Дело № 2-1266/2012 Решение Именем Российской Федерации г. Глазов 05 июля 2012 года Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Кирилловой О.В., с участием представителя истца Бабинцевой Л.В., представителя ответчика – Гильмутдиновой И.Л., при секретаре Ильиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Парзинский» о защите прав потребителя, установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике обратилось в суд с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Парзинский» о защите прав потребителя, мотивируя тем, что при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в соответствии с установленными полномочиями Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике были выявлены грубые нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенные СПК «Парзинский». При осуществлении планового мероприятия по контролю в отношении СПК «Парзинский» на основании распоряжения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Глазове № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона для промышленной базы (гаражи и парки по ремонту, техническому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники - 3 класс) фактически составляет 100 м, вместо предусмотренных 300м. На предприятии отсутствует проект санитарно-защитной зоны, что является нарушением п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Кроме того, СПК «Парзинский» осуществляет эксплуатацию артезианских скважин являющихся источником централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения для населенных пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>: 1. Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. 2. Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. 3. Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. 4. Скважина № в д. <адрес>, лицензия на право пользование 5. Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. Вода из указанных скважин поставляется населению указанных населенных пунктов на основании договоров на отпуск питьевой воды на возмездной основе. При эксплуатации артезианских скважин допущены следующие нарушения законодательства: В нарушение ч. 4 ст. 18 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6,1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не разработаны проекты зон санитарной охраны (ЗСО) скважин, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения В нарушение нарушением п. 4.1, 4.2,4.3, 4.4, 4.5, 4.6 СанПиН 2.1.4.1074-01 не обеспечивается проведение производственного контроля качества питьевой воды в полном объеме, проводится анализ питьевой воды 1 раз в год из разводящей сети по микробиологическим и органолептическим показателям. За выявленные нарушения в отношении должностного лица – представителя СПК «Парзинский» Цыглева Г. С. составлен протокол по ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица СПК «Парзинский» - протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ. С учетом изложенного, а также на основании ч. 2 ст. 40, ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 1 ст. 46 ГПК РФ истец просит: 1) Признать незаконным бездействие СПК «Парзинский», выразившееся: а) в оказании услуги водоснабжения с нарушением п. 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,4.6 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода.Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; б) в не разработке проекта санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; в) в не разработке рабочий программы производственного контроля качества воды для каждого водозабора с учетом его особенностей, в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и не разработке проекта зон санитарной охраны (ЗСО) скважин, используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения на следующие источники централизованного питьевого водоснабжения: • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование • Скважина № в д. <адрес>, лицензия на право пользование • Скважина № в д. <адрес>, лицензия на право пользование • Скважина № в д. Н. <адрес>, лицензия на право пользование 2. Обязать СПК «Парзинский» разработать проект санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. 3. Обязать СПК «Парзинский» разработать рабочие программы производственного контроля качества воды для каждого водозабора с учетом его особенностей, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а также проекты зон санитарной охраны (ЗСО) на следующие источники централизованного питьевого водоснабжения: • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. в срок не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения суда. 4. Обязать СПК «Парзинский» в 10-тидневный срок довести информацию о решении суда в средствах массовой информации. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске. Представитель ответчика Гильмутдинова И.Р. с исковыми требованиями согласилась, доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердила, пояснила, что действительно, имеются указанные в иске нарушения при осуществлении деятельности СПК «Парзинский». Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее. В судебном заседании установлено, что СПК «Парзинский» является юридическим лицом осуществляющим деятельность по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе СПК «Парзинский» осуществляется деятельность по добыче питьевых подземных вод для сельскохозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании лицензий на право пользование недрами. Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В силу статьи 3 названного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п. 1.2 Санитарных Правил 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Согласно п. 2.1 указанных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. В соответствии с п. 3.1 Правил, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.111-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Согласно п. 1.11. СанПиН 2.1.4.111-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Согласно п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1 Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке. На основании пунктов 4.1., 4.2., 4.3. указанных Правил в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6, в том числе для подземных источников: микробиологические и органолептические – не менее 4 пробы в течение одного года (по сезонам года), Неорганические и органические вещества и радиологические - не менее 1 пробы в течение одного года. На основании пунктов 4.4., 4.5 Правил виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице. Виды показателей Количество проб в течение одного года, Для подземных источ- Для поверхностных Численность населения, обеспечиваемого до 20 20 - 100 Свыше 100 до 100 Свыше Микробиологические ... ... ... ... ... Паразитологические не проводятся ... ... Органолептические ... ... ... ... ... Обобщенные показатели ... ... ... ... ... Неорганические и ... ... ... ... ... Показатели, связанные с <данные изъяты> Радиологические ... ... ... ... ... Принимается следующая периодичность отбора проб воды: (1) - еженедельно, (2) - три раза в неделю, (3) - ежедневно, (4) - один раз в сезон года, (5) - один раз в два месяца, (6) - ежемесячно, (7) - два раза в месяц. При отсутствии обеззараживания воды на водопроводе из подземных источников, обеспечивающим водой население до 20 тыс. человек, отбор проб для исследований по микробиологическим и органолептическим показателям проводится не реже одного раза в месяц. На период паводков и чрезвычайных ситуаций должен устанавливаться усиленный режим контроля качества питьевой воды по согласованию с центром госсанэпиднадзора. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям два раза в месяц при количестве обслуживаемого населения до 10тыс. человек, 10 раз в месяц при количестве обслуживаемого населения от 10 до 20тыс. человек. При этом в число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети. Таким образом, в судебном заседании установлено, что СПК "Парзинский»" осуществляет эксплуатацию скважины и забор воды в целях сельскохозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в отсутствие документов, подтверждающих разработку проекта зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения, и без санитарно-эпидемиологического заключения, также нет программ для каждого водозабора с учетом его особенностей. Кроме того, в нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона для промышленной базы (гаражи и парки по ремонту, техническому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники - 3 класс) фактически составляет 100 м, вместо предусмотренных 300м. Так же на предприятии отсутствует проект санитарно-защитной зоны, что является нарушением п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Учитывая, что представителем ответчика факт осуществления деятельности СПК «Парзинский» с нарушением санитарно-эпидемиологических требований не оспаривается, а также подтверждается письменными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Парзинский» о защите прав потребителя удовлетворить. 1) Признать незаконным бездействие СПК «Парзинский», выразившееся: а) в оказании услуги водоснабжения с нарушением п. 4.1,4.2,4.3,4.4,4.5,4.6 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; б) в не разработке проекта санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; в) в не разработке рабочий программы производственного контроля качества воды для каждого водозабора с учетом его особенностей, в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и не разработке проекта зон санитарной охраны (ЗСО) скважин, используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения на следующие источники централизованного питьевого водоснабжения: • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование 3. Обязать СПК «Парзинский» разработать проект санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. 3. Обязать СПК «Парзинский» разработать рабочие программы производственного контроля качества воды для каждого водозабора с учетом его особенностей, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а также проекты зон санитарной охраны (ЗСО) на следующие источники централизованного питьевого водоснабжения: • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. • Скважина № в <адрес>, лицензия на право пользование недрами № от ДД.ММ.ГГГГ. в срок не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения суда. 4. Обязать СПК «Парзинский» в 10-тидневный срок довести информацию о решении суда в средствах массовой информации. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики. Судья: О.В. Кириллова
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
не менее
ников
источников
водой из данной системы водоснабжения,
тыс. чел.
100
органические вещества
технологией
водоподготовки
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.
недрами № от ДД.ММ.ГГГГ.