об обязании произвести капитальный ремонт дома



Дело № 2-1650-2010

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе

Председательствующего судьи Ивановой Т. В.

При секретаре Волковой Е. В.

С участием истцов Крупина Н. Г., Поляковой Н. И.

Представителя истцов Сильченко М. В.

Представителей ответчика Администрации МО «Город Глазов» Груздева А.С., Помелова Ю. С.. действующих по доверенности

Представителя третьего лица управляющей компании МУП « Жилищно – коммунальное управление» М. А. Лин, действующей по доверенности

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Крупина Н.Г., Поляковой Н.И. о понуждении произвести капитальный ремонт дома по адресу <адрес>. и предоставлении в период капитального ремонта жильцам дома (собственникам дома и лицам, занимающим жилое помещение по договору социального найма) другое жилое помещение.

Установил

Крупин Н. Г., Полякова Н. И. обратились в суд с иском о понуждении произвести капитальный ремонт <адрес> по адресу <адрес>, в период ремонта дома предоставить жильцам дома другое жилое помещение. В обоснование иска указали на следующее. Истцы являются собственниками квартир <адрес>. Ранее жильцы указанного дома обращались в суд с иском о понуждении ответчиков провести капитальный ремонт вышеуказанного дома. Решением Глазовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано. Основанием для отказа явилось то, что не была соблюдена процедура проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и были неправильно подведены итоги голосования. В рамках указанного дела была проведена судебно – строительная экспертиза, согласно заключению, дом требует капитального ремонта. В настоящее время процедура собрания в форме заочного голосования соблюдена и проведена в соответствии с действующим законодательством. Решение собственников помещений в многоквартирном доме оформлено в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу, на разрешение собственников многоквартирного дома были поставлены следующие вопросы: о создании счетной комиссии в составе из числа собственников дома по адресу <адрес>, о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> за счет средств бывшего наймодателя Администрации г. Глазова и управляющей компании МУП ЖКУ, за принятие решения по второму вопросу проголосовало «за» 79,51% голосов собственников помещений от лиц участвующих в голосовании, против 9,56% голосов.

Указанный жилой дом расположен на территории МО «Город Глазов», управляющая компания МУП ЖКУ. Согласно имеющихся документов – выписке из технического паспорта на <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указано в графе характеристики - год постройки 1949год. В графе «год последнего капитального ремонта », каких – либо данных не имеется. Многие жильцы указанного дома проживают в вышеуказанном доме на протяжении длительного времени, и какого – либо капитального ремонта дома за все время с его постройки не проводилось. На протяжении длительного времени, жильцы дома неоднократно обращались в различные службы по ремонту оборудования дома, дома, однако никаких мер по капитальному ремонту не принято. В ФЗ « О фонде содействия реформированию Жилищно – коммунального хозяйства» предусмотрены виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Все виды работ, что указаны в данном законе, за исключением ремонта лифтового оборудования, требует вышеуказанный дом. Жилищные правоотношения между МУП ЖКУ и истцами возникли, в том числе по проведению капитального ремонта до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения Жилищного кодекса. Поскольку в вышеуказанном доме не проводился ни разу ни текущий, ни капитальный ремонт, то истцы полагают, что причиной имущественных и неимущественных прав истцов явилось ненадлежащее содержание и отсутствие ремонта общего имущества многоквартирного дома. В обязанность управляющей компании МУП ЖКУ входит техническое обслуживание и содержание дома, своевременное устранение недостатков в оказываемых услугах. Согласно ст. 16 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация, занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Истцы, полагают, что собственники квартир, которым принадлежат помещения по договору приватизации, не должны возмещать затраты на капитальный ремонт жилья, что на основании ст. 309,681 п.2, главы 3 ФЗ РФ «О защите прав потребителя», ст. 16.18 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ответчики обязаны произвести капитальный ремонт вышеуказанного дома, а в период ремонта жильцам предоставить другое жилое помещение.

Истцы просят обязать управляющую компанию МУП «Жилищно – коммунальное управление» и Администрацию МО « город Глазов» произвести работы в виде капитального ремонта жилого дома по адресу <адрес> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать управляющую компанию МУП «Жилищно – коммунальное Управление» и Администрацию МО «город Глазов» предоставить жильцам – собственникам жилых помещений, а также лицам занимающих жилые помещения по договору социального найма в жилом доме по адресу <адрес> другое жилое помещение (маневренный фонд) на период проведения капитального ремонта указанного дома.

