о признании права собственности в порядке наследования



Дело № 2-1539/2011

Решение

Именем Российской Федерации

г. Глазов 22 августа 2011

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сергеевой Т.Ю.,

при секретаре Ворончихиной А.Ю.,

с участием истца Невоструевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Невоструевой Л. А. к Администрации МО «Глазовский район», Киселевой Н. А. о признании права собственности в порядке наследования,

Установил:

Истец Невоструева Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Глазовский район», Киселевой Н. А., просила признать, что она (Невоструева Л.А.) приняла наследство по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ; включить в наследственную массу после смерти ФИО1 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, признать за ней право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ Свои требования Невоструева Л.А. мотивировала тем, что ФИО1, ее отец, умер ДД.ММ.ГГГГ При жизни ему принадлежал на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. После смерти ФИО1 наследниками первой очереди являются она (истец) и ее сестра Киселева Н.А. Они обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства за пределами установленного срока. Постановлением о приостановлении совершения нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство отказала. Киселева отказалась от наследства, о чем направила заявление нотариусу. Она (истец) считает, что приняла наследство после смерти отца, т.к. в течение ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ обрабатывала указанный земельный участок, садила на нем картошку и другие овощные культуры, собирала урожай, приезжая на похороны отца, а так же на 9 и 40 поминальные дни забрала себе часть его личных вещей – фотографии, книги, в ДД.ММ.ГГГГ сделала косметический ремонт в доме, где проживал отец. Ее мать Матвеева И.Т. и ее отец на день смерти в браке не состояли.

В судебном заседании истец Невоструева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в иске, суду пояснила, что она в установленный законом шестимесячный срок после смерти отца фактически приняла наследство, а именно в ДД.ММ.ГГГГ занималась посадками, зимой ДД.ММ.ГГГГ чистила снег, помогала маме.

В судебное заседание представитель ответчика Администрация МО «Глазовский район» не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку возражений по иску не имеет, процессуальной заинтересованности в исходе дела не видит.

В судебное заседание ответчик Киселева Н.А. не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что возражений по иску не имеет. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Матвеева И.Т. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ. В предыдущем судебном заседании Матвеева И.Т. суду пояснила, что исковые требования Невоструевой законны и обоснованы, возражений по иску у нее не имеется. Истица действительно фактически приняла наследство после смерти своего отца ФИО1, а именно забрала себе принадлежащие умершему личные вещи, фотографии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ обрабатывала спорный земельный участок, выращивала на нем овощи, платила налоги. Она в зарегистрированном браке с умершим не состояла, но проживала с ним по день его смерти. Но именно он является биологическим отцом ее детей. На момент рождения дочерей Киселевой Н. А. и Невоструевой Л. А. (ответчика и истца по делу) состояла в браке с другим мужчиной. Отцовство ФИО1 в отношении дочери Киселева Н. А. не было установлено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела и предоставленные доказательства, суд установил следующее.

Согласно свидетельству о смерти серия , выданному <данные изъяты> районным отделом ЗАГС <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 5 Федерального закона «О введение в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» № 147-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Таким образом, в соответствии со ст. 528 ГК РСФСР 30.11.2001 г. открылось наследство после смерти ФИО1

Согласно свидетельству о рождении серия , выданному <данные изъяты> сельским Советом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, Невоструева Л. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан ФИО1, в графе «мать» - ФИО2.

Согласно свидетельству об установлении отцовства серия , выданному <данные изъяты> сельским Советом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан отцом Невоструевой Л. А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, о чем произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о рождении серия , выданному <данные изъяты> сельским Советом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан ФИО1, в графе «мать» - ФИО2.

Согласно извещению об отсутствии записи акта гражданского состояния от ДД.ММ.ГГГГ в архиве отдела АЗГС Администрации <данные изъяты> запись акта об установлении отцовства ФИО3 отсутствует.

Согласно справке о заключении брака , выданной Отделом ЗАГС Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, имеется запись акта о заключении брака ФИО4 и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака присвоены фамилии мужу – ФИО4, жене – ФИО5.

Согласно свидетельству о расторжении брака серии , выданному <данные изъяты> городским ЗАГС <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Глазовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак между ФИО4 и ФИО5, о чем произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о заключении брака серии , выданному Отделом ЗАГС Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО6 и ФИО5, о чем составлена запись акта от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака присвоены фамилии мужу – ФИО6, жене – Киселева.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Киселева Н.А. и Невоструева Л.А. являются родными сестрами по матери. Несмотря на то, что в свидетельствах о рождении в графе отец у обоих указан ФИО1, отцовство в отношении Киселевой Н.А. не установлено.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 суду показала, что ФИО1 является отцом Невоструевой Л.А. Последняя участвовала в похоронах отца, приезжала на поминки. Зимой ДД.ММ.ГГГГ убирала снег, носила воду, весной ДД.ММ.ГГГГ копала огород.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО8 суду показала, что ФИО1, Матвеева И.Т. и их дети проживали совместно. Невоструева Л.А. участвовала в похоронах отца, часто приезжала, делала всю необходимую работу, зимой ДД.ММ.ГГГГ числила снег, весной ДД.ММ.ГГГГ сажала картошку.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ нотариуса Глазовского района Удмуртской Республики ФИО9, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав в отношении умершего ФИО1, поступили следующие заявления: ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Н.А. о том, что претендует на наследство; ДД.ММ.ГГГГ Невоструевой Л.А. о том, что претендует на наследство; ДД.ММ.ГГГГ Матвеевой И.Т. о том, что в браке с умершим не состояла, ничего из имущество умершего ей не нужно. Киселевой Н. А. и Невоструевой Л.А. выданы Постановления. Других документов в деле не имеется.

