Дело № 2-1235-2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 17 июня 2011 г. г. Глазов Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Бекмансуровой З.М., при секретаре Череневой М.В. с участием помощника Глазовского межрайонного прокурора Князева А.В. истца Максимовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора в интересах Максимовой Н. А. к Администрации муниципального образования «Город Глазов» о предоставлении жилого помещения, установил: Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Максимовой Н.А. к Администрации муниципального образования «Город Глазов», с иском, в котором просил обязать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» предоставить Максимовой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в МО «Город Глазов» в виде однокомнатной квартиры площадью не менее <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что Максимова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. До ДД.ММ.ГГГГ она обучалась ГОУ НПО «...» <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «...» <адрес>.. На основании постановления Главы Администрации МО «Город Глазов» от ДД.ММ.ГГГГ № Максимова Н.А. принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и включен в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Максимова Н.А. нуждается в предоставлении жилого помещения, в настоящее время постоянного места жительства не имеет. До настоящего времени жилое помещение Максимовой Н.А. не предоставлено, в связи этим Глазовская межрайонная прокуратура обратилась в суд в интересах Максимовой Н.А. с данным иском. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование ссылался на доводы, приведенные в исковом заявлении. Основанием для обращения прокурора с иском в суд послужило обращение Максимовой Н.А. в прокуратуру с доводами о нарушении его жилищных прав. Просил иск удовлетворить, обязав Администрацию муниципального образования «Город Глазов» предоставить Максимовой Н.А. жилое помещение по договору социального найма в МО «Город Глазов» в виде однокомнатной квартиры площадью не менее <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок считает разумным для обеспечения истца жилым помещением. В судебном заседании истец Максимова Н.А. исковые требования поддержал, при этом пояснил, что в настоящее время снимает жилье, имеет свою семью. В судебное заседание Администрация муниципального образования «Город Глазов» своего представителя не направила, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В письменном отзыве Администрация г.Глазова иск не признала, указав следующее. На основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании ч.3 ст.4 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 06.03.2007 года № 2-РЗ финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. К полномочиям органов местного самоуправления относится ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилой площади (статья 5 Закона УР от 06.03.2007 г. № 2-РЗ). Данные лица учитываются отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Максимова Н.А.постановлением Администрации МО «Города Глазова» от ДД.ММ.ГГГГ № был включен в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право истца в постановке на учет на получение жилых помещений нарушено не было. В соответствии с Законом УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 06.03.2007 года № 2-РЗ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, а именно на основании п.1 ч.1 ст. 18: имеют право получать финансовое обеспечение на осуществление отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Удмуртской Республики и на основании п.3 ч.2 ст. 18 обязаны обеспечивать эффективное, рациональное и целевое использование финансовых средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий. На основании ч. 2 ст. 19 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 06.03.2007 года № 2-РЗ уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий является Министерство образования и науки Удмуртской Республики. В соответствии со ст. 20 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 06.03.2007 года № 2-РЗ финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год в виде субвенций. Органы местного самоуправления для определения размера субвенции представляют в Министерство образования и науки Удмуртской Республики обоснование и расчет финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году. Министерство образования и науки Удмуртской Республики представляет в соответствии с бюджетным законодательством в Министерство финансов Удмуртской Республики расчеты и обоснования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий муниципальными образованиями в следующем финансовом году. Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относятся: ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; получение финансовых средств из бюджета Удмуртской Республики на приобретение жилых помещений. Права истца не нарушены, он поставлен в отдельный список детей-сирот, в данном списке <данные изъяты> человека, сейчас у <данные изъяты> возникло право на получение жилого помещения. Орган местного самоуправления исполняет свои обязательства в пределах выделенных средств, на данный момент выделено <данные изъяты> на приобретение квартир для детей-сирот. Истец будет обеспечен жильем, когда поступят средства. Обеспечение жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам Удмуртской Республики. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства по делу, суд находит, что иск Глазовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно копии свидетельства о рождении Максимова (до замужества ФИО1) Н. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО2, ФИО3. Из определения Глазовского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного при рассмотрении гражданского дела о заявлению Максимовой Н.