Дело № 2-1837-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г.Глазов
Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.
При секретаре Жуйковой Н.Г.
С участием прокурора Князева А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации МО «Кожильское» Глазовского района УР устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и приведении свалки в соответствие с санитарными правилами,
Установил:
Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации МО «Кожильское» Глазовского района УР устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и приведении свалки в соответствие с санитарными правилами.
Иск мотивирован тем, что МО «Кожильское» Глазовского района УР владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
Распоряжением Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № произведен перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Согласно данным паспорта земельного участка и заключения по земельному участку от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок передан Кожильскому сельскому Совету под свалку. Земельный участок передан под свалку при определенных условиях: исключить загрязнение подземных вод, утилизацию химических веществ, нефтепродуктов; не допускать попадания ТБО в р. Жабу, в 50 метрах западнее карьера пробурить наблюдательную скважину за грунтовыми водами».
В ходе прокурорской проверки соблюдения гигиенических требований при эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с участием главного специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Глазове ФИО1, установлены следующие нарушения федерального законодательства и санитарных правил:
– обезвреживание отходов производства и потребления на полигоне ТБО не осуществляется в соответствии с санитарными правилами. (нарушение Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 22. ч. 1.);
– на полигоне для твердых бытовых отходов не устроена хозяйственная зона для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала не предусмотрено обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. (нарушение Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее СП 2.1.7.1038-01), п. 4.1.);
– не устроено легкое ограждение по периметру всей территории полигона ТБО или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 4.4.);
– в зеленой зоне полигона не устроены контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 4.6.);
– не осуществляется промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 5.1.);
– не проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге полигона ТБО, не обеспечивается тщательная уборка прилегающих земель к подъездной дороге и доставка мусора на рабочие карты полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 5.6.);
– не принимаются меры по недопустимости самовозгорания ТБО на территории полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 5.7.);
– не разработана специальная программа производственного контроля для полигона ТБО, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 6.4.);
– не проводится производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 6.7., 6.8., 6.9.);
– в месте централизованного обезвреживания отходов производства и потребления (на полигоне ТБО) не осуществляется радиационный контроль. (нарушение ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 22. ч. 3.).
Требования заявляются прокурором в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, несоответствие вышеуказанного земельного участка, на котором складируются твердые бытовые отходы, непосредственно затрагивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, направлены на защиту окружающей природной среды от негативного воздействия на не со стороны Администрации МО «Кожильское».
Указывая правовым основанием ст. 42 Конституции РФ, ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года, ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ прокурор просит:
1. Признать действия Администрации МО «Кожильское» по эксплуатации свалки на участке, расположенном по адресу: <адрес>, противоречащими требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных правил и норм.
2. Обязать Администрацию МО «Кожильское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором складируются твердые бытовые отходы в соответствие с требованиями санитарных правил, а именно:
– устроить хозяйственную зону для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов;
– устроить легкое ограждение по периметру всей территории полигона ТБО или осушительную траншею глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.;
– в зеленой зоне полигона устроить контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды;
– осуществлять промежуточную и окончательную изоляцию уплотненного слоя ТБО;
–проводить осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге полигона ТБО, обеспечить тщательную уборку прилегающих земель к подъездной дороге и доставку мусора на рабочие карты полигона;
– принять меры по недопустимости самовозгорания ТБО на территории полигона;
–проводить производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона;
В судебном заседании прокурор Князев А.В. исковое заявление поддержал. Пояснил, что глава МО «Кожильское» Ельцова Э.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании».
В судебное заседание ответчик МО «Кожильское» Глазовского района УР своего представителя не направил, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление. Об уважительности своей неявки суду не сообщили, отзыв на исковое заявление не направили, просьбу о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не высказали. В соответствии со ст. 167 ч. 4 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, изучив представленные суду доказательства, суд находит иск прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей Кожильскому сельскому совету решением от 18 марта 1992 года № 9 исполкома Кожильского сельского совета для несельскохозяйственных нужд (карасевская свалка) предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 2,0 га. Свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акта от 21 апреля 1993 года, утвержденного Председателем исполкома Глазовского райсовета произведен выбор участка и его обследование под свалку твердых бытовых отходов (ТБО) для населенных пунктов Кожильского сельсовета. Участок расположен на месте выработанного грунтового карьера между деревнями ... и ..., на залесенном склоне с ориентацией на северо-запад, площадью 2,0га, подъез к свалке ТБО от автодороги ....
С ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Муниципальным образованием «Кожильское», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжением председателя правительства Удмуртской республики от 21 декабря 2009г. № 1116-б земельный участок площадью 20090 кв.м. с кадастровым номером № местоположением <адрес> из земель сельскохозяйственного назначения переведен в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, и земель иного специального назначения для эксплуатации существующего полигона твердых бытовых отходов.
Выпиской из государственного кадастра на земельный участок подтверждается расположение земельного участка с кадастровым номером № – <адрес>, его площадь - 20090 кв.м. и назначение - для несельскохозяйственных нужд (карасевская свалка).
В ходе прокурорской проверки соблюдения гигиенических требований при эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с участием главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г.Глазове установлены нарушения федерального законодательства и санитарных правил, которые выразились в следующем:
– обезвреживание отходов производства и потребления на полигоне ТБО не осуществляется в соответствии с санитарными правилами. (нарушение Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 22. ч. 1.);
– на полигоне для твердых бытовых отходов не устроена хозяйственная зона для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала не предусмотрено обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. (нарушение Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее СП 2.1.7.1038-01), п. 4.1.);
– не устроено легкое ограждение по периметру всей территории полигона ТБО или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 4.4.);
– в зеленой зоне полигона не устроены контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 4.6.);
– не осуществляется промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 5.1.);
– не проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге полигона ТБО, не обеспечивается тщательная уборка прилегающих земель к подъездной дороге и доставка мусора на рабочие карты полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 5.6.);
– не принимаются меры по недопустимости самовозгорания ТБО на территории полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 5.7.);
– не разработана специальная программа производственного контроля для полигона ТБО, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 6.4.);
– не проводится производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. (нарушение СП 2.1.7.1038-01, п. 6.7., 6.8., 6.9.);
– в месте централизованного обезвреживания отходов производства и потребления (на полигоне ТБО) не осуществляется радиационный контроль. (нарушение ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 22. ч. 3.).
В связи с выявленными нарушениями федерального природоохранного законодательства и санитарных правил должностное лицо – Глава Муниципального образования «Кожильское» Ельцова Э.В. привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, что подтверждено представленным постановлением по делу об административном правонарушении от 13 октября 2010 года № 304.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствие с частью 1 статьей 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Принимая во внимание, что Муниципальное образование «Кожильское» является собственником земельного участка на котором расположен полигон твердых бытовых отходов, то в силу вышеперечисленных норм закона МО «Кожильское» должно выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных норм и правил по его эксплуатации.
Представленными прокурором доказательствами, подтверждается, что МО «Кожильское» ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее законом требования по содержанию полигона твердых бытовых отходов.
Перечень мероприятий по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил, предлагаемых прокурором для выполнения Администрацией МО «Кожильское» согласуется с санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 16.
Таким образом, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Глазовского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать действия Администрации МО «Кожильское» по эксплуатации земельного участка (Карасевская свалка), расположенного по адресу: <адрес>, противоречащими требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных правил и норм.
Обязать Администрацию МО «Кожильское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести земельный участок (Карасевская свалка), расположенный по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями санитарных правил, выполнить следующие действия:
1.) устроить хозяйственную зону для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов;
2.) устроить легкое ограждение по периметру всей территории полигона ТБО или осушительную траншею глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.;
3.) в зеленой зоне полигона устроить контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды;
4.) осуществлять промежуточную и окончательную изоляцию уплотненного слоя ТБО;
5.) проводить осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге полигона ТБО, обеспечить тщательную уборку прилегающих земель к подъездной дороге и доставку мусора на рабочие карты полигона;
6.) принять меры по недопустимости самовозгорания ТБО на территории полигона;
7.) проводить производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Глазовский городской суд УР.
Судья З.М.Бекмансурова
...