решение по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области о признании бездействия администрации Жирновского муниципального района



Дело № 2-563/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Жирновск «17» сентября 2010 года

Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Леванина А.В.

е д и н о л и ч н о,

при секретаре Пешкиной Л.А.,

с участием: прокурора Жирновского района Волгоградской области Ушакова А.В.,

представителя администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области - Давиденко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Жирновского муниципального района о признании бездействия администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, с учетом заявления об уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения администрацией Жирновского муниципального района законодательства о пожарной безопасности. В связи с устоявшейся в летний период 2010 засушливой погодой на территории Жирновского муниципального района сложилась чрезвычайная пожароопасная ситуация. На основании письма заместителя начальника Жирновской ПЧ № ОФПС по Волгоградской области П. силами подразделений МЧС РФ в районе инициировано принятие главой Жирновского муниципального района распоряжения №339-Р от 24.06.2010 года «О введении на территории Жирновского муниципального района особого противопожарного режима с 24.06.2010 г.». В то же время, распоряжением главы Жирновского муниципального района Волгоградской области от 09.07.2010 г. № 389 - Р принято решение об отмене на территории Жирновского района особого противопожарного режима. Согласно описательно - мотивировочной части указанного распоряжения причиной его принятия явилось минование угрозы возгорания лесов. По информации администрации Красноярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на территории данного муниципального образования особый противопожарный режим также не устанавливался. По информации администрации Линевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на территории данного муниципального образования особый противопожарный режим не устанавливался. По информации администрации Верхнедобринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на территории данного муниципального образования особый противопожарный режим не устанавливался.Распоряжением главы администрации Волгоградской области от 06.08.2010 №761-р на территории Волгоградской области установлен особый противопожарный режим на период чрезвычайной ситуации. Решением Совета безопасности Волгоградской области от 10.08.2010 № 5 главам муниципальных образований области поручено: запретить разводить костры, оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации.

В соответствии с п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны, устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В то же время, в ходе проведенной проверки установлено, что на территории с.Фомёнково Красноярского сельского поселения, с.Тетеревятка, с.Александровка, пос.Сосновый Жирновского городского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара не имелось.

Указанные ненадлежащие меры способствовали установлению в период со 02 по 03 сентября 2010 года на территории Красноярского муниципального образования чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением пожаров в перечисленных населенных пунктах и прилегающих к ним территориях. Проведенной проверкой установлено, что за период со 2 по 3 сентября т.г. на территории Жирновского района уничтожено огнем 216 жилых домов и 2 ФАПа, в результате пожаров без крова осталось 455 человек, в том числе 37 детей.

В связи с этим, с учетом заявления об уточнении требований от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Жирновского муниципального района, выразившееся в:

- непринятии мер, направленных на введение особого противопожарного режима на территории района;

- необорудовании территорий сельских населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Просил обязать администрацию Жирновского района:

- ввести на территории района особый противопожарный режим, установить запрет на разжигание костров в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу;

- оборудовать сельские населенные пункты средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор свои требования, с учетом заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал, просил заявление удовлетворить в полном объеме, пояснив, что в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Жирновского муниципального района на обеспечение пожарной безопасности.

Представитель администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области - Давиденко А.В. с заявлением прокурора не согласен, суду пояснил, что администрацией Жирновского муниципального района принимались необходимые меры по предупреждению и тушению пожаров на территории района; фактически противопожарный режим введен на территории района с 03.09.2010 г. распоряжением главы Жирновского муниципального района, хотя действующим законодательством это не предусмотрено в качестве обязательной меры. Кроме того, противопожарный режим был введен Администрацией Волгоградской области. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что территория Жирновского муниципального района состоит из городских и сельских поселений, которые в силу закона не подчинены администрации Жирновского муниципального района. Первичные меры противопожарной безопасности в соответствии с законом должны обеспечивать только администрации городских и сельских поселений, а не администрация муниципального района. Просил прокурору отказать в удовлетворении заявления, поскольку оно не основано на законе.

Суд, выслушав прокурора, представителя администрации Жирновского муниципального района, свидетелей, изучив материалы дела, считает заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Жирновского муниципального района о признании бездействия администрации Жирновского муниципального района незаконным, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 255, 258 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, нарушены права и свободы гражданина; суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

В силу ст.19 указанного Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов относятся: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В ст. 63 п. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указано, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.