Истцы подали заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменили предмет иска. Просят привлечь Управляющую компанию МУП « Жилищно – коммунальное управление» в качестве третьего лица на стороне ответчика. Просят обязать Администрацию МО «Город Глазов» произвести работы в виде капитального ремонта жилого дома по адресу <адрес> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в силу. Обязать Администрацию МО «Город Глазов» предоставить жильцам – собственникам жилых помещений, а также лицам занимающих жилые помещения по договору социального найма в жилом доме по адресу <адрес> другое жилое помещение (маневренный фонд) на период проведения капитального ремонта указанного дома.

Определением суда Управляющая компания «Жилищно – коммунальное управление» привлечено по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика.

В судебном заседании истцы иск поддержали, в обоснование иска указали на те же обстоятельства, что изложены в иске.

Представители ответчика иск не признают, в возражениях по иску указали на следующее. Так, они не оспаривают обстоятельство, что вышеуказанный дом требует капитального ремонта. Истцы в иске не указывают, когда возникла у ответчика обязанность капитального ремонта дома. Полагают, что дом должен быть капитально отремонтирован на средства, предусмотренные законом №185-ФЗ « О Фонде содействия реформированию Жилищно – коммунального хозяйства». Собственникам многоквартирного дома следует принять решение о включении в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и созданию условий для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании «Город Глазов» УР. Государство, принимая данный закон, исходило из того, что многие квартиры приватизировались гражданами в домах, требовавших капитальный ремонт, исходя из этого, большую долю в затратах на капитальный ремонт берет на себя государство, субъекты РФ и муниципальные образования. Кроме того, они полагают, что истцы не наделены полномочиями подать вышеуказанный иск в суд в интересах собственников многоквартирного дома.

Представитель третьего лица МУП ЖКУ иск не признает, в возражениях по иску указала следующее. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. МУП ЖКУ собственником жилищного фонда, в том числе <адрес> никогда не являлось.

Согласно Приказу Минстроя РФ от 02. 12. 1996г. «Об утверждении Методических указаний по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда»- средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений, поступают в распоряжение собственника, в данном случае- в собственность Администрации г. Глазова. Экономическое содержание платы за наем состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма. Средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. МУП ЖКУ как организация обслуживающая жилищный фонд с ДД.ММ.ГГГГ как управляющая компания надлежаще выполняет свои обязанности по содержанию и текущему ремонту жилого дома. Претензий от жильцов вышеуказанного дома по объему, качеству и срокам оказания услуг и выполнению работ не поступало. МУП ЖКУ не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Суд выслушал объяснения участников процесса, изучил материалы дела и приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно протоколу № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>,проведенного в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес> проводилось по инициативе Крупина Н. Г. ( собственника общей совместной собственности <адрес> на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ). Общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме: 100 голосов, количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании 89,07 голосов, или 89,07 % от общего числа голосов. Кворум имеется. На общее собрание вынесена повестка по следующим вопросам. 1. О создании счетной комиссии в составе из числа собственников дома. 2. О необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. 3.О проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> за счет средств бывшего наймодателя Администрации г. Глазова и управляющей компании МУП ЖКУ.

По второму вопросу повестки дня принято решение о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>( за принятие решения голосовали «за» 89,07 голосов, решение по второму вопросу принято). По третьему вопросу принято решение провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> за счет средств бывшего наймодателя Администрации «Город Глазов» и управляющей компании МУП ЖКУ ( за решение проголосовало 79,51 голосов, против 9,56 голосов., решение принято).

Таким образом, общее собрание собственников многоквартирного дома по адресу <адрес> проведено с соблюдением процедуры в соответствие требованиями ст. 45 ЖК РФ.

Согласно ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также другие вопросы, предусмотренные данной статьей и другие вопросы, отнесенные настоящим кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно представленному истцами заключению, проведен экспертный осмотр вышеуказанного дома по определению судьи Глазовского городского суда ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела №. Согласно заключению на день заключения № имеются недостатки и дефекты в жилом <адрес>, для устранения их требуется выполнить комплексный капитальный ремонт.

