решение по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области о признании незаконным бездейстия администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района



Дело № 2-562/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Жирновск «17» сентября 2010 года

Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Леванина А.В.

е д и н о л и ч н о,

при секретаре Пешкиной Л.А.,

с участием: прокурора Жирновского района Волгоградской области Ушакова А.В.,

представителя администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - заместителя главы администрации Смерткина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Красноярского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения администрацией Красноярского городского поселения законодательства о пожарной безопасности.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

По требованиям п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

В связи с устоявшейся в летний период 2010 засушливой погодой на территории Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района сложилась чрезвычайная пожароопасная ситуация.

На основании письма заместителя начальника Жирновской ПЧ 9 ОФПС по Волгоградской области П. силами подразделений МЧС РФ в районе инициировано принятие главой Жирновского муниципального района распоряжения №339-Р от 24.06.2010 года «О введении на территории Жирновского муниципального района особого противопожарного режима с 24.06.2010 г.».

Также распоряжением главы администрации Волгоградской области от 06.08.2010 №761-р на территории Волгоградской области установлен особый противопожарный режим на период чрезвычайной ситуации.

Согласно ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установление особого противопожарного режима относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В то же время, по информации администрации Красноярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на территории данного муниципального образования особый противопожарный режим не устанавливался, оповещение жителей муниципального образования обеспечено только по радио, заготовлено лишь 5 мест для забора воды.

Решением Совета безопасности Волгоградской области от 10.08.2010 №5 главам муниципальных образований области поручено:

запретить разводить костры;

оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации.

В соответствии с п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны, устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В то же время, в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Жирновского МРО СУ СК при прокуратуре РФ по Волгоградской области, установлено, что особый противопожарный режим был введен на территории поселения лишь 03.09.2010 г., то есть после возникновения пожара в с Фомёнково Красноярского городского поселения. Сведений об установке звуковой сигнализации в с. Фомёнково, нормативном акте о запрете разведения костров, обеспечения каждого населенного пункта запасами воды представлено не было.

Указанные ненадлежащие меры способствовали установлению в период с 01 по 03 сентября 2010 на территории Красноярского муниципального образования чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением пожаров в населенных пунктах и прилегающих к ним территориях.

Так, проведенной проверкой установлено, что за период с 1 по 3 сентября т.г. на территории Красноярского муниципального образования уничтожено огнем 45 жилых дома и 1 ФАП в с.Фомёнково, в результате пожаров без крова осталось 32 человека.

В связи с этим, прокурор просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации Красноярского городского поселения, выразившееся в: непринятии мер, направленных на введение особого противопожарного режима на территории Красноярского городского поселения; невведении запрета на разведение костров; необорудовании с.Фоменково средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

- обязать администрацию Красноярского городского поселения: ввести на территории данного городского поселения особый противопожарный режим, установить запрет на разжигание костров в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу; оборудовать с.Фоменково средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор свои требования, с учетом их уточнения от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал, просил заявление удовлетворить в полном объеме, за исключением требования о понуждении администрации поселения ввести на территории поселения особый противопожарный режим, поскольку распоряжением главы администрации поселения от 04.09.2010 года данный режим уже введен на территории поселения; между тем, бездействие администрации поселения заключается, в частности, именно в непринятии мер по своевременному введению особого противопожарного режима, поскольку он введен фактически уже после произошедшего 02.09.2010 года пожара, в котором пострадали жители с. Фоменково; пояснил, что в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Красноярского городского поселения Жирновского района Волгоградской области на обеспечение пожарной безопасности.

Представитель администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - заместитель главы администрации Смерткин С.В. пояснил, что администрацией Красноярского городского поселения была проведена определенная работа по предупреждению пожаров; уже после пожара, произошедшего 02.09.2010 года, распоряжением главы администрации поселения от 04.09.2010 года особый противопожарный режим на территории поселения введен; с заявлением прокурора, с учетом его уточнения от ДД.ММ.ГГГГ, а также в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, полностью согласен; пояснил, что администрацией поселения в ближайшее время будет введен запрет на разжигание костров; кроме того, с. Фоменково будет оборудовано средствами звуковой сигнализации в должном виде не позднее ДД.ММ.ГГГГ; просил снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 0 рублей в связи с тяжелым материальным положением администрации поселения.

Суд, выслушав прокурора, представителя администрации, изучив материалы дела, считает заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 255, 258 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, нарушены права и свободы гражданина; суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится, в частности, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности; также, согласно ст. 30 данного Федерального закона, в случае повышения пожарной опасности решением органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

По требованиям п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Решением Совета безопасности Волгоградской области от 10.08.2010 №5 главам муниципальных образований области поручено:

запретить разводить костры;

оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации.

В соответствии с п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны, устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения.

Судом установлено, что в связи с устоявшейся в летний период 2010 засушливой погодой на территории Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района сложилась чрезвычайная пожароопасная ситуация, однако, администрацией поселения своевременно особый противопожарный режим на территории поселения введен не был; данный режим был введен лишь распоряжением главы администрации поселения от 04.09.2010 года, то есть уже после произошедшего 02.09.2010 года пожара, в результате которого было уничтожено огнем более 40 жилых домов в с. Фоменково, относящемся к Красноярскому городскому поселению; запрет на разжигание населением костров администрацией поселения также введен не был; администрацией поселения не были установлены надлежащие средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, чем нарушены права неопределенного круга лиц - жителей Красноярского городского поселения Жирновского района Волгоградской области на обеспечение пожарной безопасности. Данные обстоятельства представителем администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - заместителем главы администрации Смерткиным С.В. в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению с учетом заявления об уточнении требований от ДД.ММ.ГГГГ и уточнений, произведенных прокурором в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина.

В силу ч.2 ст. 333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

Суд, учитывая тяжелое финансовое положение администрации поселения, полагает возможным снизить размер госпошлины, подлежащей уплате ответчиком в доход государства, до 0 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в:

- непринятии своевременных мер, направленных на введение особого противопожарного режима на территории Красноярского городского поселения;

- невведении запрета на разведение костров;

- необорудовании с.Фоменково Жирновского района Волгоградской области средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Обязать администрацию Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области:

- на территории городского поселения установить запрет на разжигание костров в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу;

- оборудовать с.Фоменково Жирновского района Волгоградской области средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Жирновский районный суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.

Судья: А.В. Леванин