решение по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области о признании незаконным бездействия администрации Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района



Дело № 2-572/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Жирновск «20» сентября 2010 года

Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Леванина А.В.

е д и н о л и ч н о,

при секретаре Пешкиной Л.А.,

с участием: прокурора Жирновского района Волгоградской области Ушакова А.В.,

представителя администрации Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - главы администрации Быкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Тетеревятского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения администрацией Тетеревятского сельского поселения законодательства о пожарной безопасности.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

По требованиям п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п.114 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313)

В связи с устоявшейся в летний период 2010 засушливой погодой на территории Жирновского муниципального района сложилась чрезвычайная пожароопасная ситуация.

Распоряжением главы администрации Волгоградской области от 06.08.2010 №761-р на территории Волгоградской области установлен особый противопожарный режим на период чрезвычайной ситуации.

Решением Совета безопасности Волгоградской области от 10.08.2010 №5 главам муниципальных образований области поручено:

- организовать круглосуточное дежурство граждан;

  • запретить разводить костры;
  • оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации;
  • обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 л, принять иные неотложные меры по защите населенных пунктов от пожаров в пожароопасный период 2010 года.

В то же время, по информации администрации Тетеревятского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на территории данного муниципального образования круглосуточное дежурство граждан организовано не было, населенный пункт сигнализацией для оповещения людей на случай пожара не оборудован, частные домовладения запасами воды в надлежащем количестве не обеспечены.

Кроме того, согласно объяснениям главы Тетеревятского сельского поселения Быкова В.В. особый противопожарный режим на территории муниципального образования в августе - сентябре 2010 года не вводился.

Указанные ненадлежащие меры способствовали установлению в период со 02 по 03 сентября 2010 на территории Тетеревятского муниципального образования чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением пожаров в населенном пункте и прилегающих территориях.

Так, проведенной проверкой установлено, что за период с 2 по 3 сентября 2010 года на территории Тетеревятского муниципального образования уничтожено огнем 12 жилых домов, 6 надворных построек, в огне погиб домашний скот и птица (159 кур, 22 свиньи, 2 коровы, 9 кроликов), без крова в результате пожаров осталось 24 человека, из них 2 несовершеннолетних.

В связи с этим, прокурор просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации Тетеревятского сельского поселения по непринятию мер, направленных на введение особого противопожарного режима и защите населенных пунктов от пожаров на территории Тетеревятского муниципального образования, незаконным;

  • обязать администрацию Тетеревятского сельского поселения незамедлительно устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно: организовать круглосуточное дежурство граждан, оборудовать Тетеревятское сельское поселение средствами звуковой сигнализации, обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 л.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал, просил заявление удовлетворить в полном объеме; пояснил, что в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Тетеревятского сельского поселения Жирновского района Волгоградской области на обеспечение пожарной безопасности; уточнил, что бездействие администрации поселения заключается, в частности:

- в непринятии мер по своевременному введению особого противопожарного режима на территории Тетеревятского муниципального образования;

- неорганизации круглосуточного дежурства граждан;

- необорудовании Тетеревятского сельского поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- необеспечении каждого домовладения запасами воды не менее 200 л.

Просил обязать администрацию Тетеревятского сельского поселения незамедлительно устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно: ввести на территории муниципального образования особый противопожарный режим, организовать круглосуточное дежурство граждан, обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 л.; оборудовать Тетеревятское сельское поселение средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - Быков В.В. пояснил, что администрацией Тетеревятского сельского поселения была проведена работа по предупреждению пожаров; между тем, недоработки, на которые указал прокурор, действительно имеют место; с заявлением прокурора полностью согласен; пояснил, что на территории Тетеревятского муниципального образования в ближайшее время будет организовано дежурство граждан и все домовладения будут обеспечены запасами воды не менее 200 литров, будет введен особый противопожарный режим; поселение будет оборудовано средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не позднее ДД.ММ.ГГГГ; просил снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 0 рублей в связи с тяжелым материальным положением администрации поселения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, изучив материалы дела, считает заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 255, 258 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, нарушены права и свободы гражданина; суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится, в частности, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности; также, согласно ст. 30 данного Федерального закона, в случае повышения пожарной опасности решением органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

По требованиям п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Решением Совета безопасности Волгоградской области от 10.08.2010 №5 главам муниципальных образований области поручено, в частности:

- организовать круглосуточное дежурство граждан;

  • оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации;

- обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 л, принять иные неотложные меры по защите населенных пунктов от пожаров в пожароопасный период 2010 года.

В соответствии с п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны, устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения.

Судом установлено, что в связи с устоявшейся в летний период 2010 засушливой погодой на территории Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района сложилась чрезвычайная пожароопасная ситуация, однако, администрацией поселения своевременно особый противопожарный режим на территории поселения введен не был; в результате которого было уничтожено огнем 12 жилых домов, в огне погиб домашний скот и птица, без крова в результате пожаров осталось 24 человека, из них 2 несовершеннолетних. Администрацией поселения своевременно особый противопожарный режим на территории муниципального образования введен не был; не было организовано круглосуточное дежурство граждан, частные домовладения запасами воды в количестве не менее 200 литров обеспечены не были; не были установлены надлежащие средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, чем нарушены права неопределенного круга лиц - жителей Тетеревятского сельского поселения Жирновского района Волгоградской области - на защиту от чрезвычайной ситуации, пожара. Данные обстоятельства представителем администрации Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области -Быковым В.В. в судебном заседании не оспаривались.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля К., который суду показал, что при проведенном Жирновским ОГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области обследовании на территории Тетеревятского сельского поселения было установлено: отсутствие емкостей с необходимым запасом воды 200 л в домовладениях граждан, дежурства граждан на территории поселения не организовывались, средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара отсутствовали, на территории поселения не был введен особый противопожарный режим.

Таким образом, заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина.

В силу ч.2 ст. 333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

Суд, учитывая тяжелое финансовое положение администрации поселения, полагает возможным снизить размер госпошлины, подлежащей уплате в доход государства, до 0 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в:

- в непринятии мер по своевременному введению особого противопожарного режима на территории муниципального образования;

- неорганизации круглосуточного дежурства граждан;

- необорудовании поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- необеспечении каждого домовладения запасами воды не менее 200 л.

Обязать администрацию Тетеревятского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области:

- ввести на территории муниципального образования особый противопожарный режим;

  • организовать круглосуточное дежурство граждан;
  • обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 л.
  • в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать Тетеревятское сельское поселение средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Жирновский районный суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.

Судья: А.В. Леванин