В соответствии с п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Как установлено судом из копии постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, 02.09.2010 года около 14 час. в <адрес> в результате неосторожного обращения с огнем неустановленного лица произошло возгорание сухой травы возле свинофермы, принадлежащей Ф., в результате чего огнем уничтожено 45 жилых домов; по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. № УК РФ.

Кроме того, судом установлено из копии постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, что 02.09.2010 года в 14 час. 40 мин. на открытой ландшафтной территории на расстоянии около 800 м. юго-восточнее жилого района Сосновый, в результате неосторожного обращения с огнем неустановленного лица, произошло возгорание сухой травы. В результате сухой и ветреной погоды огонь быстро распространился в сторону жилого района Сосновый и перекинулся на жилые дома и хозяйственный постройки района Сосновый Жирновского городского поселения; по лесу огонь распространился в сторону р. Медведица и около 15 час. огонь перекинулся на правый берег р. Медведица с дальнейшим распространением по сухой траве на жилые дома с. Александровка. В результате пожара в жилом районе Сосновый уничтожено 3 жилых дома, в с. Александровка уничтожено 154 домовладения и 3 объекта социальной сферы. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. № УК РФ.

Как следует из справки о пожарной обстановке на территории Жирновского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в с. Александровка сгорело от пожара 158 жилых домов, ФАП, детский сад, почта, баня, осталось без крова 350 человек, пострадало от пожара 3 взрослых с термическими ожогами; в с. Фоменково сгорело от пожара 44 жилых дома, ФАП, осталось без крова 70 человек; в п. Сосновый Жирновского городского поселения сгорело от пожара 3 жилых дома и здание фермы, осталось без крова 11 человек; в с. Тетеревятка сгорело от пожара 12 жилых домов, 24 человека осталось без крова, пострадал от пожара 1 взрослый с термическими ожогами. Итого на территории района сгорело 214 жилых домов, осталось без крова 455 человек.

Согласно имеющейся в материалах дела копии предостережения, ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Жирновского района Волгоградской области Д. было объявлено предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства инспектору Жирновского отделения ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области, поскольку им не были направлены в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на территории района.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С., <данные изъяты>, суду показал, что администрацией Жирновского муниципального района особый противопожарный режим был введен 24.06.2010 г., но после 09.07.2010 г. был отменен, в связи с отсутствием реальной угрозы пожара. При введении особого противопожарного режима требуется усиление личного состава ОГПН и техники. Сведениями о том, имеются ли на территории района средства звуковой сигнализации для оповещения граждан на случай пожара, он не располагает, при этом, ему известно, что при тушении пожара в с.Фоменково Жирновского района сигнализация не использовалась.

Согласно показаниям свидетеля К., с ДД.ММ.ГГГГ он временно исполняет обязанности <данные изъяты>, информации о наличии в населенных пунктах Жирновского района средств звукового оповещения граждан о пожаре в Жирновском ОГПН отсутствует, сведениями о наличии либо отсутствии рупоров, иных средств оповещения он также не располагает. Возможно применение гражданами иных средств оповещения о пожаре, однако это не регламентировано действующим законодательством.

Указанные свидетели С. и К не подтвердили суду, что принятие мер, направленных на введение особого противопожарного режима на территории района, а также оборудование территорий сельских населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара входит именно в полномочия администрации муниципального района.

Как следует из ответа заместителя главы администрации Красноярского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории городского поселения особый противопожарный режим не устанавливался, оповещение людей при пожаре осуществляется по радио.

В судебном заседании установлено, что администрацией Жирновского муниципального района в 2010 году принимались меры по предупреждению сложившейся чрезвычайной ситуации 02 - 03 сентября 2010 года, что подтверждается:

- постановлением главы Жирновского муниципального района от 20.04.2010
г. № 505 «О мерах по предупреждению и тушению пожаров в период весна-осень
2010 г. на территории Жирновского района», которым установлены рекомендации
главам поселений района на выполнение конкретных противопожарных мер; в частности, пунктом 1.7.10 данного постановления главам поселений района рекомендовано обеспечить территории сельских населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и запасами воды для целей пожаротушения; пунктом 1.7.1 рекомендовано создать вокруг населенных пунктов и объектов, прилегающих к лесным массивам, минерализованных противопожарных полос; пунктом 2.3 рекомендовано запретить сжигание мусора и отходов производства на подведомственных территориях вне специально отведенных и оборудованных мест. Из пояснений представителя администрации Жирновского муниципального района Давиденко В.А. следует, что администрация муниципального района вправе лишь рекомендовать главам поселений района провести указанные противопожарные мероприятия, поскольку действующее законодательство не наделяет муниципальный район такими полномочиями.