В соответствии с постановлением о приостановлении совершения нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ нотариуса Глазовского района УР ФИО9 постановлено приостановить Невоструевой Л.А. выдачу свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, до восстановления срока для принятия наследства или до подтверждения факта принятия наследства по закону и (или) по завещанию.

Согласно заявлению от отказе от наследства на имя нотариуса Глазовского района УР, удостоверенному нотариусом нотариального округа «Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» ФИО10, Киселева Н.А. сообщила, что ею пропущен установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства после смерти ее отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в наследство после его смерти она не вступила, на него, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, не претендует. В суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока и разделе наследственного имущество обращаться не намерена.

Из справки <данные изъяты> сельской Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 постоянно по день смерти проживал по адресу: <адрес>. На момент смерти с ним проживали жена Матвеева И.Т., мать ФИО11

В соответствии со ст. 527 ГК РСФСР наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. В силу ст. 528 ГК РСФСР временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.

Согласно ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

В силу ст. 546 ГПК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно ст. 546 ГК РСФСР принятое наследство признавалось принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Таким образом, по смыслу наследственного законодательства ДД.ММ.ГГГГ наследник, фактически вступивший во владение наследственным имуществом в течение шести месяцев со дня открытия наследства, считался принявшим наследство, при этом принятое наследство признавалось принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

В соответствии со ст. 532 ГК РФ после смерти ФИО1 наследниками первой очереди являлись его дочь Невоструева Л.А. и его мать ФИО11, поскольку в браке он не состоял на день смерти, его отец ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти выдано Отделом ЗАГС Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно свидетельству о смерти серия , выданному Отделом ЗАГС Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Из пояснений лиц, участвующих в деле, после ее смерти наследство никто не принимал.

Факт родственных отношений между наследодателем ФИО1 и наследником Невоструевой Л.А. в судебном заседании нашел свое подтверждение. Учитывая, что ФИО11 умерла, к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 не обращалась, других наследников первой очереди и фактически принявших наследство, кроме истца, судом не установлено.

В судебном заседании из искового заявления, пояснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей ФИО7, ФИО8, в отношении которых суд не усматривает заинтересованности в исходе дела, установлено, что Невоструева Л.А. после смерти своего отца ФИО1 фактически приняла наследство.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2003 года № 22-ВОЗ-5 обращено внимание, что пользование наследником личными вещами наследодателя говорит о фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежащее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.

Суд находит, что истцом Невоструевой Л.А. предоставлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что она после смерти своего отца ФИО1 приняла наследство, а именно после его смерти забрала себе личные вещи умершего, занималась возделыванием земельного участка, что свидетельствует о том, что наследник не отказывалась от наследства, а выражала волю приобрести его, то есть Невоструева Л.А. фактически вступила во владение наследственным имуществом в течение шести месяцев после смерти наследодателя ФИО1

В силу ст. 4 ГПК РСФСР, ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами три и четыре ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам.

Статья 1110 ГК РФ предусматривает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства. В состав наследства согласно ст. 1112 ГК РФ входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

На основании письменных доказательств по делу: государственного акта о предоставлении <данные изъяты> гектаров земель, в т.ч. в собственность <данные изъяты> гектаров, для ведения личного подсобного хозяйства ФИО1 на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ исполкома <данные изъяты> сельского совета, кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что ФИО1 при жизни на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, который является наследственным имуществом после его смерти.

Следовательно, в судебном заседании установлено, что Невоструева Л.А. фактически приняла наследство - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок входит в состав наследства умершего ФИО1

Завещание, составленное ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5, оформлено с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 540, 541 ГПК РФ, в связи с чем не может быть принято судом во внимание. При этом суд учитывает и то, что свидетельства о праве на наследство на спорное имущество после смерти ФИО1 не выданы, от ответчика Киселевой Н.А. не поступило возражений по иску, напротив она указала в письменном заявлении на имя суда, что исковое заявление Невоструевой Л.А. не оспаривает, в ДД.ММ.ГГГГ подала заявление нотариусу об отказе от наследства, указав, что на «наследство, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, не претендует. В суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока и разделе наследственного имущество обращаться не намерена».

На основании вышеизложенного, исковые требования Невоструевой Л.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Невоструевой Л. А. к Администрации МО «Глазовский район», Киселевой Н. А. о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.

Признать Невоструеву Л. А. принявшей наследство после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Включить в наследственную массу после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>.

Признать за Невоструевой Л. А. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.Ю. Сергеева