решение по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области о признании незаконным бездействия администрации Жирновского городского поселения



Дело № 2-569/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Жирновск «20» сентября 2010 года

Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Леванина А.В.

е д и н о л и ч н о,

при секретаре Пешкиной Л.А.,

с участием: прокурора Жирновского района Волгоградской области Ушакова А.В.,

представителей администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области -главы администрации Назаренко А.В., заведующего правовым отделом администрации - по доверенности Рябова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Жирновского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения администрацией Жирновского городского поселения законодательства о пожарной безопасности.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

По требованиям п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п.114 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313)

В связи с устоявшейся в летний период 2010 засушливой погодой на территории Жирновского муниципального района сложилась чрезвычайная пожароопасная ситуация.

Распоряжением главы администрации Волгоградской области от 06.08.2010 №761-р на территории Волгоградской области установлен особый противопожарный режим на период чрезвычайной ситуации.

Решением Совета безопасности Волгоградской области от 10.08.2010 №5 главам муниципальных образований области поручено:

- организовать круглосуточное дежурство граждан;

  • запретить разводить костры;
  • оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации;
  • обеспечить каждое домовладение запасами воды не менее 200 л, принять иные неотложные меры по защите населенных пунктов от пожаров в пожароопасный период 2010 года.

В то же время, по информации администрации Жирновского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на территории данного муниципального образования населенные пункты звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай пожара не оборудованы.

Кроме того, согласно объяснениям главы Жирновского городского поселения Назаренко А.В. особый противопожарный режим на территории муниципального образования в августе - сентябре 2010 года не вводился.

Указанные ненадлежащие меры способствовали установлению в период со 02 по 03 сентября 2010 на территории муниципального образования Жирновское чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением пожаров в населенных пунктах и прилегающих к ним территориях.

Так, проведенной проверкой установлено, что за период с 2 по 3 сентября 2010 года на территории жилого района Сосновый Жирновского городского поселения уничтожено огнем 3 жилых дома, здание фермы, в огне погиб домашний скот и птица (50 кур и уток, 2 свиньи), без крова в результате пожаров осталось 11 человек, из них 2 несовершеннолетних.

В связи с этим, прокурор просил суд: признать незаконным бездействие администрации Жирновского городского поселения по непринятию мер, направленных на введение особого противопожарного режима и защите населенных пунктов от пожаров на территории Жирновского городского поселения, незаконным; обязать администрацию Жирновского городского поселения незамедлительно устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно: оборудовать поселения муниципального образования Жирновское средствами звуковой сигнализации.

В судебном заседании прокурор пояснил, что в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Жирновского городского поселения Жирновского района Волгоградской области - на защиту от чрезвычайной ситуации, пожара. Свои требования уточнил и в судебном заседании просил:

  1. - признать незаконным бездействие администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на введение особого противопожарного режима на территории Жирновского муниципального образования и в необорудовании жилого района Сосновый средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
  2. - обязать администрацию Жирновского городского поселения: ввести на территории Жирновского муниципального образования особый противопожарный режим, оборудовать жилой район Сосновый Жирновского городского поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - глава администрации Назаренко А.В., заведующий правовым отделом - Рябов М.В. с заявлением прокурора, с учетом уточнения им требований в судебном заседании, полностью согласны; пояснили, что администрацией поселения проведена большая работа по реализации мер пожарной безопасности, однако, те недоработки, на которые указал прокурор, действительно имеют место; в ближайшее время на территории поселения будет введен особый противопожарный режим, кроме того, жилой район Сосновый Жирновского городского поселения будет оборудован средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в должном виде до ДД.ММ.ГГГГ; просили снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 0 рублей в связи с тяжелым материальным положением администрации поселения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 255, 258 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, нарушены права и свободы гражданина; суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится, в частности, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности; также, согласно ст. 30 данного Федерального закона, в случае повышения пожарной опасности решением органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

По требованиям п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Решением Совета безопасности Волгоградской области от 10.08.2010 №5 главам муниципальных образований области поручено, в частности, оборудовать населенные пункты средствами звуковой сигнализации, а также принять иные неотложные меры по защите населенных пунктов от пожаров в пожароопасный период 2010 года.

В соответствии с п. 114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны, устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения.

Судом установлено, что в связи с устоявшейся в летний период 2010 засушливой погодой на территории Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района сложилась чрезвычайная пожароопасная ситуация, однако, администрацией городского поселения особый противопожарный режим на территории поселения введен не был. В результате пожара на территории жилого района Сосновый Жирновского городского поселения уничтожено огнем 3 жилых дома, здание фермы, в огне погиб домашний скот и птица (50 кур и уток, 2 свиньи), без крова в результате пожаров осталось 11 человек, из них 2 несовершеннолетних; вместе с тем, администрацией поселения не были установлены надлежащие средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, чем нарушены права неопределенного круга лиц - жителей Жирновского городского поселения Жирновского района Волгоградской области - на защиту от чрезвычайной ситуации, пожара. Данные обстоятельства представителями администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области в судебном заседании не оспаривались.

Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению с учетом уточнений, произведенных прокурором в судебном заседании.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина.

В силу ч.2 ст. 333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

Суд, учитывая тяжелое финансовое положение администрации Жирновского городского поселения, полагает возможным снизить размер госпошлины, подлежащей уплате в доход государства, до 0 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в:

- непринятии мер, направленных на введение особого противопожарного режима на территории Жирновского муниципального образования;

- необорудовании жилого района Сосновый Жирновского городского поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Обязать администрацию Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области:

- ввести на территории Жирновского муниципального образования особый противопожарный режим;

- оборудовать жилой район Сосновый Жирновского городского поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Жирновский районный суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.

Судья: А.В. Леванин