Дело № 2-534-2012 именем Российской Федерации г.Глазов 01 марта 2012 года Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Лазарчук Л.В., при секретаре Микрюковой О.С., с участием помощника Глазовского межрайонного прокурора Петровой Л.С., заявителя Чепкасова В.Г., его представителя Едигарева А.Б., представителя Территориальной избирательной комиссии г. Глазова Оверко Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чепкасова В. Г. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии, установил: заявитель Чепкасов В.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ №, привлечь к административной ответственности должностное лицо – главного редактора газеты «...» ФИО1 по ст. 5.5 КоАП РФ. Свои требования заявитель мотивировал тем, что постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ №, полученным его представителем ДД.ММ.ГГГГ, было отказано в удовлетворении требования по его заявлению о нарушении законодательства Российской Федерации о выборах. С решением Территориальной избирательной комиссии г. Глазова не согласен по следующим основаниям: членами Территориальной избирательной комиссии г.Глазова при рассмотрении заявления неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного разрешения заявления. Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, Заявитель полагал, что в нарушение положений ст. 47, 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» В связи с изложенным на основании ст. 259, 260, 261 ГПК РФ заявитель обратился в суд с данным заявлением. Требование заявителя о привлечении к административной ответственности должностного лица – главного редактора газеты «...» ФИО1 по ст. 5.5 КоАП РФ выделено судом для рассмотрения в отдельном производстве со стадии принятия заявления. Определением суда заявителю отказано в принятии к рассмотрению данного требования по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. В судебном заседании заявитель Чепкасов В.Г. заявленные требования поддержал, в обоснование ссылался на доводы, приведенные в заявлении. Представитель заявителя Едигарев А.Б. суду пояснил, что с заявлением Чепкасова В.Г. согласен, поддержал доводы, приведенные заявителем. Полагал, что в период избирательной компании опубликование результатов опроса является попыткой сформировать облик кандидата, поэтому Территориальная избирательная комиссия г. Глазова должна отслеживать такие публикации, гарантировать соблюдение выборного законодательства. Считал, что Территориальная избирательная комиссия г.Глазова в данном случае допустила бездействие, не приняла меры по пресечению имевшего место нарушения выборного законодательства и привлечению виновных к ответственности. Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г. Глазова Оверко Н.Д. против заявленных требований возражала, считала, что решение Территориальной избирательной комиссией принято в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года N19-ФЗ. Данные опроса общественного мнения, приведенные в статье, – это слова телеведущего ФИО2 в программе «...» со ссылкой на данные, приведенные ВЦИОМ, и не являются опубликованием общественного мнения. Полагала, что в данном случае ст. 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» не нарушена. Просила заявителю в удовлетворении заявления отказать. Выслушав пояснения участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя необоснованные и удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, должностного лица нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах, его избирательных прав (ч. 1 ст. 260 ГПК РФ). Согласно постановлению Света Федерации Федерального собрания РФ от 25 ноября 2011 г. N 442-СФ на 4 марта 2012 г. назначены выборы Президента Российской Федерации. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. Статус, порядок формирования и полномочия территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике, правовые, организационные и финансовые основы их деятельности, а также положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов Удмуртской Республики определяются Законом Удмуртской Республики «О территориальных избирательных комиссиях в Удмуртской Республике». Как установлено судом, на территории г. Глазова сформирована и действует Территориальная избирательная комиссия г. Глазова. В соответствии со ст. 7 названного Закона Удмуртской Республики территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Удмуртской Республики, организующими на соответствующей территории подготовку и проведение выборов, референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом. Территориальные избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов и законов Удмуртской Республики, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Решения территориальных избирательных комиссий, противоречащие федеральным законам и законам Удмуртской Республики либо принятые с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума или судом. Аналогичная норма также содержится в п. 7 ст. 12 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании, в номере № газеты «...» от ДД.ММ.ГГГГ на странице № в рубрике «...» размещен информационный материал под названием «...». В нем содержатся фрагмент беседы ведущего программы «...» ФИО2 с ФИО3. В данном опубликованном материале приведен следующий текст: «<данные изъяты>». Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением (л.д. №) в Территориальную избирательную комиссию г. Глазова обратился избиратель Чепкасов В.Г., в котором он указал, что с ДД.ММ.ГГГГ в г.Глазове распространяется газета «Красное знамя» по<адрес>, в котором опубликованы результаты опроса общественного мнения с нарушением требований Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». В связи с этим заявитель просил принять меры по прекращению дальнейшего нарушения федерального избирательного законодательства и привлечь виновных в его нарушении – редакцию газеты «Красное знамя» к ответственности. Данное заявление было рассмотрено Территориальной избирательной комиссией г. Глазова, о чем вынесено ДД.