о возложении обязанности по оборудованию школы-интерната физкультурно-спортивной зоной и ограждением по периметру



Дело № 2-312/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Глазов 16 февраля 2012 г.

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Лазарчук Л.В.,

при секретаре Микрюковой О.С.,

с участием ст.помощника Глазовского межрайонного прокурора Князева А.В., представителя ответчика МКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Глазова УР» директора Феофилактовой Н.Н., представителей ответчика Администрации муниципального образования «Город Глазов» Бурковой Е.В., Максимовой Т.Ю., действующих по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора к Администрации муниципального образования «Город Глазов» и к муниципальному казенному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Глазова УР» об оборудовании ограждения и физкультурно-спортивной зоны, выделении финансовых средств,

установил:

Глазовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту прокурор) обратился в суд с иском о возложении обязанности на муниципальное казённое образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Глазова УР» (далее по тексту – Школа-интернат) оборудовать территорию земельного участка образовательного учреждения ограждением по всему периметру и физкультурно-спортивной зоной в срок до ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Город Глазов» (далее по тексту Администрация г. Глазова) обеспечить финансирование Школы-интерната, достаточное для оборудования территории земельного участка образовательного учреждения ограждением по всему периметру и физкультурно-спортивной зоной в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свой иск прокурор мотивировал тем, что прокуратурой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно то, что территория Школы-интерната не ограждена забором по периметру здания, что создает опасность заезда транспортных средств и их парковку на территории школы. Обязанность по установке забора предусмотрена СанПин 2.4.2.1178-02. Отсутствие физкультурно-спортивной зоны в Школе-интернате не только является грубым нарушением санитарных норм и правил, но и ущемляет право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полноценное физическое развитие.

С целью устранения указанных недостатков прокуратурой начальнику Управления образования Администрации г. Глазова вносилось представление об устранении нарушений закона, которое не рассмотрено. Одновременно направлен запрос с целью выяснения причин отсутствия ограждений образовательных учреждений. Из поступившего ответа причиной неустранения нарушений указано отсутствие достаточного финансирования деятельности образовательного учреждения. Для установки ограждения необходимо дополнительное финансирование Администрацией г. Глазова. Школа-интернат является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета. Поскольку установка ограждения требует дополнительных денежных средств, обязанность по проведению мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, лежит на учредителе – Управлении образования Администрации г.Глазова, которое является структурным подразделением Администрации г. Глазова. В связи с изложенным, прокурор считал, что на Администрацию г. Глазова необходимо возложить обязанность по обеспечению достаточного финансирования на указанные цели. Отсутствие ограждения школы сказывается на обеспечении безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, создает предпосылки проведения террористических актов, чем нарушаются права несовершеннолетних учащихся школы, а также лиц, которые могут оказаться на территории учреждения. Обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и в первую очередь несовершеннолетних детей, обучающихся в данном образовательном учреждении.

В обоснование исковых требований прокурор ссылался на ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст.32, 39, 51 Закона РФ «Об образовании», ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, в обоснование ссылался на доводы, приведенные в иске.

Представитель ответчика муниципального казённого образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Глазова УР» директор Феофилактова Н.Н. иск признала, пояснила, что собственных денежных средств на цели возведения ограждения школа не имеет. Представитель Школы-интернат неоднократно обращался в Администрацию г. Глазова по вопросу установки забора и по оборудования спортивной площадки, однако, в ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на эти цели не выделялись. Силами Школы-интерната было возведено ограждение, со стороны кафе, но его постоянно спиливают. На сегодняшний день возможно определить периметр школы, но средств на возведение забора у школы-интерната нет.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Глазов» Буркова Е.В. иск признала. Пояснила, что ни субвенции, ни субсидии на выполнение социальных программ в бюджет г. Глазова не поступали. Собственных денежных средств на выполнение программ в Администрации г. Глазова не имеется. Бюджет города дефицитный. Просила увеличить срок выполнения требований Глазовского межрайонного прокурора.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Глазов» Максимова Т.Ю. иск признала. Суду пояснила, что бюджет муниципального образования дотационный, бюджет на ДД.ММ.ГГГГ уже сформирован и утвержден. На оборудование школ в бюджете выделяются незначительные суммы, недостаточные для установки ограждений.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с требованиями пункта 3.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 (СанПИН 2.4.2.2821-10), территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.

Санитарными Правилами (СП) 2.4.990-002, содержащим Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 ноября 2000 года), установлено, что детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение (п. 2.1.1).

В соответствии с п. 2.1.5 данных Санитарных Правил На земельном участке интернатных учреждений подлежит выделению наряду с иными зонами физкультурно-спортивная зона.

При этом в соответствии с требованиями п. 2.1.10 Санитарных Правил 2.4.990-002 физкультурно-спортивная зона для детей школьного возраста включает должна включать:

- площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола, тенниса);

- специализированную площадку (для гимнастики или занятий другого профиля);

- комбинированное поле для футбола, ручного мяча;

- два сектора для прыжков в высоту и длину;

- площадки для мини-футбола, хоккея, мини-волейбола, мини-тенниса, городков, лапты;

- бассейн (по возможности).

В судебном заседании из объяснений участников процесса и Устава муниципального казённого общеобразовательного учреждения Школа-интернат установлено, что муниципальное казённое общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Глазова УР» является юридическим лицом – бюджетным учреждением. Его учредителем является Управление образования Администрации г. Глазова. Местонахождение Школы-интерната: <адрес>.

