Исковое заявление о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело 2-1523-2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Глазов

Глазовский городской суд УР в составе:

Председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.

При секретаре Жуйковой Н.Г.

С участием представителя истца Вариной О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарапата В.А., Тарапата Т.Г. к Федеральному Управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Министерству обороны Российской о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

Установил:

Тарапата В.А., Тарапата Т.Г. обратись в суд с исковым заявлением к Федеральному Управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее по тексту ТУ Росимущество в УР) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Свои требования мотивировали тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Тарапата В.А. проходил службу в воинской части №, расположенной в <адрес>. первоначально с семьей проживали в воинской части. В ДД.ММ.ГГГГ Тарапата В.А. с учетом членов его семьи, супруги и дочери Квартирно-эксплутационной частью № была предоставлена квартира, расположенная по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ Тарапата В.А. был переведен в воинскую часть №, с ДД.ММ.ГГГГ служил в воинской части №, с ДД.ММ.ГГГГ - в воинской части №, с ДД.ММ.ГГГГ – в воинской части №. В период службы Тарапата В.А., он и члены его семьи пользовались жилым помещением предоставленным ... расположенным в <адрес>, другого жилья ему не предоставляли. На предоставленную квартиру ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКУ с Тарапата В.А. заключили договор найма жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к договору социального найма. В настоящее время Тарапата В.А. уволен с военной службы по выслуге лет. Истцы намерены воспользоваться правом приватизации предоставленного жилого помещения, в связи с чем обратись в суд с настоящим иском, которым просят признать за ними право общей долевой собственности по ? доле за каждым в квартире №, расположенной в <адрес> в порядке приватизации.

В судебное заседание истцы Тарапата В.А., Тарапата Т.Г. не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, доверили представлять свои интересы представителю Вариной О.В.

В судебном заседании представитель истца Варина О.В. исковое заявление поддержала. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Тарапата В.А. по месту службы выдели жилье – квартиру, расположенную в <адрес> с учетом членов его семьи. Данную квартиру Тарапата В.А. занимает до настоящего времени, добросовестно исполняет все обязанности по ее содержанию, другого жилья не имеет. Квартиру намерены приватизировать на Тарапата В.А. и супругу Тарапата Т.Г. Их дочь ФИО2 от участия в приватизации спорной квартиры отказалась.

В судебное заседание третье лицо ФИО2 не явилась, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела. Направила суду заявление в котором выразила согласие с заявленными требованиями, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебное заседание ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике своего представителя не направил, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Направил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ даты вступления вышеуказанного постановления полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений являющихся имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет Министерство обороны РФ. Спорной жилое помещение находится на балансе ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ», подведомственного Министерству обороны РФ, решение о приватизации уполномочено принимать Министерство обороны РФ. Указывают на отсутствие обращения истца в ТУ Росимущество по УР для разрешения вопроса о приватизации квартиры в досудебном порядке, в связи с чем действий нарушающих прав истца ими не производилось. Полагают, что являются ненадлежащими ответчиками. Просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

В порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство обороны РФ.

В судебное заседание ответчик Министерство обороны РФ своего представителя не направил, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, отзыв на исковое заявление не направил.

В судебное заседание третье лицо Федеральное государственное квартирно-эксплутационное учреждение «Сарапульская квартирно-эксплутационная часть района» (далее по тексту ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района») своего представителя не направил, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Направил суду письменный отзыв в котором не оспаривал право истца Тарапата В.А. на получение постоянного жилого помещения в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих». Указывают на то, что КЭЧ не наделена полномочиями самостоятельного приобретения и распоряжения федеральным имуществом. Приобретение жилых помещений для военнослужащих Ижевского территориального гарнизона и их отчуждение (передача военнослужащим в собственность) осуществляется на основании распоряжений и приказов, поступающих от Министерства обороны, Главного квартирно-эксплутационного управления, Приволжско-Урального военного округа. Приобретаемые КЭЧ объекты недвижимости и закрепляемые за ней на праве оперативного управления, являются собственностью Российской Федерации. Безвозмездная передача в собственность спорного жилого помещения возможна только при наличии разрешения собственника объекта недвижимости – Российской Федерации или лица (органа) уполномоченного действовать от имени собственника. ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» правомочием на передачу в собственность граждан объектов федеральной собственности не обладает. Вместе с тем. Указывают на то, что требования истцов могут быть удовлетворены только при соблюдении требований законодателя, закрепленных ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно по предоставлении документов подтверждающих право истцов на приватизацию жилого помещения и отсутствие в собственности или факта незаконного удержания или отчуждения ранее полученного от Министерства обороны жилья.

Заслушав представителя истца, изучив представленные суду документы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьей 2 которого всем гражданам Российской Федерации, без какого-либо исключения по профессии, по социальному положению или иным признакам, было дано важное социальное право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, которые они ранее получили от государства для проживания.

При анализе норм Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует учесть то, что по своей юридической природе они являются общими нормами.

Для военнослужащих основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты, в том числе реализации ими права на жилище, установлены в Законе Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 «О статусе военнослужащих».

Так, абз. 1 п. 1 ст. 15 указанного Закона была введена важная гарантия: "Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение...».

Пунктом 10 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).

Пунктом 1 статьи 17 этого Закона, для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей была установлена правовая гарантия: «Военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей наравне с другими гражданами Российской Федерации государство гарантирует получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации», в том числе и при приватизации полученных от государства жилищ.