- постановлением первого заместителя главы Жирновского муниципального района от 26 мая 2010 г. № 639 «О мерах, принимаемых по предупреждению и тушению пожаров в летний период 2010 г. на территории Жирновского района», согласно которому главам городских и сельских поселений Жирновского района даны рекомендации о проведении конкретных противопожарных мероприятий, в частности, создать вокруг населенных пунктов и объектов, прилегающих к лесным массивам, минерализованных противопожарных полос и другие рекомендации; кроме того, Жирновскому отделению государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС РФ по Волгоградской области рекомендовано в случае резкого увеличения количества пожаров и последствий от них выходить с предложением в администрацию Жирновского муниципального района об установлении особого противопожарного режима на территориях муниципальных образований, где произошло ухудшение оперативной обстановки.

Распоряжением главы Жирновского муниципального района от 02.09.2010 года № 496-Р, был создан оперативный штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами, имевшими место 02.09.2010 года на территории ряда поселений, входящих в состав Жирновского муниципального района.

Распоряжением главы администрации Волгоградской области № 761-р от 06.08.2010 года, на территории Волгоградской области был установлен особый противопожарный режим на период чрезвычайной пожарной опасности.

Решением Совета безопасности Волгоградской области № 5 от 10.08.2010 года главам муниципальных образований Волгоградской области было поручено проведение неотложных мер по защите населенных пунктов, лесов, лесных насаждений и сельскохозяйственных угодий от пожаров в пожароопасный период 2010 года с указанием конкретных сроков их исполнения; в частности, в срок до 25.08.2010 года необходимо было оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации на случай пожара.

В судебном заседании установлено, что главой Жирновского муниципального района издавалось распоряжение № 339-Р от 24.06.2010 года, которым на территории Жирновского муниципального района был введен особый противопожарный режим с 24.06.2010 г., при этом, в частности, главам поселений района было рекомендовано в срок до 25.06.2010 года установить в сельских населенных пунктах средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Распоряжением главы Жирновского муниципального района Волгоградской области от 09.07.2010 г. № 389-Р было принято решение об отмене на территории Жирновского района особого противопожарного режима; согласно описательно - мотивировочной части указанного распоряжения, причиной его принятия явилось минование угрозы возгорания лесов.

03 сентября 2010 г. распоряжением главы Жирновского муниципального района № 500-р на территории Жирновского района вновь введен особый противопожарный режим, при этом главам поселений района, в частности, рекомендовано установить в сельских населенных пунктах района средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до 06.09.2010 года; руководителям сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств рекомендовано запретить сжигание стерни и соломы. Из пояснений представителя администрации Жирновского муниципального района Давиденко В.А. следует, что администрация муниципального района приняла решение о введении особого противопожарного режима по своей инициативе, хотя действующее законодательство не возлагает на нее такую обязанность.

Согласно имеющейся в материалах дела справке, в прошедшем периоде 2010 года фактические расходы бюджета Жирновского муниципального района на противопожарные мероприятия составили 667,7 тыс. руб., на весь год запланировано потратить на указанные мероприятия 1512,4 тыс. руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области в прошедшем периоде 2010 года принимала участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также в организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Анализ приведенных выше норм действующего законодательства (п.п. 8, 9 ч. 1 ст.14, п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 19, 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 63 п. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)"), позволяет сделать вывод о том, что законом не предусмотрена обязанность администрации муниципального района устанавливать особый противопожарный режим на территории района, а также обязанность оборудовать территории населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, поскольку данными полномочиями, согласно положений указанных нормативных актов, обладают именно поселения, а не муниципальный район.

Следовательно, заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Жирновского муниципального района - о признании незаконным бездействия администрации Жирновского муниципального района, заключающегося в невведении на территории района особого противопожарного режима и в необорудовании территорий сельских населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также о понуждении администрации Жирновского муниципального района ввести на территории района особый противопожарный режим, установить запрет на разжигание костров в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу и оборудовать сельские населенные пункты средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем прокурору в удовлетворении заявления должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Жирновского района Волгоградской области в удовлетворении заявления в интересах неопределенного круга лиц - жителей Жирновского муниципального района - к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Жирновского муниципального района незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Жирновский районный суд в течение 10 дней.

Судья: А.В. Леванин