Решение по ст. 8.2 КоАП РФ



Решение Дело № 12-253/2010

ДД.ММ.ГГГГ г. Глазов

Судья Глазовского городского суда Удмуртской Республике Машкина Н. Ф., при секретаре Куртеевой О. С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица Главы Администрации Муниципального образования «Кожильское» Глазовского района Удмуртской Республики Ельцовой Э.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: <адрес>,

и жалобу Ельцовой Э. В. на постановление, вынесенной государственным инспектором Удмуртской республики по охране природы от ДД.ММ.ГГГГ за №,

Установил:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № должностное лицо Глава Администрации Муниципального образования «Кожильское» Глазовского района Удмуртской Республики Ельцова Е. В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут Глава Администрации МО «Кожильское» в <адрес> допустила размещение ТБО (Отходы полимеров, бумаги, пищевых отходов, люминесцентных ламп) на почве общей площадью 2 гектара, чем нарушила ст. 51 Федерального закона Российской Федерации № 7 «Об охране окружающей среды». Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб.

Ельцова Э. В. не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в котором просит отменить постановление. Жалоба мотивирована тем, что административное правонарушение было выявлено ДД.ММ.ГГГГ, а протокол составлен 26 числа, административное расследование не проводилось. Участок в <адрес> используется в качестве свалки ТБО уже длительное время, что подтверждено соответствующими документами. В материалах дела отсутствуют доказательства где, когда, кем, какие именно отходы были размещены на почву. Необоснованно поставлено в вину, что не организован надлежащим образом сбор бытовых отходов и мусора, что привело к несанкционированной свалки.

В судебном заседании помощник должностное лицо Ельцова Э. В. жалобу поддержала.

Выслушав, лицо, привлекаемое к административной ответственности, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании ст. 30.6 КоАП РФ.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Как следует из материалов административного дела к административной ответственности привлечено должностное лицо – Глава Администрации Муниципального образований «Кожильское» Глазовского района Удмуртской Республики.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от независимо от формы собственности и подчиненности.

Административная ответственность должностных лиц по КоАП РФ возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Применительно к муниципальным органам, при определения понятия должностного лица, установленного примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 49 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", органы местного самоуправления – это представительные и иные выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами РФ на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Так, в соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования «Кожильское» от ДД.ММ.ГГГГ за №, Ельцова Э.В. избрана Главой муниципального образования «Кожильское».

В соответствии со ст. 29, ст. 34 Устава Муниципального образования «Кожильское», Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделается настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, руководит Администрацией муниципального образования, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенной настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 18 части 1 ст. 7 Устава Муниципального образования «Кожильское» отнесено, что к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям Администрации муниципального образования относится организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора (п. 18 ст. 35 Устава)

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов – это хранение и захоронение отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из толкования указанных правовых норм, администрация как юридическое лицо, с одной стороны, выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.

Доказательств того, что обнаруженные отходы образованы в результате деятельности муниципального образования в материалах дела не содержат, как и отсутствуют доказательства, что при размещении бытовых отходов были не соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования.

Напротив, судом из пояснений должностного лица Ельцовой Э. В. установлено, что вывоз вывозу бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования осуществляется силами Администрации муниципального образования. Вывоз твердых бытовых отходов с территории муниципального образования на протяжении последних четырех лет осуществляет на свалку, распложенную по адресу: <адрес>, на которую имеются соответствующие документы.

В соответствии с письменными доказательствами по делу: свидетельства о праве собственности на землю №, Распоряжения Председателя Правительства Удмуртской республики от 21 декабря 2009 года за № 1116-б, судом установлено, что Муниципальному образованию на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок площадью 2,0 га для несельскохозяйственных нужд (...) местоположением: <адрес>.

С учетом вышеизложенного и установленного, суд находит, что Ельцова Э.В., являясь должностным лицом муниципального образования не являться субъектом вменяемого административного правонарушения, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Таким образом, при рассмотрении дела государственным инспектором Удмуртской республики по охране природы не доказан факт совершения должностным лицом Ельцовой Э. В. вменяемого административного правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, а также наличия в его действиях вины.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Положения ч.1 ст.1.6 КоАП РФ предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания.

Согласно ст. 24.5 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд считает необходимым постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу, предусмотренных ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Решил:

Жалобу должностного лица Ельцовой Э.В. удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором Удмуртской республики по охране природы ДД.ММ.ГГГГ за №, в соответствии с которым должностное лицо Глава Администрации муниципального образования «Кожильское» Глазовского района Удмуртской Республики Эльцова Э.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения копии решения путем подачи жалобы через Глазовский городской суд Удмуртской Республики.

Судья Н. Ф. Машкина