Дело № 2-1777-2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Глазов ДД.ММ.ГГГГ
Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Лазарчук Л.В.,
при секретаре Микрюковой О.С.,
с участием истицы Шишкиной Е.И., представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовским районе Галаниной В.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишкиной Е.И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовским районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
установил:
истица Шишкина Е.И. обратилась в суд к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовским районе Удмуртской Республики (далее по тексту - Управление Пенсионного фонда) с иском, в котором просила:
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении истице трудовой пенсии по старости незаконным;
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики включить в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы пионерской вожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать пенсию со дня обращения за ее назначением – ДД.ММ.ГГГГ;
взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Свои требования истица мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику за досрочным назначением трудовой пенсии по старости как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 172-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа работы.
Считала вынесенное решение незаконным по следующим основаниям. При подсчете специального педагогического стажа ответчиком не были включены периоды работы пионерской вожатой в <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считала, что указанные периоды работы подлежали включению в ее трудовой стаж, ссылаясь на то, что в указанные периоды действовал Закон СССР от 15 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 г. и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которыми учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности включается работа в должностях пионерских вожатых. Ее педагогический стаж (без учета спорных периодов) на день обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) составил по подсчетам Управления Пенсионного фонда 22 года 3 месяца 27 дней, что больше требуемых п. 4 Положения 16 лет 8 мес. (2)3 от 25 лет).
Считала, что законодательство, действовавшее в период ее работы пионерской вожатой в школе, позволяет зачесть в ее специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, указанные спорные периоды. С учетом указанных периодов ее стаж составит 25 лет 3 месяца 14 дней. Наличие такого стажа позволяет назначить и выплачивать ей пенсию со дня обращения за ее назначением, с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, истица обратилась в суд с данным иском.
В судебном заседании истица Шишкина Е.И. исковые требования поддержала, в обоснование ссылалась на доводы, приведенные в иске. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда было вынесено решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа. Зачтенный педагогический стаж составил 23 года 3 месяца 27 дней.
Считала решение Управления пенсионного фонда незаконным. При подсчете специального педагогического стажа не были включены периоды работы пионерской вожатой в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По ее мнению, данные периоды подлежат зачету в специальный педагогический стаж. В школе она работал с детьми, выполняла воспитательные функции: ходила с детьми в походы, организовывала пионерские сборы, проводила воспитательные мероприятия, вела классные часы, танцевальный кружок, с детьми оформляла школьный музей, также вела работу по восстановлению памятника героям гражданской войны. С ДД.ММ.ГГГГ работу пионерской вожатой совмещала с работой учителя. С ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем, в специальный стаж этот период был зачтен.
Просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в городе Глазове и Глазовским районе Удмуртской Республики Галанина В.А.., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что решение Управления Пенсионного фонда является законным, так как работа в должности пионерской вожатой не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Судебная практика на сегодняшний день идет навстречу истцам, но на тот момент, когда решение выносилось, не было официального разрешения о включении данных периодов работы в специальный стаж. Факт работы истицы в спорные периоды пионерской вожатой в учреждении для детей не оспаривала.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истицы являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно копии диплома Шишкина (Берестова) Е.И. в ДД.ММ.ГГГГ поступила и в ДД.ММ.ГГГГ окончила ... по специальности преподавание в средней общеобразовательной школе с присвоением квалификации учителя физической культуры (л.д. №).
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с записями № в трудовой книжке, копией приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ №, копиями тарификационных списков, личной карточки истица ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу на должность пионерской вожатой в <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем группы продленного дня в указанной школе (л.д.№). Таким образом, в спорные периоды времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 16 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 мес. 30 дней) истица выполняла работу по должности пионерской вожатой в детском учреждении. Стаж работы истицы в указанный период составил 2 года 11 месяцев 16 дней.
Согласно выписке из протокола № заседания Комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Глазове и Глазовском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия, рассмотрев вопрос реализации пенсионных прав Шишкиной Е.И., определила, что стаж работы истицы для назначения трудовой досрочной пенсии на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составил 22 года 3 месяца 27 дней. При этом Комиссией, в частности, не был включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии истице период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пионерской вожатой в школе (л.д.№).
В соответствии с решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Глазове и Глазовском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №) Шишкиной Е.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в виду отсутствия требуемого специального трудового стажа.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
Законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую пенсию.
Так, в соответствии с п/п. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. № 173–ФЗ (в дальнейшем Закон № 173–ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При рассмотрении настоящего дела суд исходит из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Так, в оспариваемый период времени действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях».
В рамках Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на получение пенсии по выслуге лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397) в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитается работа в школах в качестве штатных пионерских вожатых.
Таким образом, учитывая изложенное, указанный период работы истицы в должности пионервожатой <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Ответчиком признано, что стаж истицы на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет 22 года 03 месяца 27 дней. К данному специальному стажу подлежит присоединению стаж работы в должности пионервожатой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 16 дней), отсюда специальный стаж истицы составит более 25 лет (25 лет 3 мес. 13 дней), необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что у Шишкиной Е.И. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии возникло право на назначение досрочной пенсии по старости, как у работника осуществляющего педагогическую деятельность в учреждении для детей. В связи с этим суд находит незаконным решение Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шишкиной Е.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и считает необходимым восстановить право истицы, обязав ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, со дня обращения истицы с заявлением о назначении пенсии. Дата обращения истицы за назначением пенсии подтверждается копией соответствующего заявления (л.д. №) и ответчиком не оспаривалась.
При указанных обстоятельствах суд не может принять доводы ответчика о том, что спорный период не подлежат включению в стаж педагогической деятельности истицы со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами исчисления периодов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. должность «пионервожатая» не предусмотрена. Отказ Управления Пенсионного фонда в назначении истице досрочной трудовой пенсии суд находит неправомерным, ограничивающим пенсионные права истицы и ставящим в неравные условия с другими категориями граждан, что ограничивает конституционные права истицы на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Следовательно, действие Правил № от ДД.ММ.ГГГГ, являющихся подзаконным актом, распространяется только к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, истица просила взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В соответствии со ст. 98, ст. 100 ГПК РФ суд находит требование истицы о возмещении судебных расходов подлежащим удовлетворению, а именно, считает необходимым взыскать с Управления Пенсионного фонда в пользу истицы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Шишкиной Е.И. о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Шишкиной Е.И. незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовским районе Удмуртской Республики включить Шишкиной Е.И. в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы пионерской вожатой в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовским районе Удмуртской Республики досрочно назначить и выплачивать Шишкиной Е.И. трудовую пенсию по старости, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовским районе Удмуртской Республики в пользу Шишкиной Е.И. расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР.
Судья Л.В. Лазарчук