Дело № 2-1360-2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Глазов 03 августа 2011 года Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Лазарчук Л.В., при секретаре Микрюковой О.С., с участием помощника Глазовского межрайонного прокурора Князева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах Князевой В. А. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» о предоставлении жилого помещения, установил: Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Князевой В.А. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» с иском, в котором просил обязать Администрацию муниципального образования «Глазовский район» предоставить Князевой В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в МО «Глазовский район» в виде жилого помещения площадью не менее <данные изъяты>., соответствующего требованиям санитарных и технических норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что Глазовской межрайонной прокуратурой по обращению Князевой В.А. проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, одинокая мать Князевой В.А. – ФИО1 лишена родительских прав на основании решения Глазовского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ. Князева В.А. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии при Администрации Глазовского района (Протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №) Князева В.А. постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно ответу Администрации МО «Глазовский район» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры о предоставлении информации у Князевой В. А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возникло право на предоставление жилого помещения вне очереди. В связи с непредоставлением жилого помещения Князевой В.А. нарушены её жилищные права, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До настоящего времени муниципальное жилое помещение по договору социального найма Князевой В.А. не предоставлено. Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования. В связи с указанными обстоятельствами Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ на основании обращения Князевой В.А. в прокуратуру с доводами о нарушении её жилищных прав. В судебном заседании помощник Глазовского межрайонного прокурора Князев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование ссылался на доводы, приведенные в исковом заявлении. Указал, что на основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования. В соответствии с решением Глазовской районной Думы от 25 августа 2006 года № 339 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма предоставления жилого помещения на одного человека по договору социального найма – <данные изъяты>. Одинокая мать Князевой В.А. – ФИО1 лишена родительских прав. Князева В.А. воспитывалась в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...». С ДД.ММ.ГГГГ Князева В.А. стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. На ДД.ММ.ГГГГ у Князевой В.А. возникло право на получение жилого помещения вне очереди. До настоящего времени жилое помещение Князевой В.А. не предоставлено. Основанием для обращения прокурора с иском в суд послужило обращение Князевой В.А. в прокуратуру с доводами о нарушении ее жилищных прав. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просил иск прокурора удовлетворить, обязать Администрацию муниципального образования «Глазовский район» предоставить Князевой В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью не менее <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок считает разумным для обеспечения истца жилым помещением. В судебное заседание истец Князева В.А., представитель ответчика МО «Глазовский район», представитель третьего лица Министерства образования и науки Удмуртской Республики не явились. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. На предыдущем судебном заседании истица Князева В.А. исковые требования прокурора поддержала, указала, что проживает в <адрес> без регистрации. Квартира принадлежит ФИО2, которые её приютили, денег за проживание не берут. Она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Эта квартира на праве собственности принадлежала бабушке, бабушка умерла, сейчас в доме живут чужие люди. Мать родительских прав лишена, отца не было. Также Князева В.А. пояснила, что в настоящее время не работает, не учится, нуждается в жилом помещении, какого-либо жилого помещения ни по договору найма, ни в собственности не имеет. На предыдущем судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования «Глазовский район» Ворончихина Т.О., суду пояснила, что истица состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении, на сегодняшний день является первой по списку нуждающихся. Ее право на получение жилья ими не оспаривается. Министерством образования и науки УР в суд представлены письменные пояснения, из которых следует, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 51 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение предоставляется вне очереди до договору социального найма органами исполнительной власти однократно детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или иных образовательных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 8.12.2003 г. № 275 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской Республике» такой учет, как правило, осуществляется по месту жительства или по месту работы, если организация, в которой работает соответствующая категория граждан, имеет жилой фонд и ведет жилищное строительство. В рассматриваемых правоотношениях в роли исполнительного органа местного самоуправления выступает Администрация МО «Город Глазов». Именно на нее законом возложена обязанность по регистрации и учету по месту жительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплению за ними жилья и внеочередному предоставлению им жилым помещений. В соответствии со статьей 5 Закона УР от 06.03.2007г. № 2-РЗ, регулирующей порядок учета лиц. имеющих, право на предоставление жилой площади, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей., а также липа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления лицом, имеющим право на внеочередное получение жилой площади. В материалах дела указано, что ДД.ММ.ГГГГ Князева В. А. на основании решения жилищной комиссии при Администрации Глазовского района принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Также указано, что Князева В.А. воспитывалась в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...». Право на получение жилья у истицы возникает после окончания пребывания в государственных или иных образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Финансирование расходов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций, предусмотренных на эти цели Законом Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий финансовый год и учитываются при формировании межбюджетных отношений. Ежегодно указанные средства на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поступают напрямую в муниципальные образования Удмуртской Республики. С учетом изложенного, Министерство полагает, что исковые требования о понуждении к предоставлению жилого помещения необходимо рассмотреть с учетом требований, установленных Законом Удмуртской Республики от 6.03.2007г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и принимать решение в удовлетворении исковых требований, если у муниципального образования имеются средства на выполнение соответствующих полномочий по предоставлению жилья. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства по делу, суд находит, что иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Князевой Вероники Александровны подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно копии свидетельства о рождении (л.