Деятельность Школы-интерната осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», действующим законодательством РФ, нормативными правовыми актами УР, органов местного самоуправления города Глазова, решениями учредителя и Уставом Школы-интерната. Полномочия собственника имущества Школы-интерната осуществляет Администрация города Глазова, в лице Управления имущественных отношений. Собственник закрепляет за Школой-интернатом объекты права собственности. Объекты собственности, закрепленные собственником за Школой-интернатом, находятся в её оперативном управлении с момента передачи имущества. Земельные участки закрепляются за Школой-интернатом в порядке, установленном законодательством РФ. Деятельность Школы-интерната финансируется в соответствии с законодательством РФ. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы-интерната являются бюджетные и внебюджетные средства:

- имущество, переданное Школе-интернату собственником или уполномоченным им органом;

- средства бюджета муниципального образования «Город Глазов»;

- благотворительные средства, полученные от частных лиц, шефствующих предприятий и учреждений.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Школа-интернат из категории земель населенных пунктов предоставлен участок с кадастровым (предыдущий ), площадью <данные изъяты> (л.д.).

Из объяснений лиц, участвующих в деле, представления прокурора (л.д.), письма Главы Администрации г. Глазова (л.д.) следует, что территория общеобразовательного учреждения - муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Школа-интернат не ограждена забором и не имеет физкультурно-спортивной зоны.

Таким образом, в нарушение санитарно-эпидемиологических требований территория муниципального казенного общеобразовательного учреждения Школа-интернат не имеет ограждения и не имеет физкультурно-спортивной зоны.

Прокурор обоснованно, в соответствии с полномочиями, определенными ст.1, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящими требованиями, поскольку нарушение образовательным учреждением требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц, как обучающихся, работников учреждения, так и посетителей учреждения.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание все установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части обязания ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения Школа-интернат г. Глазова в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию земельного участка образовательного учреждения ограждением по всему периметру оборудовать образовательное учреждение физкультурно-спортивной зоной, включающей площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола, тенниса), специализированную площадку (для гимнастики или занятий другого профиля), комбинированное поле для футбола, ручного мяча, два сектора для прыжков в высоту и длину, площадки для мини – футбола, мини – волейбола, мини – тенниса, городков, лапты. При этом указанный срок для исполнения данной обязанности, определенный истцом, суд находит разумным.

Кроме того, суд находит обоснованным и законным, подлежащим удовлетворению требование прокурора к ответчику Администрации муниципального образования «Город Глазов» о возложении на ответчика обязанности по обеспечению финансирования Школы-интерната достаточного для оборудования территории земельного участка образовательного учреждения ограждением по всему периметру и физкультурно-спортивной зоной до ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Школа-интернат является казенным учреждением, основой финансирования которого в соответствии Уставом учреждения (п. 7.2), являются средства бюджета муниципального образования «Город Глазов».

Пояснения представителей ответчиков подтверждают доводы прокурора о том, что Школа-интерант не имеет достаточных собственных средств для обустройства ограждения территории учреждения и для оборудования физкультурно-спортивной зоной, то есть для исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Городская целевая программа «Комплексная безопасность образовательного учреждения на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. ), в пункте 2.1.5 предусматривает в рамках программы ограждение территории участка школы забором за счет средств бюджета г. Глазова.

В соответствии с учредительным договором, заключенным между Администрацией г. Глазова (Учредитель) и Школой-интернатом (Учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ, Учредитель утверждает смету расходов Учреждения, контролирует сметные расчеты и целевое расходование Учреждением денежных средств.

В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

Из выше приведенных норм законодательства, и установленных судом при рассмотрении дела обстоятельств, суд находит, что прокурор обоснованно требует возложить обязанность финансирования Школы -интерната по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на собственника имущества учреждения Администрацию муниципального образования «Город Глазов».

При этом суд не усматривает законных оснований для изменения требуемых прокурором сроков финансирования и возведения ограждения, физкультурно-спортивной зоны, то есть для удовлетворения доводов ответчиков по увеличению срока, указанного в иске, поскольку такие сроки законодательством, санитарно-эпидемиологическими нормативами не предусмотрены. Требования закона сводятся к обязательному наличию ограждения территории общеобразовательных учреждений и физкультурно-спортивной зоны. Сроки исполнения заявленных требований, указанных истцом, суд находит разумными, исходя из того, что требуется время для выделения Школе–интернату необходимых денежных средств и выполнения работ по обустройству ограждения по периметру территории Школы-интерната и обустройству физкультурно-спортивной зоны на ее территории.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Глазовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Глазовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Глазова Удмуртской Республики» и Администрации муниципального образования «Город Глазов» об оборудовании ограждения и физкультурно-спортивной зоны, выделении финансовых средств удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Глазова Удмуртской Республики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию земельного участка образовательного учреждения ограждением высотой не менее 1,6 метра по всему периметру.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Глазова Удмуртской Республики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать образовательное учреждение физкультурно-спортивной зоной, включающей площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола, тенниса), специализированную площадку (для гимнастики или занятий другого профиля), комбинированное поле для футбола, ручного мяча, два сектора для прыжков в высоту и длину, площадки для мини – футбола, мини – волейбола, мини – тенниса, городков, лапты.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» обеспечить финансирование муниципального казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Глазова Удмуртской Республики», достаточное для оборудования территории земельного участка образовательного учреждения ограждением высотой не менее <данные изъяты> по всему периметру и физкультурно-спортивной зоной в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Глазовский районный суд УР.

Судья Л.В. Лазарчук