о признании наследником принявшим наследство, о признании права собственности



Решение Дело № 2-1135//2011

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Машкиной Н. Ф.,

При секретаре Куртеевой О. С.,

С участием истца Третьяковой Ж.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Третьяковой Ж. А. к Штиной Л. И. о признании наследником фактически принявшим наследство, о признании права собственности в порядке наследования,

Установил:

Третьякова Ж.А. обратилась в суд с иском к Штиной Л.И. о признании наследника фактически принявшим наследство, о признании права собственности в порядке наследования.

Свои исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ договором купли-продажи Штина Л.И. и ФИО1 приобрели в общую долевую собственность квартиру по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, после его смерти открылось наследство в виде 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>. Единственный наследником по завещанию является она, так как при жизни ФИО1 ставил завещание на квартиру в ее пользу. Кроме того, наследником первой очереди по закону является его супруга Штина Л.И., которая в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, однако ей было отказано в его выдаче, так как не было представлено доказательств фактического принятия наследства, кроме того, в связи с тем, что супруга наследодателя Штина Л.И. так же подала заявление о принятии наследства и пропустила сроки для отказа об обязательной доли. Она фактически приняла наследство, так как в течение месяца после открытия наследства вселилась в квартиру, принадлежащую наследодателю, стала в ней проживать, пользоваться принадлежавшими ФИО1 вещами, а именно цветным телевизором «...», 3-х створчатым шкафом, взяла себе фотоаппарат «...». Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась в квартире по адресу: <адрес>, оплачивает расходы на содержание квартиры, охраняет наследственное имущество и пользуется им. В связи с чем, просит: включить в наследственную массу, после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; признать Третьякову Ж. А., наследником по завещанию принявшей наследство, после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать право собственности за Третьяковой Ж. А. на 1/2 доли в квартире <адрес>.

В судебном заседании истец Третьякова Ж.А. исковое заявление и доводы изложенные в нем подержала, дополнительно пояснила, что после смерти наследодателя оплачивает платежи за жилищно-коммунальные услуги, пользуется вещами, которые находятся в квартире.

В судебное заседании ответчик Штина Л.И. не явилась, была извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представила в суд письменное заявление, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме. Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил дело рассмотреть в отсутствие ответчика Штиной Л.И.

Выслушав истца, изучив материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему, что факты, изложенные в исковом заявлении нашли свое подтверждение.

Согласно свидетельства о смерти серия , выданному Управлением ЗАГС Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в соответствии со ст. 1114 ГК РФ открылось наследство после смерти ФИО1.

Согласно копиям материалам наследственного дела , предоставленного нотариусом <данные изъяты> ФИО2, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав в отношении умершего, с заявлением о принятии наследства умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратились ДД.ММ.ГГГГ дети ФИО3, ФИО4, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о принятии наследства женой наследодателя Штиной Л. И., ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о принятии наследства по завещанию от Третьяковой Ж. А., с пропуском срока.

Постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ Третьяковой Ж.А. в выдаче свидетельства отказано по причине пропуска срока на принятие наследства.

Из справки поквартирной карточки МУП ЖКУ МО «…» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на момент смерти ФИО1 проживал и был зарегистрирован постоянно по день смерти по адресу: <адрес>, вместе с ним по день смерти проживала и была зарегистрирована: жена Штина Л. И..

Согласно свидетельства о заключении брака серия , выданному <данные изъяты> городским отделом ЗАГС <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Штина Л. И. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись , после заключения брака у жены оставлена фамилия – Штина.

Согласно завещания, удостоверенного нотариусом <данные изъяты> ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по реестру (не отмененного и не измененного), ФИО1 на случай своей смерти завещал принадлежащую ему на праве общей долевой собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Третьяковой Ж. А..

Таким образом, Третьякова Ж.А. в соответствии с п. 1 ст. 1121 ГК РФ является наследником по завещанию на вышеуказанное имущество умершего.

В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В судебном заседании из поквартирной карточки, установлено, что Третьякова Ж. А. в течении шести месяцев со дня смерти наследодателя вселилась в квартиру по адресу: <адрес>, оплачивает расходы на содержание квартиры, что подтверждается счетами-квитанциями за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за жилищно-коммунальные услуги охраняет наследственное имущество и пользуется им.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2003 года № 22-ВОЗ-5 обращено внимание, что пользование наследником личными вещами наследодателя говорит о фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежащее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.

Суд находит, что истцом предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что ею после смерти ФИО1 принято наследство, а именно она пользуется имуществом принадлежащим ФИО1, несет расходы по его содержанию, что свидетельствует о том, что она не отказалась от наследства, а выразила волю приобрести его, то есть фактически вступила во владение наследственным имуществом в течение шести месяцев после смерти наследодателя.

На основании письменных доказательств по делу: свидетельства о государственной регистрации права серия , договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что ФИО1 при жизни владел на праве долевой собственности 1/2 долей в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Статья 1110 ГК РФ предусматривает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства. В состав наследства согласно ст. 1112 ГК РФ входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам.

Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Принимая во внимание, что после смерти ФИО1 открылось наследство в виде 1/2 доли квартиры, суд считает необходимым включить указанное имущество в состав наследственной массы, наследуемой по завещанию и с учетом, наличия завещания признать за истцом в порядке наследования по завещанию право собственности на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

При этом суд учитывает и то обстоятельство, что свидетельство о праве на наследство по завещанию на спорное имущество после смерти умершего ФИО1 не выдано, в связи с чем оснований для применения положений абз. 2 п. 1 ст. 1155 ГК РФ не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Третьяковой Ж. А. к Штиной Л. И. о признании наследника фактически принявшим наследство, о признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить.

Признать Третьякову Ж. А. принявшей наследство после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Включить в наследственную массу после смерти ФИО1 1/2 долю в общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Признать за Третьяковой Ж. А. права собственности в порядке наследования по завещанию на 1/2 доли в общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Право собственности на объект недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский городской суд Удмуртской Республики.

Судья Н. Ф. Машкина