д.№) Князева В. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В графе мать указана ФИО1, в графе отец – ФИО3 (указан со слов матери). В соответствии с решением Глазовского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Князевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Князева В.А. являлась воспитанницей МОУ «...» <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выбыла ДД.ММ.ГГГГ на учебу в «…», о чем выдана справка Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Князева В.А. в ДД.ММ.ГГГГ окончила Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...» и получила основное среднее образование, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдан аттестат об основном общем образовании № (л.д. №). Князева В.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Как следует из технического заключения № ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, конструкция здания находится в недопустимом состоянии, имеют большой физический износ, который на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>% (л.д.№) Как следует из справки отдела ЖКХ, транспорта и связи Администрации Глазовского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> состоит в Реестре жилищного фонда МО «Глазовский район» с ДД.ММ.ГГГГ гола, реестровый номер ДД.ММ.ГГГГ, год постройки ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, жилищной комиссии при Администрации Глазовского района принято решение поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Князеву В.А. в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д. №). Князева В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на внеочередное получение жилой площади в Глазовском районе на ДД.ММ.ГГГГ. В списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Князева В.А. значится под №. Согласно ст.40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и его субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Это специальное положение. Такой льготой, в частности, наделены лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если им невозможно вернуть ранее занимаемое жилое помещение. Так, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ Кроме того, частью 2 ст. 8 названого Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, которые будут относиться к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из смысла приведенных норм следует, что дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования, с ними должны заключаться договоры социального найма. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующего учреждение или по месту регистрации его рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что мать Князевой В.А. лишена в отношении неё родительских прав, отец был указан в свидетельстве о рождении ребенка со слов матери. Князева В.А. была утроена органом опеки и попечительства в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До ДД.ММ.ГГГГ. Князева В.А. обучалась в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...». Согласно понятийному аппарату, приведенному в ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к детям-сиротам относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах. Как установлено судом Князева В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать, являющаяся в отношении нее матерью одиночкой, лишена родительских прав. Факт отнесения истицы Князевой В.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривался. Кроме того, как установлено из материалов дела, истица с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована по месту жительства в квартире <адрес>. Указное жилое помещение признано жилищной комиссией непригодным для проживания. Из пояснений истицы, справки МУП «Бюро технической инвентаризации», уведомления Глазовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР установлено, что Князева В.А. владельцем жилых помещений в г. Глазове и Глазовском районе не значится. Указанные выше обстоятельства и право истицы на обеспечение ее в установленном порядке жилым помещением по договору социального найма, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стороной ответчика не оспаривались. Как следует из материалов дела, подтверждается пояснениями сторон, истица в настоящее время включена в список для внеочередного получения жилья, относится к числу тех, у кого наступило право на получение жилья (л.д. №). Таким образом, Князева В.А. в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в размере не менее установленных социальных норм. Что касается размера жилого помещения, подлежащего предоставлению детям-сиротам, необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Глазовской районной Думы от 25 августа 2006 года № 339 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма предоставления жилого помещения на одного человека по договору социального найма – <данные изъяты>. Учитывая изложенное, оценивая в совокупности все исследованные доказательства суд находит, что требования прокурора в части предоставления истцу Князевой В.А. во вне очередном порядке жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> подлежат удовлетворению. Также разумным суд признает срок, определяемый для предоставления жилья ответчиком – до ДД.ММ.ГГГГ, так как установленная процедура предоставления жилья связана, в частности, с оформлением документов, требующим определенного времени. При этом суд также исходит из того, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на ответчике – Администрации <адрес>. Именно Администрация <адрес> на основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, постановления Правительства УР от 24 апреля 2000 г.№435 «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляет постановку на учет граждан из числа детей-сирот, претендующих на получение жилья и предоставляет им на основании своего решения жилое помещение по договору социального найма, что следует из объяснений сторон и письменных материалов дела. Поэтому в объеме заявленных требований ответственность по настоящему иску должен нести ответчик – Администрация <адрес>. Обязанность по обеспечению детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением вне очереди подлежит исполнению со времени постановки на учет в срок, необходимый для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилья, заключения договора социального найма, и не зависит от того, в какой области (крае, республике) проживает гражданин. Таким образом, принимая во внимание, что истица Князева В.А. с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует закрепленная за ней жилая площадь, окончено её пребывание в государственном детском учреждении, до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением, суд согласно ст. 57 ЖК РФ считает необходимым обязать Администрацию г. Глазова предоставить Князевой В.А. жилое помещение площадью не менее <данные изъяты>, соответствующего требованиям санитарных и технических норм, на основании договора социального найма в срок до ДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Князевой В.А. к Администрации муниципального образования «Глазовский район» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Глазовский район» предоставить Князевой В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях социального найма жилое помещение площадью не менее <данные изъяты>, соответствующее требованиям санитарных и технических норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд УР в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд УР. Судья Л.В. Лазарчук
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.