РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Глазов
Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н. с участием истца Васильевой В.Ю., представителя истца Вариной О.В., представителя ответчика Администрации Глазовского района Ворончихиной Т.О., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Вихаревой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой В.Ю. к Васильеву А.Ю., Васильеву К.Ю., Васильевой Т.З., Администрации Глазовского района Удмуртской Республики, СПК «Парзинский», Администрации МО «Парзинское» о признании наследником, фактически принявшим наследство, включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Васильева В.Ю. обратилась в суд с иском к Васильеву А.Ю., Васильеву К.Ю., Васильевой Т.З. о признании наследником, фактически принявшим наследство, включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования. Исковые требования истцом обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, которой при жизни на праве собственности на основании договора на передачу квартиры в собственность работнику кооператива от ДД.ММ.ГГГГ принадлежала комната по адресу: <адрес>, ком. 1. После смерти ФИО1 наследство фактически принял ее единственный сын ФИО2, который после смерти матери проживал в комнате до своей смерти, оплачивал необходимые коммунальные платежи. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 Наследниками первой очереди после его смерти являются дети Васильева В.Ю., Васильев К.Ю. и Васильев А.Ю., однако в установленный законом срок никто из наследников не написал заявление о принятии наследства, считая, что наследство фактически приняла Васильева В.Ю., которая несет все расходы, связанные с обслуживанием комнаты, следит за ее сохранностью и исправным состоянием. При обращении Васильевой В.Ю. к нотариусу за получением свидетельства на наследство, в выдаче данного свидетельства ей было отказано.
Истец Васильева В.Ю. просит включить в наследственную массу после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, комнату по адресу: <адрес>, ком.1; признать ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследником, фактически принявшим наследство после смерти матери ФИО1; признать, что при жизни ФИО2 принадлежала на праве собственности комната по адресу: <адрес>, ком.1; признать Васильеву В.Ю., наследником, фактически принявшим наследство после смерти ФИО2; признать за Васильевой В.Ю. право собственности на комнату по адресу: <адрес>, ком.1, в порядке наследования после смерти отца ФИО2
В ходе рассмотрения дела истцом были дополнены исковые требования, помимо заявленных требований дополнительно просит признать, что умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 при жизни принадлежала на праве собственности комната №1 в <адрес>.
Судом в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечены в качестве соответчиков Администрация Глазовского района УР, СПК «Парзинский», Администрация МО «Парзинское».
В судебном заседании истец Васильева В.Ю. исковые требования поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, дополнительно пояснила, что при жизни ФИО1 как работнику колхоза «Парзинский» была передана в собственность комната по адресу: <адрес>, ком.1. В данной комнате совместно с ФИО1 на момент ее смерти проживал ее сын ФИО2, который в комнате зарегистрирован не был. После смерти бабушки ФИО1 ФИО2 к нотариусу не обращался, наследство принял фактически, так как продолжал проживать в комнате. После смерти отца она, истец, стала пользоваться комнатой. В настоящее время необходимо оформить наследственные права на указанное имущество.
Представитель истца Варина О.В. в судебном заседании исковые требования Васильевой В.Ю. поддержала, дополнительно пояснила, что умершая ФИО1 работала в совхозе «Парзинский», в связи с чем ей как работнику совхоза передали в собственность комнату по адресу: <адрес>, ком.1. Так как договор передачи комнаты в собственность был зарегистрирован в сельсовете, ФИО1 не придала значение, что данный договор необходимо еще где-то регистрировать. После смерти ФИО1 в наследство вступил ее сын ФИО2
Представитель ответчика Администрации Глазовского района УР Ворончихина Т.О. в судебном заседании исковые требования Васильевой В.Ю. не признала, пояснила, что <адрес> был передан в собственность муниципального образования «Глазовский район», комната 1 <адрес> включена в Реестр жилищного фонда муниципального образования «Глазовский район» постановлением Главы Администрации МО «Глазовский район» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики Васильев А.Ю., Васильев К.Ю., Васильева Т.З. в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, указав в заявлении, что исковые требования Васильевой В.Ю. признают.
Представитель ответчика Администрации МО «Парзинское» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно поступившему заявлению ответчик возражений по иску Васильевой В.Ю. не имеет, спорный объект недвижимости в реестре объектов собственности МО «Парзинское» не значится.
Представитель ответчика СПК «Парзинский», в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела, копия искового заявления Васильевой В.Ю. ответчиком получена, возражения на иск не поступили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, изучив представленные доказательства, находит исковые требования Васильевой В.Ю. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно договору на передачу квартиры (дома) П.С.Х.К «Парзинский» в собственность работнику кооператива производственный сельхозкооператив «Парзинский» передал работнику кооператива ФИО1 безвозмездно в собственность комнату, жилой площадью 17, 5 кв.м, по адресу: <адрес>. Гражданин приобретает право собственности на квартиру (дом) с момента регистрации договора в исполкоме Парзинского сельского Совета. В случае смерти гражданина все права и обязанности по настоящему договору переходят к его наследникам в соответствии с действующим законодательством. Данный договор зарегистрирован в исполкоме Парзинского сельского Совета. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке, выданной СПК «Парзинский» ДД.ММ.ГГГГ, квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, на балансе СПК «Парзинский» не состоит, так как передана в собственность ФИО1 на основании договора на передачу квартиры (дома) ПСХК «Парзинский», который зарегистрирован в Парзинском сельском Совете от ДД.ММ.ГГГГ, вх. номер 90.
В соответствии с кадастровым паспортом помещения комната №1, площадью 17, 2 кв.м, расположена в трехкомнатной <адрес>.
