Решение Дело № 2-1860/2011 Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года поселок Яр Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Машкиной Н. Ф., при секретаре Куртеевой О. С., с участием заявителя помощника прокурора Ярского района Шутова И. В. Представителя органа, чье бездействие обжалуется – Главы муниципального образования «Ярское» Даниловой Л. А., Представителя заинтересованного лица – ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» Попова К. Г., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ярского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Ярское» при реализации полномочий в сфере дорожной деятельности, установил: Прокурор Ярского района Удмуртской Республики в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Ярское» при реализации полномочий в сфере дорожной деятельности, просит возложить на администрацию муниципального образования «Ярское» обязанность по проведению в срок до ДД.ММ.ГГГГ в нормативное состояние улично-дорожную сеть на участке <адрес>. Указал, что прокуратурой Ярского района Удмуртской Республики при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что <адрес> не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, ГОСТу Р 50597-93, а именно покрытие дорожной части имеет просадки, выбоины затрудняющие движение транспортных средств. Бездействие органов местного самоуправления по ремонту дорожного полотна может грозить ДТП, создает опасность для жизни и здоровья людей, дорожного движения, ремонт дороги вызван необходимостью предупреждения чрезвычайных ситуаций, своевременного оказания скорой медицинской помощи и обеспечения пожарной безопасности в пос. Яр. Согласно Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относиться осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, полномочия органов местного самоуправления в области дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования Согласно Устава МО «Ярское» к вопросам местного значения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако меры по проведению автодороги в нормативное состояние администрацией муниципального образования не принимаются. Полномочия по финансовому обеспечению мероприятий в сфере безопасности дорожного движения не реализуются. В судебном заседании помощник прокурора Ярского района Удмуртской Республики Шутов И. В. на заявленных требованиях настаивал. В судебном заседание глава Администрации муниципального образования «Ярское» с заявлением согласилась частично, пояснила, что невыполнение возложенных обязанностей обусловлено недостаточностью финансирования, отсутствием в бюджете муниципального образования денежных средств. При решении финансового вопроса дорога будет приведена в нормативное состояние. Указанный в заявлении срок считает приемлемым. В судебном заседании представитель ОГИБДД ММО МВД России «Глазвоский» Попов К. Г. заявление поддержал, пояснил, что указанные участок автодороги представляет опасность для движения транспортна и пешеходов, дорога не соответствует требованиям ГОСТа. Неоднократно проводились проверки, выносились предписания по устранению выявленных недостатков. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу положений ст. ст. 254, 258 ГПК РФ предметом судебного исследования по настоящему делу является бездействие Администрации Муниципального образования «Ярское» при реализации полномочий в сфере дорожной деятельности. Данные правоотношения являются длящимися, в связи с чем, к данным требованиям срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, применим быть не может. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. В соответствии с п. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии со статьей 7 Устава Муниципального образования «Ярское» к вопросам местного значения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 № 221 (ГОСТ Р 50597-93). Данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Требования стандарта обязательны и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 50597-93 дороги не должны иметь просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, В судебном заседании установлено, что участок дороги <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, указанное обстоятельство подтверждается исследованными и оцененными судом в порядке статьи 67 ГПК РФ следующими доказательствами: актом специальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием, выданным ОГИБДД ОВД Ярского района УР ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения; актом специальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами. Доказательств обратного в судебном заседании не добыто. Таким образом, в результате бездействия администрации муниципального образования «Ярское» в сфере дорожной деятельности, а именно не приведение дорог в нормативное состояние в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, нарушаются права граждан на обеспечение безопасности дорожного движения. При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дорожной деятельности не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10. 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). С учетом вышеизложенного и установленного, суд находит заявление подлежащим удовлетворению. Поскольку прокурор обратился в суд с данным заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд считает возможным принять решение об обязанности муниципального органа устранить в полном объеме допущенное нарушение. Указанный в заявление срок выполнения возложенной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и приемлемым, при этом суд принимает во внимание, что со стороны муниципального образования в указанной части возражений не поступило. Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд Решил: Заявление прокурора Ярского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Ярское» при реализации полномочий в сфере дорожной деятельности, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Ярское» в сфере дорожной деятельности в части приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети на участке <адрес>. Возложить на администрацию Муниципального образования «Ярское» обязанность по приведению в нормативное состояние улично-дорожную сеть на участке <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики. Днем изготовления решения определить ДД.ММ.ГГГГ. Судья Н. Ф. Машкина