Согласно Постановлению Правительства УР от 19. 05. 2008 №109 « О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007г. №185 –ФЗ «О Фонде содействия реформированию Жилищно – коммунального хозяйства» п.10п.п.3, для подтверждения факта необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме (наряду с другими перечисленными документами) необходимо представить копию технического паспорта дома, акт обследования технического состояния многоквартирного дома или дефектную ведомость, подготовленные товариществом собственников жилья или управляющей компанией. Истцами представлена копия технического паспорта строения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно которому в разделе « капитальный ремонт» указано, что проводился капитальный ремонт дома в 1972г. чердачного перекрытия, междуэтажного перекрытия, пола, прочие, в 1987году проведен ремонт стропил и обрещетки, кровли, водосточных труб, установлены электроплиты. Акт обследования технического состояния дома истцами не представлен. Стороны не оспаривают обстоятельство, что дом требует капитального ремонта, с решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> в этой части стороны согласны.

По третьему вопросу собрание собственников помещения в многоквартирном доме приняло решение о проведении капитального ремонта вышеуказанного дома за счет средств бывшего наймодателя Администрации г. Глазова и управляющей компании. Согласно ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не наделено полномочиями по распоряжению средствами Администрации г. Глазова и средствами управляющей компании. В полномочия собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу финансирования капитального ремонта входит принятие решения участвовать в муниципальной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и созданию условий для управления многоквартирными домами в МО, принятых в соответствии ФЗ от 21. 07. 2007г. №185.

Согласно ФЗ от 21. 07. 2007г. 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства», установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки., определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 16 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания. Исходя из системного толкования ст. 16 данного закона. ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим намодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе гражданах, приватизировавших жилые помещения ( обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007г.). Стороны не оспаривают, что собственником спорного дома и наймодателем до приватизации являлся ответчик.

Таким образом, из данных положений следует, что в случае если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель ( в данном случае ответчик) в соответствии ст. 309 ГК РФ обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом если обязательство не исполняется должником в добровольном порядке, кредитор вправе обратиться с требованием о понуждении к исполнению обязательства в суд.

Из представленных сведений собственников, участвующих в голосовании, собственники вышеуказанного дома приватизировали квартиры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истцами не представлено доказательств в подтверждение обстоятельства, когда возникло обязательство ответчика по капитальному ремонту дома ( когда вышеуказанному дому стал требоваться капитальный ремонт).

Таким образом, собственники жилых помещений в многоквартирном доме в соответствии ст. 44 ЖК РФ вправе принять решение на общем собрании о проведении капитального ремонта дома путем реализации имеющегося права требования к муниципальному образованию исполнения последним лежащего на нем обязательства о проведении капитального ремонта.

Согласно протоколу № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, в повестку внеочередного собрания собственников в многоквартирном доме не ставится на обсуждение и голосование вопрос о проведении капитального ремонта путем реализации имеющегося права требования к муниципальному образованию исполнения последним лежащего на нем обязательства о проведении капитального ремонта дома и по этому вопросу решение на общем собрании не принималось.

Кроме того, в суд с иском о понуждении ответчика произвести работы в виде капитального ремонта многоквартирного дома, предоставить жильцам собственникам жилых помещений, а также лицам занимающих жилые помещения по договору социального найма в жилом доме по адресу <адрес> другое жилое помещение ( маневренный фонд) на период проведения капитального ремонта указанного дома обращаются истцы, два собственника многоквартирного дома квартир № и № ( всего квартир в многоквартирном доме №, количество голосов собственников 100), то есть обращаются в интересах собственников многоквартирного дома, при этом не предоставили суду документы, подтверждающие уполномочивание их на подачу иска от имени и в интересах собственников вышеуказанного многоквартирного дома (согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ истцы не уполномочены правом подачи иска в суд, истцами не представлены и доверенности от всех или большинства других собственников). Согласно ст. 53 ГПК РФ, полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. ЖК РФ не предусмотрено, что один из собственников помещения в многоквартирном доме от имени собственников помещений в многоквартирном доме вправе действовать без полномочий.

Таким образом, при указанных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Суд решил

В удовлетворении иска Крупину Н.Г., Поляковой Н.И. в понуждении муниципального образования «Город Глазов» произвести работы в виде капитального ремонта жилого дома по адресу <адрес> в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предоставлении жильцам собственникам жилых помещений, а также лицам занимающих жилые помещения по договору социального найма в жилом доме по адресу <адрес> другое жилое помещение (маневренный фонд) на период проведения капитального ремонта указанного дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Глазовский городской суд.

Судья Иванова Т. В.