Нормой, закрепленной в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, государство предоставило особое право на получение от Министерства обороны Российской Федерации жилища непосредственно в собственность не обязательно по месту прохождения ими службы, а в избранном после увольнения месте постоянного жительства: «Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации».

Из анализа данной нормы следует что, законодатель конкретно указал, что военнослужащие должны получать в собственность только те жилища, которые находятся в федеральной собственности, и только через тот федеральный орган исполнительной власти, в подведомственных которому структурах военнослужащий проходил военную службу (в нашем случае - через Министерство обороны Российской Федерации).

Таким образом, законом возложена на Министерство обороны Российской Федерации конкретную обязанность предоставлять определенным категориям увольняемых военнослужащих в собственность те жилые помещения, которые Министерство обороны Российской Федерации построило или закупило в избранном ими месте жительства.

Из анализа вышеприведенных статей Закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим и членам их семей дано специальное право на приватизацию того жилого помещения, которое было ими получено во время военной службы от Министерства обороны Российской Федерации, по достижении общей выслуги военной службы 20 лет и более после их увольнения с военной службы, в избранном постоянном месте жительства.

Предметом спора является двухкомнатная <адрес>, расположенная в кирпичном с наличием всех видов благоустройства применимо к ....

По распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике № 291-р от 15 июля 2005 года квартира в жилом доме, расположенная по адресу: <адрес> является федеральным имуществом, находящимся на балансе государственного учреждения «Сарапульская квартирно-эксплутационная часть района» и закрепленная на праве оперативного управления.

Согласно справке, выданной Глазовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» владельцем квартиры, расположенной по адресу <адрес> является квартирно-эксплутационная часть № на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №).

Тарапата В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, согласно военного билета являлся военнослужащим. (л.д. №)

В период службы Тарапата В.А. была выделена квартира № расположенная в <адрес> (двухкомнатная квартира жилой площадью 29,2 кв.м.).

Данная квартира была предоставлена истцу по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №)

ДД.ММ.ГГГГ с Тарапата В.А. было заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по которому определен состав семьи нанимателя. Совместно с нанимателем Тарапата В.А. в <адрес> вселены члены его семьи: супруга -Тарапата Т.Г., дочь - ФИО2 (л.д. №)

Из поквартирной карточки усматривается что ДД.ММ.ГГГГ в квартиру №, расположенной в <адрес> вселились Тарапата В.А., Тарапата Т.Г.-супруга, ФИО1 - дочь и проживают до настоящего времени. (л.д. №)

ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» в своем отзыве ссылаясь на справку № от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что выслуга лет Тарапата В.А. на воинских должностях составляет 22 года 6 месяцев. (л.д. №)

Из представленного суду письменного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации указывает на допустимость оформления в собственность жилого помещения в порядке приватизации при наличии согласия собственника (Министерства обороны Российской Федерации), договора социального найма, паспорта с отметкой о регистрации, подтверждении статуса военнослужащего, сведения о количестве лет выслуги, сведения об отнесении жилого помещения в специализированному жилому фонду.

Кроме того, из представленной суду переписки между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» усматривается, что возражений осуществить приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не имеется.

По данным Глазовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Тарапата В.А., Тарапата Т.Г., ФИО1 правом бесплатной приватизации не воспользовались. (л.д. №)

Таким образом, суд находит установленным, что в ДД.ММ.ГГГГ Тарапата В.А. в период военной службы по договору социального найма была предоставлена <адрес>, являющаяся ведомственным жилищным фондом Министерства обороны РФ, переданная в оперативное управление ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района». Тарапата В.А. уволен с военной службы по достижении общей выслуги более 20 лет. Истец проживает в предоставленной ему квартире по настоящее время, избрав в качестве постоянного места проживания. Тарапата В.А. и члены его семьи правом бесплатной приватизации не использовали.

Таким образом, фактически сложившиеся между сторонами отношения по пользованию жилым помещением - вселение истцов в спорное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями, проживание в спорном жилом помещении, свидетельствуют в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» о наличии у них права на приобретение спорного жилого помещения в собственность, что свидетельствует о признании за ними права на приватизацию жилого помещения – <адрес>.

С учетом представленных суду доказательств, признанными относимыми и допустимыми в соответствии со ст. 59, 60 ГПК РФ суд находит законными право истца на безвозмездную передачу в собственность квартиры расположенной в <адрес>, принадлежащей на праве оперативного управления ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района».

В силу ст. 244 ГК РФ имущество может находится в общей собственности с определением долей каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). По соглашению участников общей совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

Тарапата В.А. и члены его семьи достигли соглашение о порядке приватизации предоставленной им квартиры. ФИО2 (до замужества ФИО1) отказалась от права приватизации указанной квартиры, что подтверждено представленным ею заявлением (л.д. №)

Принимая во внимание требование истцов суд считает возможным определить Тарапата В.А., Тарапата Т.Г. каждому на праве общей долевой собственности по 1/2 доле в <адрес>.

Учитывая вышеизложенное и установленное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

Р е ш и л:

Иск Тарапата В.А., Тарапата Т.Г. удовлетворить.

Признать за Тарапата В.А., Тарапата Т.Г. право общей долевой собственности на <адрес> по 1/2 доли каждому в порядке приватизации.

Прекратить право федеральной собственности на квартиру расположенную в <адрес>, закрепленную на праве оперативного управления за государственным учреждением «Сарапульская квартирно-эксплутационная часть района».

Решением является обязательным для регистрирующих органов регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Решение может быть обжалованной в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР.

Судья З.М. Бекмансурова