ММ.ГГГГ соответствующее постановление № (л.д. №). Согласно данному постановлению Территориальная избирательная комиссия г. Глазова постановила признать, что указание в статье под названием «...», опубликованной в газете «...» № от ДД.ММ.ГГГГ, данных ВЦИОМ, которые были озвучены ведущим программы «...» ФИО2, не является опубликованием результатов опроса общественного мнения. В обоснование данного вывода в названном постановлении указано, что, по мнению Территориальной избирательной комиссии города Глазова, данные ВЦИОМ, размещенные в рассматриваемом материале «...», опубликованном на странице № в газете «...» № от ДД.ММ.ГГГГ, являются цитированием данных ВЦИОМ, размешенных в информационно-телекоммуникационных сетях (телевизионной программе «...» с ФИО2), и опубликование материала «...» не нарушает требований статьи 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Таким, образом, в судебном заседании установлено, что в периодическом печатном издании - газете «...» (свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №) на странице № номера № от ДД.ММ.ГГГГ в период проведения избирательной компании размещен печатный материал, содержащий цитирование ведущим телепрограммы данных по опросу общественного мнения ВЦИОМ, связанных с выборами Президента РФ. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, является разновидностью информирования избирателей. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) их, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которой при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). Из анализа указанных норм следует, что опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, отнесено законом к информированию избирателей. Поэтому оно должно проводиться на основании принципов объективности, достоверности, не должно нарушать равенство кандидатов, политических партий (пункт 2 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Указанные в статье требования к порядку опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, должны применяться при любом опубликовании (обнародовании), то есть при размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами. По смыслу данной нормы, содержащейся в статье 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», отсутствие любых из перечисленных в статье сведений является нарушением порядка опубликования опросов общественного мнения, в том числе и при цитировании результатов опроса общественного мнения, размещенных в иных средствах массовой информации. Данный вывод суда согласуется с постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 18 декабря 2007 г. N 77/618-5 «О разъяснениях установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами», согласно которому требования пункта 2 статьи 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должны соблюдаться редакциями средств массовой информации, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других средств массовой информации и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных статьей 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". В случае цитирования в средствах массовой информации результатов опросов, размещенных в других средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых согласно пункту 2 статьи 46 Федерального закона данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах (п. 2 Разъяснений). Как следует из содержания опубликованного материала, в нем не приведены необходимые сведения относительно результатов опроса общественного мнения, предусмотренные п. 2 ст. 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Таким образом, информационный материал, размещенный на странице № в номере № газеты «...» от ДД.ММ.ГГГГ под названием «...», не соответствует требованиям п. 2 ст. 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». При указанных обстоятельствах суд полагает, что решение Территориальной избирательной комиссией г. Глазова по заявлению Чепкасова В.Г. принято в пределах ее компетенции, однако, суд находит ошибочным довод представителя Территориальной избирательной комиссии г. Глазова о том, что несоблюдение требований п. 2 ст. 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и п. 2 ст. 46 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при цитировании данных опроса общественного мнения ВЦИОМ, не является опубликованием результатов такого опроса и не влечет нарушение выборного законодательства. Учитывая изложенное, суд находит заявление Чепкасова В.Г. обоснованным и подлежащим удовлетворению. В связи с этим суд считает необходимым признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О заявлении Чепкасова В.Г.». Руководствуясь ст. 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд решил: заявление Чепкасова В. Г. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ №.1 «О заявлении Чепкасова В.Г.». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Глазовский районный суд УР. Судья Л.В. Лазарчук
РЕШЕНИЕ
способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, как указал заявитель, является разновидностью информирования избирателей. В соответствии с п. 2 ст. 47 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) их, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
редактор газеты «...» ФИО1 опубликовала результаты опроса в номере № газеты от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 5.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность представителей СМИ за нарушение правил информирования избирателей (пункты 2 и 5 статьи 55, статья 46 Федерального закона «Об основных гарантиях граждан...»). Считал, что своими действиями редактор газеты «...» ФИО1 совершила административное правонарушение по вышеуказанной статье КоАП РФ.