры предоставления спорных земельных участков. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела на спорный земельный участок, поданы заявления от заинтересованных лиц: ФИО2 и Микрюкова П. А., что в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30, п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает орган местного самоуправления сформировать данный земельный участок, то есть установить его границы. Согласно Кадастровой выписки о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Глазовского района обратилась в Глазовский районный филиал ГУП «Удмурттехинвентаризация» об уточнении площади (установлении границ) земельного участка. Согласно письменного ответа ГРФ ГУП «Удмурттехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дело по заявке по земельному участку <адрес>, находиться в работе. Таким образом, на момент оспариваемого заявителем бездействия (непроведение торгов) спорный земельный участок не сформирован, у ответчика отсутствовали основания для принятия решения о проведении торгов, поэтому требование заявителя о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непроведении процедуры торгов в отношении спорного земельного участка не подлежат удовлетворению. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела на спорный земельный участок, поданы заявления от заинтересованных лиц: ФИО3 и Микрюкова П. А., что в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30, п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает орган местного самоуправления сформировать данный земельный участок, то есть установить его границы. Согласно Кадастровой выписки о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> обратилась в <адрес> филиал ГУП «Удмурттехинвентаризация» об уточнении площади (установлении границ) земельного участка. Согласно письменного ответа ГРФ ГУП «Удмурттехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дело по заявке по земельному участку <адрес>, находиться в работе. Таким образом, на момент оспариваемого заявителем бездействия (непроведение торгов) спорный земельный участок не сформирован, у ответчика отсутствовали основания для принятия решения о проведении торгов, поэтому требование заявителя о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непроведении процедуры торгов в отношении спорного земельного участка не подлежат удовлетворению. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела на спорный земельный участок, поданы заявления от заинтересованных лиц: ФИО4 и Микрюкова П. А., что в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30, п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает орган местного самоуправления сформировать данный земельный участок, то есть установить его границы. Согласно Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистарции, кадастра и картографии по Удмуртской республики ФГУ «ЗКП» от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> ФИО5 Из пояснений представителей ответчика следует, что в настоящее время границы земельного участка не установлены, указанное обстоятельство подтверждается письменным ответом ГРФ ГУП «Удмурттехинвентаризация», согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дело по заявке по земельному участку <адрес>, находиться в работе. Таким образом, на момент оспариваемого заявителем бездействия (непроведение торгов) спорный земельный участок не сформирован, у ответчика отсутствовали основания для принятия решения о проведении торгов, поэтому требование заявителя о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непроведении процедуры торгов в отношении спорного земельного участка не подлежат удовлетворению. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела на спорный земельный участок, поданы заявления от заинтересованных лиц: Микрюкова П. А. и Поздеевой А. И., как члена семьи инвалида <данные изъяты>. Согласно справки серия № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно. Согласно свидетельству о заключении брака серия №, выданному Парзинским сельским Советом Глазовского района УАССР, ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО1 и ФИО6, после заключения брака жене присвоена фамилия «Поздеева». Согласно справки Администрации муниципального образования «Парзинское» Глазовского района УР от ДД.ММ.ГГГГ за №, Поздеева А. И., зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, совместно с ней на данной жилплощади зарегистрирован ФИО1 Согласно статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как указано было выше содержатся в ст. ст. 29. 30, 34, 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков осуществляется на торгах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Таким образом, с учетом мер социальной защиты инвалидов в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ответчиком обосновано предоставлен спорный земельный участок Поздеевой А. И. Нарушений действующего законодательства суд не усматривает, права истца в указанной части не нарушены. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Как следует из материалов дела на спорный земельный участок, подано заявление от заинтересованного лица Шкляевой Е. Н. Доказательств, подтверждающих об обращении Микрюкова П. А. с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка судом не добыто. Земельный участок предоставлен Шкляевой Е. Н. в соответствии с требованиями действующего законодательства. Принимая во внимание, что согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон и каждая из сторон должна предоставить в суд доказательства в обоснование своих доводов или возражений, оценивая все предоставленные доказательства, суд находит, что истцом не предоставлено доказательств в обоснования своих доводов, также суд не находит нарушения прав истца со стороны ответчика, в связи с чем, суд считает необходимым в исковых требованиях отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В иске Микрюкова П. А. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» о признании недействительным постановления Администрации Муниципального образования «Глазовский район», признании незаконным непроведение торгов по продаже права на заключение земельных участков, применении последствий недействительности (расторжении договоров аренды спорных земельных участков), отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский городской суд Удмуртской Республики. Днем изготовления решения определить ДД.ММ.ГГГГ. Судья Н. Ф. Машкина