А. об установлении юридического факта признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей, следует, что Максимова (до замужества ФИО1) Н. А. в связи с осуждением родителей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась и воспитывалась в «…» и находилась на полном государственном обеспечении. До ДД.ММ.ГГГГ она обучалась ГОУ НПО «...» <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «...» <адрес>. На основании постановления Администрации муниципального образования «Город Глазов» от ДД.ММ.ГГГГ № Максимова Н.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включен в отдельный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со списком детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма по городу Глазову по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Максимова Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> состоит в очереди под номером №. Как видно из представленных документов, Администрации г. Глазова в порядке субвенций на указанные цели (обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей) на ДД.ММ.ГГГГ из бюджета Удмуртской Республики выделены денежные средства в размере <данные изъяты>. В связи с этим Администрацией принимаются меры по приобретению в собственность муниципального образования «Город Глазов» квартир посредством проведения аукционов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно списку внеочередников. Согласно ст.40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Это специальное положение. Такой льготой, в частности, наделены лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если им невозможно вернуть ранее занимаемое жилое помещение. Так, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, частью 2 ст. 8 названого Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, которые будут относиться к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из смысла приведенных норм следует, что дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования, с ними должны заключаться договоры социального найма. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации его рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место рождения находится за пределами территории Российской Федерации. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Максимова Н.А., осталась без попечения родителей, была устроена органом опеки и попечительства в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До ДД.ММ.ГГГГ она обучалась ГОУ НПО «...» <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «ДД.ММ.ГГГГ» <адрес>. Согласно понятийному аппарату, приведенному в ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к детям-сиротам относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах. Как установлено судом Максимова Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факт отнесения истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривался. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в настоящее время Максимова Н.А. места жительства в г.Глазове не имеет, владельцем жилых помещений в г. Глазове не значится. Указанные выше обстоятельства и право истца на обеспечение его в установленном порядке жилым помещением по договору социального найма, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стороной ответчика не оспаривались. Как следует из материалов дела, подтверждается пояснениями сторон, истец в настоящее время включен в список для внеочередного получения жилья и значится под номером № из числа тех, у кого наступило право на получение жилья. Данные сведения за ДД.ММ.ГГГГ направлены Администрацией г.Глазова в Министерство образования и науки УР, о чем свидетельствует письмо Главы Администрации г. Глазова. Таким образом, Максимова Н.А. в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в размере не менее установленных социальных норм. Что касается размера жилья, подлежащего предоставлению детям-сиротам, необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Городской Думы города Глазова УР от 29 июля 2005 г. №481 установлена норма предоставления площади жилого помещения в следующем размере: - однокомнатной квартиры, но не менее <данные изъяты> общей площади на одного проживающего гражданина; - <данные изъяты> общей площади – на семью из двух человек; - <данные изъяты> общей площади – на каждого члена семьи – на семью из трех человек и более. Учитывая изложенное, оценивая в совокупности все исследованные доказательства суд находит, что требования прокурора в части предоставления истцу во вне очередном порядке жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает обоснованным требование прокурора об обязании Администрации г.Глазова предоставить жилое помещение истцу по договору социального найма в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает, что обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жильем должна быть исполнена, так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности. Обязанность по обеспечению детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением вне очереди подлежит исполнению со времени постановки на учет в срок, необходимый для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилья, заключения договора социального найма, и не зависит от того, в какой области (крае, республике) проживает гражданин. Период в течении которого, прокурор просит обязать Администрацию г.Глазова предоставить жилое помещение Максимовой Н.А. суд находит реальным, разумным. Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах Максимовой Н.А. к Администрации муниципального образования «Город Глазов» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» предоставить Максимовой Н. А. на условиях социального найма жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд УР в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР. Судья З.М.Бекмансурова