о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-1226/2011

Решение

Именем Российской Федерации

16 июня 2011г. г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе

председательствующего судьи Ивановой Т. В.,

при секретаре Басовой Е.М.

с участием прокурора Князева А.В.,

истца Долгих С.М.,

представителя ответчика Администрации МО «Глазовский район» Ворончихиной Т.О., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Глазовского межрайонного прокурора, поданного в интересах Долгих С. М., к Администрации МО «Глазовский район» о понуждении к предоставлению жилого помещения,

установил

Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Долгих С.М. о понуждении к предоставлению жилого помещения. В обоснование иска указал на следующее. Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 22. 12. 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законе порядке; к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствие с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Долгих С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 4 Закона УР « О мерах по социальной поддержке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющим право на внеочередное получение жилой площади, жилые помещения предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляется по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение предоставляется этой категории лиц по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом УР о бюджете УР на соответствующий год.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Предоставление жилого помещения указанной категории лиц, является обязанностью муниципального образования.

В соответствии с решением Глазовской районной Думы УР от 25.08.2006г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлена норма предоставления жилого помещения на одного человека по договору социального найма- <данные изъяты>.

Долгих С.М. закончил обучение в ДД.ММ.ГГГГ, более обучение не продолжил. ДД.ММ.ГГГГ Долгих С.М. на основании решения жилищной комиссии при Администрации Глазовского района принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно ответу Администрации МО «Глазовский район» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры у Долгих С.М. по состоянию ДД.ММ.ГГГГ возникло право на предоставление жилого помещения вне очереди. Муниципальное жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось. По сведениям Глазовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Долгих С.М. на недвижимое имущество. В ДД.ММ.ГГГГ у Долгих С.М. возникло право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Долгих С.М. владельцем жилых помещений не является, нуждается в предоставлении жилого помещения, однако оно ему до сих пор не предоставлено.

В связи с не предоставлением жилого помещения Долгих С.М. нарушены его жилищные права, как ребенка оставшегося без попечения родителей, в нарушение требований ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчик до настоящего времени не предоставил истцу жилое помещение.

Глазовский межрайонный прокурор в соответствии ст. 10 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 45 ГПК РФ обращается в суд в защиту социальных прав Долгих С.М.

Глазовский межрайонный прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «Глазовский район» предоставить Долгих С. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в виде жилого помещения площадью не менее <данные изъяты>, соответствующего требованиям санитарных и технических норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор иск поддержал, в обоснование иска указал на те же обстоятельства, что изложены в иске. Истец Долгих С.М. иск прокурора и доводы, изложенные в нем, поддержал. Пояснил, что его родители были лишены родительских прав, когда ему было <данные изъяты>. В настоящее время он проживает в квартире супруги.

Представитель ответчика иск признала частично, не оспаривала обстоятельство, что истец имеет право на внеочередное получение жилой площади в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом УР « О мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Истец поставлен на учет в ДД.ММ.ГГГГ. Для приобретения жилой площади категории лиц, что указаны в вышеуказанных законах, выделяется недостаточно денежных средств, свободной жилой площади у ответчика нет. Кроме того, истец не единственный, у которого возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. В списках числятся лица, которые были поставлены на учет ранее. Во втором полугодии ответчик ожидает поступление денежных средств из республиканского бюджета, и по мере возможности истец будет обеспечен жильем.

Суд выслушал объяснения участников процесса, изучил материалы дела и приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21. 12. 1996г. №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма органами исполнительной власти однократно детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или иных образовательных учреждениях, в том числе, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абз.3 п.1 ст. 8 ФЗ от 21. 12. 1996 №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно конституционно – правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного суда РФ от 05. 02. 2009г. №250 –О-П абз. 2 п.1 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно Закону УР от 06. 03. 2007г. №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст.1, настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти УР мер по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями УР по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.п.1,2 ст.3, 4, 6 Закона УР от 06. 03. 2007г. №2-РЗ, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим законом; детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другое благоустроенное жилое помещение, при наступлении оснований, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, предоставляются вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту; для обеспечения жилой площадью вышеуказанных лиц органы местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения; жилое помещение предоставляется по месту жительства указанной категории лиц, в случае невозможности определения места жительства жилые помещения предоставляются (по их выбору) по месту выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; жилые помещения предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма.

Согласно решению Городской районной Думы УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлена норма предоставления жилого помещения на одного человека по договору социального найма- <данные изъяты>.

Согласно свидетельству Долгих С. М. родился ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО1, отец ФИО2. Как следует из решения Глазовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, лишен родительских прав в отношении сына Долгих С. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно решению Глазовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишения родительских права в отношении сына Долгих С. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно выписке из протокола жилищной комиссии при Администрации Глазовского района от ДД.ММ.ГГГГ Долгих С.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как дом, в котором он зарегистрирован, признан аварийным.

Согласно представленным документам, Долгих С.М. не имеет на праве собственности жилого помещения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, имеет право ( в соответствии с ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона УР « О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке, на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Согласно списку о детях – сиротах, и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на получение жилья на ДД.ММ.ГГГГ в Глазовском районе истец числится под номером .

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Долгих С.М. жилое помещение не предоставлено.

В соответствии ст.57 ЖК РФ, реализация права Долгих С.М. на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников, так как п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на иной порядок предоставления жилья, очередность лиц равной категории.

Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую – либо очередь, жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Следовательно, при указанных обстоятельствах, иск Глазовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

Суд решил

Иск Глазовского межрайонного прокурора, поданного в интересах Долгих С. М., удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Глазовский район» предоставить Долгих С. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма на территории МО «Глазовский район» в виде жилого помещения площадью не менее <данные изъяты>, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Глазовский городской суд.

Судья Иванова Т. В.