Согласно сообщению МУП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ по данным правовой регистрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости «помещения», расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированным по праву собственности не значится. На техническом учете в МУП Бюро технической инвентаризации не состоит.
Согласно ст. 218 п. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Исходя из представленных доказательств в соответствии со ст. 218 п. 2 ГК РФ следует, что ФИО1 в результате заключения договора на передачу квартиры (дома) П.С.Х.К «Парзинский» в собственность работнику кооператива при жизни приобрела в собственность комнату №1 по адресу: <адрес>.
Доводы представителя ответчика о том, что спорная комната включена в реестр жилищного фонда муниципального образования «Глазовский район», в связи с чем не могут быть удовлетворены требования Васильевой В.Ю., судом не принимаются, так как наличие документов, представленных ответчиком в подтверждение передачи объектов жилищного фонда в муниципальную собственность, в частности жилого <адрес>, не является достаточным свидетельством передачи в муниципальную собственность комнаты №1, расположенной в <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти №, выданному Парзинской сельской Администрацией Глазовского района Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие части третьей ГК РФ» часть третья ГК РФ применяется к гражданским правоотношения, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей ГК, раздел «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В соответствии со ст.ст. 527-530 ГК РФ (в редакции 1964 г., действовавшей до 01 марта 2002 года), ст. ст.1110-1116 ГК РФ после смерти ФИО1 открылось наследство. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день смерти вещи и иное имущество.
Таким образом, после смерти ФИО1 открылось наследство, в том числе в виде комнаты № 1, расположенной по адресу: <адрес>. Следовательно, данное недвижимое имущество подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО1
Наследником первой очереди после смерти ФИО1 являлся ее сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается свидетельством о рождении №, выданного Отогуртским сельским Советом Глазовского района ДД.ММ.ГГГГ. Иных наследников в судебном заседании не установлено.
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР признавалось, что наследник принял наследство, когда он фактически в течение 6 месяцев со дня открытия наследства вступил во владение наследственным имуществом.
Согласно сообщению нотариуса после смерти ФИО1 наследственное дело не заводилось.
Из пояснений истца, свидетеля ФИО3 установлено, что ФИО2 фактически принял наследство после смерти своей матери, а именно после смерти наследодателя проживал в принадлежащей на праве собственности наследодателю комнате №1 по адресу: <адрес>.
Так, свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что с ФИО1 проживала в одном доме по адресу: <адрес>. ФИО1 занимала одну комнату в трехкомнатной квартире № данного дома, данная комната была предоставлена ей в собственность совхозом, как своему работнику. Указанную комнату выделил ФИО1 совхоз в 90-е годы. При жизни Васильевой К.Ю. и после ее смерти в данной комнате проживал ее сын ФИО2 После смерти ФИО2 в комнате жила его дочь Васильева В.Ю.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным отделом ЗАГС Администрации Глазовского района ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками после смерти ФИО2 являются в силу ст. 532 ГК РСФСР супруга Васильева Т.З., дети: дочь Васильева В.Ю., сын Васильев А.Ю., сын Васильев К.Ю., что подтверждается свидетельствами о рождении истца и ответчиков, свидетельством о заключении брака. Наличие наследников по завещанию после смерти ФИО2 в судебном заседании не установлено.
Поскольку в судебном заседании нашло подтверждение, что ФИО2 фактически принял наследство после смерти матери ФИО1, то после его смерти в наследственную массу подлежит включению комната №1, расположенная в <адрес>.
Согласно сообщению нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о принятии наследства от Васильевой В.Ю.. Повторно она же обратилась ДД.ММ.ГГГГ. От других лиц заявлений не поступало.
Из пояснений свидетеля ФИО3 также установлено, что Васильева В.Ю. фактически вступила во владение наследственным имуществом, став проживать в комнате, принадлежавшей ФИО1, а после ее смерти отцу истца - ФИО2
С учетом установленного в соответствии со ст. 546 ГК РСФСР суд признает Васильеву В.Ю. наследником, принявшим наследство после смерти отца ФИО2
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании вышеизложенного с учетом положений ст. 218 п. 2 ГК РФ после смерти Васильева В.Ю. право собственности на комнату №1 по адресу: <адрес>, в порядке наследования перешло к наследнику, принявшему наследство – Васильевой В.Ю.
При подаче иска в суд в соответствии со ст.ст. 333.19, 333.20 НК РФ истцом Васильевой В.Ю. подлежала оплате государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4407 руб. 64 коп., истцом была оплачена государственная пошлина в размере 1500 руб., по оплате оставшейся суммы 2907 руб. 64 коп. истцу была предоставлена отсрочка до вынесения решения по делу. Поскольку истцом сумма недоплаченной госпошлины на день вынесения решения не оплачена, указанная сумма подлежит взысканию с Васильевой В.Ю. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильевой В.Ю. о признании наследником, фактически принявшим наследство, включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворить.
Признать, что ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принадлежала до смерти на праве собственности комната №1, расположенная по адресу: <адрес>.
Включить после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в наследственную массу комнату №1, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, принял при жизни наследство после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ,
Признать, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, приобрел при жизни право собственности в порядке наследования на комнату №1 <адрес>.
Признать Васильеву В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, наследником, принявшим наследство после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Васильевой В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности в порядке наследования на комнату №1, жилой площадью 17, 2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Возникшее право собственности в порядке наследования Васильевой В.Ю. на комнату подлежит обязательной государственной регистрации.
Взыскать с Васильевой В.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2907 руб. 64 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд. Датой изготовления мотивированного решения считать ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Э.Н.Кислухина